Гильдесхаймер, Азриэль
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{Персона |имя = Гильдесхаймер, Азриэль<br />(Гильдесгеймер, Израиль) |оригинал имени =…»)
Следующая правка →
Версия 09:59, 30 апреля 2010
Гильдесхаймер, Азриэль (Гильдесгеймер, Израиль) |
|
Hildesheimer, Azriel | |
Файл:Azriel Hildesheimer.JPG | |
Род деятельности: |
раввин, создатель раввинской семинарии в Берлине |
---|---|
Дата рождения: |
1820 год |
Место рождения: |
Хальберштадт |
Гражданство: |
Германия |
Дата смерти: |
12 июля 1899 |
Место смерти: | |
Отец: |
раввин Лейб Гли Гильдесхаймер |
Супруг: |
Генриетта, урожденная Гирш |
Дети: |
Меир Гильдесхаймер |
Гильдесхаймер, Азриэль (Хильдесхаймер Азриэль, Гильдесгеймер, Израиль, нем. Azriel Hildesheimer, Esriel Hildesheimer, Israel Hildesheimer) (1820, Хальберштадт, Германия — 1889, Берлин, Германия) — раввин, доктор философии, один из главных основателей ортодоксального модернизма в иудаизме, создатель Берлинской Раввинистической Семинарии.
Содержание |
Биография
Родился в Хальберштадте, (Германия), учился в Альтонe в Иешиве. В Берлинском университетe изучал семитские языки, философию, историю. Учился также в университете в Галле, в частности и Вильгельма Гезениуса, автора грамматики иврита, сохранившей научное значение до сих пор. В 1844 году получил степень доктора философии. Темой диссертации «О правильной интерпретации Библии» было исследование Септуагинты. По окончании обучения вернулся в Хальберштадт и вступил в бак с Генриеттой Гирш из зажиточной семьи.[1]
В 1851 году стал раввином в Айзенштадте в Австрии. Реорганизовал систему образования, включив ряд общих предметов, самолично преподавал немецкий язык, литературу, историю, математику.[2] Значительное внимание уделялось ивриту и Танаху. Нововведения вызвали ожесточенное сопротивление с двух сторон - от реформистов и ультраортодоксов. В результате доноса школа была быстро закрыта, а ученики высланы из города.[2] Впрочем, в 1858 году школа открылась снова, но, в итоге, дело кончилось неудачей. Венгерские хасиды наложили на Гильдесхаймера Херем (отлучение), чему он не придал большого значения.[2]
Гильдесхаймер перезжает в Берлин в 1869 году, где возглавляет ортодоксальную общину, бывшую там в меньшинстве. В 1873 году он основывает главное дело своей жизни: Берлинскую Раввинистическую Семинарию, которую возглавляет до самой смерти.[1]
Вместе с р. Шимшон Рафаэль Гиршем вел упорную борьбу против реформистов, но в отличие от последнего считал необходимым сотрудничать с ними, особенно в борьбе против немецкого антисемитизма. Гильдесхаймер был член центрального совета помощи и оказал значительную поддержку жертвам еврейских погромов в России.
Гильдесхаймер много способствовал заселению Земли Израиля (Эрец Исраэль), на свои средства построил дома для бездомных в Иерусалиме. В 1870 году он основал в Берлине газету «Юдише прессе» поддерживавшую идею переезда в Палестину(алия). В 1872 году основал Палестинское общество в Берлине для повышения образовательного уровня евреев Палестины и привлечения их к ремесленному труду, за что вновь был подвергнут херему, теперь со стороны руководства Старого ишува Палестины. Сотрудничал с протосионистсткой организацией Ховевей Цион и раввином Цви-Гирш Калишером. [1].
Обладал высокой работоспособностью и сочетал высокую учёность с организаторскими способностями. Занимал многие должности без вознаграждения. Умер 12 июля 1899 года и похоронен в Берлине, на кладбище возглавляемой им общины Адасс Исраэль. Одна из улиц Иерусалима в старинном районе Рехавия называется в честь Азриэля Гильдесхаймера.
Раввинская деятельность
Годы жизни Гильдесхаймера пришлись на период напряженной борьбы между разными слоями еврейства, прежде всего немецкого. Уже за сто лет до него Моисей Мендельсон взял курс на Просвещение (Хаскала). Это уже вызвало большие споры. Пстепенно возникли новые течения: реформаторское и, в пику ему, ультраортодоксия.
Гильдесхаймер взял решительный курс на сочетание европейской культуры и строго ортодоксальной практики. Являясь, по сути, истинным продолжателем дела Мендельсона в более позднюю эпоху, он постоянно вызывал критику и справа, и слева.
Гирш, Шимшон Рафаэль был солидарен с Гильдесхаймером, и они совместно боролись против реформизма. Гирш преимущественно писал, в то время как Гильдесхаймер закладывал образовательные основы будущей неоортодоксии.
Гильдесхаймер опубликовал и исследовал новую версию книги «Алахот Гдолот», а также издал несколько собственных сочинений. Написал много статей, расскзаов в периодических изданиях. Исследовал и указал на некоторые ошибке в Септуагинте.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Статья «Хильдесхаймер Азриэль» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Гильдесгеймер, Израиль в Еврейской Энциклопедии Брокгауза и Эфрона
Источники
Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. |
Ссылки
- Гильдесгеймер, Израиль в Еврейской Энциклопедии Брокгауза и Эфрона
- Статья «Хильдесхаймер Азриэль» в Электронной еврейской энциклопедии
Это незавершённая статья о раввине. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Время деятельности Гильдесхаймер, Азриэль в истории иудаизма |
---|