Имена Бога

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Ariely (Обсуждение | вклад)
(Новая страница: «{{IsFromWiki}}[[Файл:Kircher-Diagram of the names of God.png|thumb|295px|«Диаграмма» имён Бога и книги Oedipus Aegyptiacus [[Атана…»)
Следующая правка →

Версия 03:56, 26 апреля 2010

Файл:Kircher-Diagram of the names of God.png
«Диаграмма» имён Бога и книги Oedipus Aegyptiacus Атанасиуса Кирхера (1652-54).

Имена́ Бо́га (теонимы, от др.-греч. Θεός: — «Бог», ὄνομα — «имя») — в монотеизме, атрибуты и сущности единого и непознаваемого Бога. Такие имена обычно имеют особый, священный статус.

Содержание

Иудаизм

В Танахе сказано: «Крепкая башня – имя Господа: в неё бежит праведник, и защищён». [Мишлей 18:10][1]. Тегилим содержит бесчисленные обращения к имени Бога: «Все народы, которые сотворил Ты, придут и поклонятся пред Тобой, Господи, и прославят имя Твоё» [Тегилим 86:9][2], «Хвалите Его тимпаном и танцем, хвалите Его мэйнами (струнными инструментами) и свирелью. Хвалите Его цимбалами звенящими, хвалите Его цимбалами громкогласными» [псалом 150:4-5][3].

В Торе, имя Бога представляет еврейскую концепцию божественной природы. Различные еврейские названия Бога представляют Бога, и Его божественные атрибуты.

  • Тетраграмматон (ивр. יהוה‎YHWH — Яхве или Иегова). В иврите используются только согласные буквы, поэтому неизвестно точно как оно произносилось в древности. В быту, произносят «Адонай» (Господь) или «hаШем» (Имя). Наибольшее распространение в христианской среде получил вариант «Иегова», в то время, как специалисты считают наиболее вероятным произношение «Яхве».
  • Элохим (однокоренные слова для него — Эль и Элоhа, а также арабское Аллах).
  • Адонай
  • Саваоф
  • Эль-Шаддай — в русском синодальном переводе «Бог Всемогущий». Корень слова «шад» обозначает женскую грудь и является образом материнства, заботливой нежности, кормления, тихого спокойствия.
  • Эль-Олам — в русском синодальном переводе «Бог Крепкий».
  • Эль-Эльйон — «Бог Всевышний».

Также к имени Бога часто прибавляется уточняющее определение (эпитет), которое отличает одно Его качество (проявление в материальном мире) от других, но самим определением Бога не является и относится, как правило, или к человеку с которым Бог имел отношения, или к месту на котором он действовал.

  • YHWH-Ро’и́ — «Иегова — Пастырь мой» (Пс.22:1)
  • YHWH-Ир’э́ — «Иегова усмотрит» (Быт.22:8,14)
  • YHWH-Шало́м — «Иегова — мир» (Суд.6:24)
  • YHWH-Роф’э́ха — «Иегова — Целитель твой» (Исх.15:26)
  • YHWH-Цидке́йну — «Иегова оправдание наше!» (Иер.23:6)
  • YHWH-Ша́мма — «Иегова там» (Иез.48:35)
  • YHWH-Нисси́ — «Иегова — знамя моё» (Исх.17:15)
  • YHWH-Мекаддишхе́м — «Иегова, освящающий вас» (Лев.20:8)

В мессианском иудаизме имя Тетраграмматон относят к Отцу и Святому Духу, которые являются первым и третьим лицом божества (Элохим), а Иешуа — к Сыну.

Каббала

Основная статья: 72 имени Бога в Каббале

В Каббале и в книге «Зохар» названы 72 имени Бога.

Б-г

Подобное написание можно встретить в связи с тем, что иудеи этим избегают написания имени Бога, так как считается, что и в печатном виде оно обладает святостью, а следовательно, может подвергнуться оскорблению при уничтожении печатного либо рукописного материала [1]. Язык при этом не важен, так святость имени при этом не уменьшается, и на любом языке верующие иудеи должны писать имя Бога через чёрточку.

Также, на основании одной из десяти заповедей, которые, согласно Пятикнижию, были даны самим Богом Моисею, избегается и полное произношение имени Бога. Имя это произносится только по случаю религиозных праздников и при этом перекрывается звуковым сигналом. Исключение может составлять только обучение маленьких детей молитвам.

