Фосс, Лукас
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «ФОСС Лукас (Foss, Lukas; настоящая фамилия Фукс; родился в 1922 г., Берлин), американский композито…»)
Следующая правка →
Версия 17:49, 20 июня 2010
ФОСС Лукас (Foss, Lukas; настоящая фамилия Фукс; родился в 1922 г., Берлин), американский композитор, дирижер и пианист. Начал заниматься музыкой в семилетнем возрасте. В начале 1930-х гг. семья переехала в Париж, где Фосс учился игре на фортепиано и флейте и композиции в Парижской консерватории. В Париже Фосс проявил интерес к современной музыке, познакомившись с П. Хиндемитом. Редкостно одаренный, Фосс начал сочинять с 15 лет. В 1937 г. семья Фосса переехала в США. Фосс поступил в Институт музыки Кёртис в Филадельфии, где обучался по классу фортепиано у И. Забеллы-Венгеровой, по классу композиции у Р. Салеро и Р. Томпсона и по классу дирижирования у Ф. Райнера (1888–1963). После окончания института (1940) Фосс продолжил занятия композицией в Йельском университете у П. Хиндемита (1939–40) и в то же время занимался дирижированием у С. Кусевицкого на летних курсах в Танглвуде (1939–43). В 1945 г. Фосс выиграл конкурс молодых композиторов на стипендию Гуггенхайма. Изучал музыкальное искусство в Риме (1950–52). В 1953–62 гг. — профессор композиции (преемник А. Шёнберга) и дирижер Импровизационного камерного ансамбля (с 1957 г.) в Университете Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе, в этом университете Фосс реформировал программу музыкального образования. Одновременно руководил камерным оркестром Лос-Анджелеса и преподавал композицию в Беркширском музыкальном центре. В 1963 г. основал и возглавил Центр искусств.
Как дирижер Фосс в 1963–70 гг. возглавлял филармонический оркестр Буффало, с 1971 г. возглавлял Бруклинскую филармонию (ныне — почетный дирижер), в 1972–76 гг. — Иерусалимский симфонический оркестр радио и телевидения, в 1981–86 гг. — симфонический оркестр Милуоки. Фосс дирижировал многими знаменитыми оркестрами, в том числе Бостонским, Чикагским, Кливлендским, Филадельфийским, Лондонским, Римским «Санта Чечилия», Нью-Йоркским, Берлинским, Токийским филармоническим. В репертуаре Фосса, наряду с классическими сочинениями, большое место занимает современная музыка, в интерпретации которой Фосс достиг больших успехов. В свои программы Фосс включает много американских произведений, за что в 1973 г. получил премию Дитсона за пропаганду американской музыки.
Ранние сочинения Фосса написаны в неоклассическом стиле под большим влиянием П. Хиндемита и И. Стравинского; неоклассицизм Фосса, благодаря романтической натуре композитора, окрашен лиризмом. Значительные произведения этого периода: «Симфония in G» (1945), Струнный квартет № 1 (1947), некоторые ораториальные сочинения, в том числе «Песнь страдания» (1945), «Песнь Песней» (1946), «Псалмы» — все три произведения на библейские тексты, «Притча о смерти» (1952); концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1951; с ним связан первый международный успех Фосса, исполнившего его в Венеции) и «Симфония хоралов» (1958), базирующаяся на музыке И. С. Баха.
Во многих произведениях Фосс использует американские интонации. Среди них оратория «Прерии» (1943) и опера «Прыгающая лягушка графства Калаверас» (1950; по М. Твену).
В 1956 г. Фосс начал эксперименты с импровизационной музыкой и основал Камерный ансамбль импровизации Южнокалифорнийского университета. Результатом этих исканий стал Концерт для пяти солирующих инструментов (1960) и цикл «Время» для сопрано и оркестра (1960), получивший в 1961 г. приз Кружка музыкальных критиков Нью-Йорка и записанный на пластинку. Фосс использовал в своих сочинениях сериализм, алеаторику, графическую нотацию, электронную музыку и элементы театрализации. К значительным сочинениям этого периода относятся «Элитра» для камерного ансамбля (1964), концерт для виолончели с оркестром (1966, в котором солист как бы соревнуется с магнитофонной записью), вариации «Барокко» для оркестра (1967), «Люди в пьесе» (1970) — пьеса для пяти исполнителей, не только играющих на инструментах, но и разыгрывающих действо, и магнитофонной записи. «Solo observed» для фортепиано, органа, виолончели и ударных (1982) — пример минимализма в творчестве Фосса. В программы концертов часто включаются сочинения Фосса: симфония № 3, концерт для флейты с оркестром «Ренессанс», а также фортепьянный концерт для левой руки.