Христианство

Христос, уча Своих учеников молитве, прославлял святое имя Господа: «О Отец, Сущий на Небесах, да святится Имя Твое» [Мф. 6:9]. А св. Павел в своем «Послании к Римлянам» пишет: «Ибо всякий, кто призовет Имя Господне — спасется» [Рим. 10:13].

Ортодоксальные христиане, видят Бога под именами Святой Троицы:

  • Бог Отец
  • Бог Сын
  • Бог Святой Дух

Помимо этого с именами:

  • Иисус (араб. Иса, евр. Иешуа или Иегошуа) — переводится как «Иегова есть спасение» или «Спасение от Иеговы»
  • Христос (арам. Мешиха, ивр. Машиах‎) или «Мессия» (греческая форма еврейского «Мешиах») — «Помазанник».
  • Бог просто упоминая Бога, использовалось это слово.

Также Христос часто называл себя разными именами, говоря «Я ..» или же «Аз есмь ..», или же принимая обращения с именами (титулами):

  • Агнец Божий [4]
  • Альфа и Омега [5]
  • Воскресение и жизнь [6]
  • Второй человек [7]
  • Дверь [8]
  • Еммануил [9]
  • Испытующий сердца и внутренности [10]
  • Истинная виноградная лоза [11]
  • Краеугольный камень [12]
  • Лев от колена Иудина [13]
  • Пастырь добрый [14]
  • Первый и Последний [15]
  • Последний Адам [16]
  • Путь и истина и жизнь [17]
  • Свет Миру [18]
  • Слово [19]
  • Сын Давидов [20]
  • Сын Человеческий [21]
  • Утренняя звезда [22]
  • Хлеб жизни [23]
  • Хлеб, сшедший с небес [24]
  • Царь Иудейский [25]
  • Это Я [26] (греч. «эго эйми», прообраз еврейского «Я Сущий»)

Русское православие

Само слово «православие» содержит идею непрерывного славословия Господа. Православные гимны и молитвы содержат прославление Имени Бога в составе утренних, дневных и вечерних богослужений. Например, 2-я светильничная молитва утрени содержит следующие слова: «Яко благословися и прославися всечестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». Непрестанному повторению в молитве имени Иисуса Христа служат чётки, распространённые среди монахов и ревностных христиан. На волне усердного почитания имени Бога, в русском православии XIX века возникло уже еретическое движение имяславия, даже обожествлявшее различные имена Бога. Одни из крупнейших теологов и философов того времени: Алексей Лосев и о. Павел Флоренский были имяславцами.

Свидетели Иеговы

Свидетели Иеговы считают единственным именем Бога имя Иегова. Христианская традиция перевода тетраграмматона наименованием «Господь», по мнению Джорджа Ховарда, из университета штата Джорджия (США), появилась после смерти учеников Иисуса[27]. В начале XX века в одном английском журнале сообщалось о выпуске новой Библии — «Американского стандартного перевода»,— вышедшей в свет в 1901 году («The Presbyterian and Reformed»). Это было пересмотренное издание «Библии короля Якова» XVII века. В статье обсуждался вопрос о том, насколько уместно последовательное использование Божьего имени, Иегова, в английской Библии.
В ней отмечалось: «Мы не понимаем, почему мнения по этому вопросу так отличаются. Это личное имя Господа, которое Он сам избрал и сообщил Своему народу. Мы считаем, что замена этого имени описательным титулом привела к огромной потере. Конечно, существуют разногласия по поводу произношения Божьего имени, и никто не утверждает, что форма имени „Иегова“ единственно верная. Однако для английского читателя она не менее значима; а ее замена на „Яхве“ или другие формы, используемые сегодня некоторыми учеными с большей или меньшей долей точности, была бы излишним формализмом. Мы полагаем, что английский читатель Ветхого Завета извлечет немалую пользу, если в новом издании Библии, доступной широкой аудитории, он впервые будет встречать последовательно восстановленное имя Иегова и узнавать все, что Иегова сделал для Своего народа и что для них означало это имя». Само слово «Господь», которое христиане рассматривают как одно из имен Божьих и употребляют как по отношению к Богу Отцу так и к Иисусу Христу, это титулы, а не имена.

Другие

Мормоны называют Бога-Отца «Элогим», а некоторые староверы — «Скратч».

Ислам

Основная статья: 99 имён Аллаха

В исламе 99 имен Аллаха, которые выражают его атрибуты. Пророк Мухаммад сказал: «Воистину, у Господа девяносто девять имён. Кто их выучит, тот войдёт в Рай». Коран также повествует: «Аллах обладает самыми прекрасными именами. Посему зовите Его ими». (Сура «аль-А’раф», аят 180). В основу кантаты Джона Тавенера «Прекрасные имена» (2007) легли 99 имен Аллаха.

Суфизм

Совместное воспевание Имен Аллаха, сопровождающееся танцами, находим в практике зикра у суфиев, мусульманских мистиков.

Индуизм

В индуизме повторение имён Бога является одной из основных духовных практик. В Ведах сказано:[28]

« Внимай же тому, что все Веды держат в секрете, и с помощью чего возможно вырваться из круговорота рождения и смерти. Тот, кто просто повторяет имена изначального верховного Господа, легко освобождается от неблагоприятного влияния Кали-юги.

Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе — эти шестнадцать имён Бога способны разрушить всё неблагоприятное воздействие века Кали. Во всех Ведах не существует более возвышенной духовной практики, чем повторение этих имён.[29]

»

Боги делятся на много категорий, которые в вайшнавизме принято обобщать в две основных: вишну-таттва и джива-таттва. Боги категории вишну-таттвы являются различными ипостасями единого Бога, к ним относятся Вишну и его основные аватары, такие как Кришна, Рама и Нарасимха. Большинство последователей индуизма следуют монотеистической традиции вайшнавизма и поклоняются единому Богу в Его изначальной ипостаси как Вишну и в Его других ипостасях, называемых аватарами.

К категории джива-таттвы относятся все живые существа (дживы) во вселенной, любое из которых в награду за благочестивые поступки может родится одним из богов в материальном мире, которые называются девы (полубоги). К ним относятся боги ведического пантеона, которым посвящены большинство гимнов Вед — Варуна, Индра, Агни, Сурья, Брахма и другие. Общее число дев в индуизме составляет 330 миллионов, из которых в «Риг-веде» описываются только 33. Девам обычно поклоняются ради обретения определённых материальных благ и благословений.

Последователи шиваизма считают Шиву, а не Вишну, Верховной ипостасью Бога, а последователи шактизма — Дургу, но те и другие вместе взятые составляют меньшинство всех последователей индуизма. В вайшнавизме Шива занимает особое промежуточное положение между джива-таттвой и вишну-таттвой — он не равен по могуществу с Вишну и занимает по отношению к нему подчинённое положение, но при этом находится над всеми полубогами. В вайшнавизме Шиву считают самым великим преданным Вишну. В индуизме также поклоняются объединённой форме Вишну и Шивы в одном лице, которая носит имя Харихара.

В индуизме также присутствует триада божеств — тримурти, которая не имеет ничего общего с концепцией Троицы в христианстве.

Тримурти:

Имена основных дев (полубогов) в индуизме:

  • Ваю
  • Кувера
  • Сома
  • Сурья
  • Яма
  • Варуна
  • Агни
  • Индра

Имена Бога в вайшнавизме

Основная статья: Вишну-сахасранама
Основная статья: Имена Кришны

В монотеистической традиции вайшнавизма (преобладающем направлении индуизма), где Вишну и его основным аватарам (таким как Кришна, Рама и Нарасимха) поклоняются как различным ипостасям Бога, существует текст «Вишну-сахасранама». В нём содержится список 1000 имён Вишну и объясняется их значение.

В бенгальском вайшнавизме, также известном как гаудия-вайшнавизм или кришнаизм, к которому принадлежат последователи Международного общества сознания Кришны и Гаудия Матха, также существует список их 108 основных имён Кришны.

Практика повторения имён Бога в Ведах и Пуранах

В некоторых Пуранах и таких ведических писаниях как Упанишады утверждается, что повторение имён Бога является самой простой и возвышенной духовной практикой в настоящую эпоху Кали-югу.

Так в «Брихан-нарадия-пуране» говорится:

« В этот век Кали нет иной религии, кроме прославления Господа произнесением Его святого имени, — на этом сходятся все писания. Нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути. »

В «Бхагавата-пуране» есть похожий стих. В третьей главе Двенадцатой песни Шукадева Госвами рассказывает Махарадже Парикшиту о пороках этого века. Завершая это описание, Шукадева Госвами говорит:

« Мой дорогой царь, этот век Кали исполнен пороков, однако он предоставляет одну замечательную возможность. Всего лишь повторяя мантру Харе Кришна, можно достичь освобождения и вернуться к Богу. »

Воспевания мантры «Харе Кришна», упоминается в «Кали-сантарана-упанишаде», которая является частью «Яджур-веды». В этой Упанишаде, Нарада получает наставления от Брахмы:[30]

« Внимай же тому, что все Веды держат в секрете, и с помощью чего возможно вырваться из круговорота рождения и смерти. Тот, кто просто повторяет имена изначального пуруши Господа Нараяны, легко освобождается от неблагоприятного влияния Кали-юги. »

Когда Нарада спросил, что за «имена Нараяны» Брахма имеет ввиду, Брахма ответил:

« Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе; эти шестнадцать имён способны разрушить всё неблагоприятное воздействие века Кали. Во всех Ведах не существует более возвышенной духовной практики, чем повторение этих имён. »

Вера Бахаи

Бога можно назвать по именам девяти «Посланников» (по возрасту):

Также существует традиция 99 имён Господа, при этом Величайшим из них является "Алла-у-Абха" (Преславный)

Сикхизм

Сикхи в Индии делают особое ударение на повторении имени Бога. Они называют Бога Нама — «имя». Гуру Нанак, основатель религии сикхов, молился: «В эти нектарные утренние часы я медитирую на красоту истинного Имени», и говорил, что Господь в видении приказал ему: «Иди и повторяй Мое имя, и побуждай других делать то же».

Буддизм

В таких движениях, как буддизм тхеравады, нет имён Бога, так как нет абсолютного личного Божества. Однако существует множество имён Будды.

Махаяна и Ваджраяна

В буддизме махаяны и ваджраяны для наименования абсолютной реальности, понимание которой специфично, используется слово Дхармакая, (м. р., Тело Дхармы), или даже словосочетание Дхармакая-Мать[31][32]. В буддийских школах дальнего востока синонимом абсолюта служит имя будды Вайрочаны.

В ваджраяне для обозначения абсолюта используются имена:

  • Ади-Будда (Изначальный Будда)
  • Ваджрадхара (Держащий Ваджру)
  • Кунджед Гьялпо (Царь Всетворящий)

См. также

  • Имена Кришны
  • Имя в православии
  • Имяславие
  • Список божеств в древнегреческой мифологии
  • Список египетских богов
  • Политеизм

Примечания

  1. Тора в переводе Мосад рав Кук. Мишлей 0018, 0010
  2. Тора в переводе Мосад рав Кук. Тегилим 0086, 0010
  3. Тора в переводе Мосад рав Кук. Тегилим 0150
  4. Библия. Иоанна 13:29
  5. Библия. Откровение 1:8
  6. Библия. Иоанна 11:25
  7. Библия. 1-ое Коринфянам 15:47
  8. Библия. Иоанна 10:19
  9. Библия. Матфея 1:23
  10. Библия. Откровение 1:23
  11. Библия. Иоанна 15:1
  12. Библия. 1-ое Петра 1:6
  13. Библия. Откровение 5:5
  14. Библия. Иоанна 11:12
  15. Библия. Откровение 1:10
  16. Библия. 1-ое Коринфянам 15:45
  17. Библия. Иоанна 14:16
  18. Библия. Иоанна 8:12
  19. Библия Иоанна 1:1
  20. Библия. Матфея 9:27
  21. Библия. Иоанна 13:31
  22. Библия. Откровение 22:16
  23. Библия. Иоанна 6:35
  24. Библия. Иоанна 6:41
  25. Библия. Матфея 2:2
  26. Библия. Марка 14:62
  27. «Journal of Biblical Literature», т. 96, 1977, с. 63
  28. «Кали-сантарана-упанишада» которая является частью «Яджур-веды»
  29. in the translation of K. N. Aiyar
  30. (in the translation of K. N. Aiyar)
  31. «Падмасамбхава СОКРОВИЩНИЦА, ПОЛНАЯ ДРАГОЦЕННОСГЕЙ,УСТРАНЯЮЩИХ ПРЕПЯТСТВИЯ Ответы на вопросы Еше Цогял Часть 2»
  32. Поскольку все возникает из Дхарматы, то ее называют матерью. Намкай Норбу Ринпоче "Круг дня и ночи который проходят на пути Ати-йоги"

Ссылки

arz:اسامى الالههet:Jumala nimipt:Nomes de Deus

tl:Pangalan ng DiyosУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках