Беркович, Элиэзер

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{Stub-meta | article = о раввине | category = о раввинах | image = Buchbinder-Rabbi Praying.jpg | size = 32px | alt = Кар…»)
Строка 1: Строка 1:
 +
{{О_статье
 +
|ТИП СТАТЬИ=1
 +
|СУПЕРВАЙЗЕР=
 +
|УРОВЕНЬ=1
 +
|КАЧЕСТВО=
 +
|АВТОР1=Китросский, Леви
 +
|АВТОР2=
 +
|АВТОР3=
 +
|ВИКИПЕДИЯ=
 +
|ПРОЕКТ=
 +
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
 +
|ПОДТЕМА=
 +
|ДАТА СОЗДАНИЯ=20/04/2010
 +
}}
 +
{{Stub-meta
{{Stub-meta
| article  = о [[раввин]]е
| article  = о [[раввин]]е
Строка 35: Строка 50:
Первоначальное еврейское обучение пришел у раввина Акивы Глазнера. Учился в [[:en:Hildesheimer Rabbinical Seminary|Берлинской Раввинской Семинарии]] у выдающегося раввина [[:en:Yechiel Yaakov Weinberg|Иехиэля Вайнберга]], автора книги ''Сридей Эш''. Получил звание доктора философии в [[Берлин]]ском Университете, специализировался по [[Юм]]у. Занимал раввинское положение в Берлине до [[1939]], затем в [[Лидс]]е ([[1940]]—[[1946]]), [[Сидней|Сиднее]] ([[1946]]—[[1950]]), [[Бостон]]е ([[1950]]—[[1958]]). В [[1958]] возглавил отделение еврейской философии в Теологическом Колледже в [[Чикаго]].
Первоначальное еврейское обучение пришел у раввина Акивы Глазнера. Учился в [[:en:Hildesheimer Rabbinical Seminary|Берлинской Раввинской Семинарии]] у выдающегося раввина [[:en:Yechiel Yaakov Weinberg|Иехиэля Вайнберга]], автора книги ''Сридей Эш''. Получил звание доктора философии в [[Берлин]]ском Университете, специализировался по [[Юм]]у. Занимал раввинское положение в Берлине до [[1939]], затем в [[Лидс]]е ([[1940]]—[[1946]]), [[Сидней|Сиднее]] ([[1946]]—[[1950]]), [[Бостон]]е ([[1950]]—[[1958]]). В [[1958]] возглавил отделение еврейской философии в Теологическом Колледже в [[Чикаго]].
-
В [[1967]] репатриировался в Израиль, где преподавал до самой смерти в [1992]]. Автор 19 книг на трех языках: английский, иврит, немецкий. Читал лекции на всех этих языках. Касался самых фундаментальных вопросов еврейской веры и религии вообще, в частности значения [[Холокост|Катастрофы европейского еврейства]], имел трезвый и критический стиль. Писал также о роли государства Израиль, положения женщин в [[Галаха|традиционном еврейском законе]], стремясь улучшить их статус. Выдающийся мыслитель, представитель еврейской религиозной мысли, [[Религиозный сионизм|религиозного сионизма]] и [[Ортодоксальный модернизм в иудаизме|модернизма]].
+
В [[1967]] репатриировался в Израиль, где преподавал до самой смерти в 1992. Автор 19 книг на трех языках: английский, иврит, немецкий. Читал лекции на всех этих языках. Касался самых фундаментальных вопросов еврейской веры и религии вообще, в частности значения [[Холокост|Катастрофы европейского еврейства]], имел трезвый и критический стиль. Писал также о роли государства Израиль, положения женщин в [[Галаха|традиционном еврейском законе]], стремясь улучшить их статус. Выдающийся мыслитель, представитель еврейской религиозной мысли, [[Религиозный сионизм|религиозного сионизма]] и [[Ортодоксальный модернизм в иудаизме|модернизма]].
== Философия ==
== Философия ==
-
Философские труды Берковича обладают сочетанием особенностей, которое отличает его от других еврейских философов двадцатого века. Изложение у Берковича, хоть и эмоциональное, но четкое, последовательное и рациональное, что отличает его, например, от [[Кук, Авраам Ицхак|р. Кука]], к тому же Беркович нигде не пользуется [[каббала|каббалой]]. С другой стороны, он — ортодоксальный еврей, чего нельзя сказать о [[Бубер, Мартин|Мартине Бубере]]. Книги Берковича имеют общефилософский охват и подходят для любой монотеистической религии, чего нельзя сказать про [[Соловейчик, Йосеф Дов|р. Й. Д. Соловейчика]].
+
Философские труды Берковича обладают сочетанием особенностей, которое отличает его от других еврейских философов двадцатого века.  
 +
 
 +
*Изложение у Берковича, хоть и эмоциональное, но четкое, последовательное и рациональное, что отличает его, например, от [[Кук, Авраам Ицхак|р. Кука]], к тому же Беркович нигде не пользуется [[каббала|каббалой]].  
 +
*С другой стороны, он — ортодоксальный еврей, что отличает его от [[Бубер, Мартин|Мартине Бубере]].  
 +
*Книги Берковича имеют общефилософский охват и подходят для последователей всех монотеистических религии, чего не всегда можно сказать о книгах[[Соловейчик, Йосеф Дов|р. Й. Д. Соловейчика]].
=== О Боге ===
=== О Боге ===
Строка 59: Строка 78:
Наиболее известны труды Берковича по полжению женщин. Он считал, что можно улучшить положение женщин, если использовать все возможности, заложенные в Талмуде, в частности, условный брак и развод. Книга Берковича «Условия при браке и разводе» была одобрена его учителем р. Вайнбергом. Само название перекликается с полемическим трудом девятнадцатого века: «Нет условий в браке и разводе», который был направлен против предложения исполжзовать условия для развода французским гражданским судом.
Наиболее известны труды Берковича по полжению женщин. Он считал, что можно улучшить положение женщин, если использовать все возможности, заложенные в Талмуде, в частности, условный брак и развод. Книга Берковича «Условия при браке и разводе» была одобрена его учителем р. Вайнбергом. Само название перекликается с полемическим трудом девятнадцатого века: «Нет условий в браке и разводе», который был направлен против предложения исполжзовать условия для развода французским гражданским судом.
-
В более широком плане Беркович считал, что необходимо вернуть Алахе былую гибкость.
+
В более широком плане Беркович считал, что необходимо вернуть Галахе былую гибкость.
== Современная оценка творчества Берковича ==
== Современная оценка творчества Берковича ==

Версия 20:26, 20 апреля 2010

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Китросский, Леви
Дата создания: 20/04/2010


Елиезер Беркович
Eliezer Berkovits
Файл:Eliezer Berkovits.jpg
Дата рождения:

8.09.1908

Место рождения:

Орадя, Австро-Венгрия

Дата смерти:

1992

Место смерти:

Иерусалим, Израиль

Период:

Философия XX века

Направление:

Западная философия, еврейская философия

Основные интересы:

Этика, Холокост

Значительные идеи:

философия встречи с Богом

Оказавшие влияние:

Маймонид, Галеви, Иехуда, Юм

Гражданство:

Израиль

Элие́зер Бе́ркович (англ. Eliezer Berkovits), 1908, Новагардок — 1992 Иерусалим, религиозный философ, раввин, теолог, писатель.


Содержание

Биография

Первоначальное еврейское обучение пришел у раввина Акивы Глазнера. Учился в Берлинской Раввинской Семинарии у выдающегося раввина Иехиэля Вайнберга, автора книги Сридей Эш. Получил звание доктора философии в Берлинском Университете, специализировался по Юму. Занимал раввинское положение в Берлине до 1939, затем в Лидсе (1940—1946), Сиднее (1946—1950), Бостоне (1950—1958). В 1958 возглавил отделение еврейской философии в Теологическом Колледже в Чикаго.

В 1967 репатриировался в Израиль, где преподавал до самой смерти в 1992. Автор 19 книг на трех языках: английский, иврит, немецкий. Читал лекции на всех этих языках. Касался самых фундаментальных вопросов еврейской веры и религии вообще, в частности значения Катастрофы европейского еврейства, имел трезвый и критический стиль. Писал также о роли государства Израиль, положения женщин в традиционном еврейском законе, стремясь улучшить их статус. Выдающийся мыслитель, представитель еврейской религиозной мысли, религиозного сионизма и модернизма.

Философия

Философские труды Берковича обладают сочетанием особенностей, которое отличает его от других еврейских философов двадцатого века.

  • Изложение у Берковича, хоть и эмоциональное, но четкое, последовательное и рациональное, что отличает его, например, от р. Кука, к тому же Беркович нигде не пользуется каббалой.
  • С другой стороны, он — ортодоксальный еврей, что отличает его от Мартине Бубере.
  • Книги Берковича имеют общефилософский охват и подходят для последователей всех монотеистических религии, чего не всегда можно сказать о книгахр. Й. Д. Соловейчика.

О Боге

Беркович производит парадоксальный синтез из Маймонида и Иегуды Галеви [1]. Бог — трансцендентен и непознаваем для разума, как у Маймонида, но сам факт Синайского Откровения, как встречи, позволяет сделать суждения о качествах Бога и Его отношении к человеку.[2]. Краеугольный камень философии Берковича — сам факт Синайского Откровения, можно кратко сформулировать его философию, как Философию Встречи (в отличие от философии диалога у Бубера).

Об этике

Беркович подвергает критике все системы обоснования этики, в том числе, чистый разум, но, в отличие от Канта, строит этику на основе интереса Бога к человеку и, особенно, факте дарования этических законов в Синайском Откровении. [3]

Философия истории

По Берковичу народ Израиля несет особую историческую функцию, утверждая роль Бога и Его закона в истории.

Беркович избегал толкований конкретных исторических событий, прежде всего Катастрофы европейского еврейства. Управление Миром скрыто и непостижимо, чтобы оставить человеку свободу выбора[4][5]. Отрицать Веру из-за Катастрофы — надругательство над памятью погибших и сохранивших веру, а слепое утверждение веры, невзирая на Катастрофу — надругательство над памятью погибших и потерявших веру[6].

Беркович придаёт огромное значение государству евреев — Израиль, но не как часть визионерского мессианского процесса по р. Куку, а как возможность реализовать Божественный этический закон и выполнить предназначение, указанное для народа Израиля пророками — нести свет в мир[7].

Роль и значение еврейского закона

Несмотря на то, что Закон дан в Откровении, по Берковичу, конкретное историческое еврейское законодательство имеет отпечаток человеческих представлений данного времени. Тора задает идеалы, которые постепенно реализуются по мере морального совершенства человечества. Особенно данная тема звучит в приложении к статусу женщин в Галахе [8]. Беркович указывал, что Галаха должна вновь обрести гибкость, утраченную из-за записи Устной Торы и длительного пребывания в подчиненном положении в диаспоре.

Галаха

Наиболее известны труды Берковича по полжению женщин. Он считал, что можно улучшить положение женщин, если использовать все возможности, заложенные в Талмуде, в частности, условный брак и развод. Книга Берковича «Условия при браке и разводе» была одобрена его учителем р. Вайнбергом. Само название перекликается с полемическим трудом девятнадцатого века: «Нет условий в браке и разводе», который был направлен против предложения исполжзовать условия для развода французским гражданским судом.

В более широком плане Беркович считал, что необходимо вернуть Галахе былую гибкость.

Современная оценка творчества Берковича

В исследовательском центре «»«Шалем» в Иерусалиме пришли к выводу, что творчество Берковича оценено недостаточно. При центре открыт «The Eliezer Berkovits Institute for Jewish Thought», ставящий задачу перевести и переиздать все сочинения Берковича на английском и иврите, а также проводить архивные и общие исследования творческого наследия Берковича.[9]

Библиография

На иврите

  • תנאי בנישואין ובגט, מוסד הרב קוק, ירושלים, 1966.
  • הלכה כוחה ותפקידה, מוסד הרב קוק, ירושלים, 1981.
  • תורת ההגיון בהלכה: הסיבתיות בהלכה, מוסד הרב קוק, ירושלים, 1986.
  • משבר היהדות במדינת היהודים, הוצאת ראובן מס, ירושלים, 1987.
  • אמונה לאחר השואה, הוצאת שלם בשיתוף יד ושם, ירושלים, תשס"ו.
  • עמו אנכי בצרה, הוצאת שלם בשיתוף יד ושם, ירושלים, תשס"ו.
  • אלוהים, אדם והיסטוריה, הוצאת שלם, ירושלים, התש"ע.


На английском

  • Hume and Deism (1933) [German]
  • Was Ist der Talmud? (1938) [German]
  • Towards Historic Judaism (1943)
  • Between Yesterday and Tomorrow (1945)
  • Judaism: Fossil or Ferment? (1956)
  • God, Man, and History (1959)
  • Prayer (1962)
  • A Jewish Critique of the Philosophy of Martin Buber (1962)
  • T’nai Bi’N'suin u’V'Get (1966) [Hebrew]
  • Man and God: Studies in Biblical Theology (1969)
  • Faith After the Holocaust (1973)
  • Major Themes in Modern Philosophies of Judaism (1974)
  • Crisis and Faith (1976)
  • With God in Hell: Judaism in the Ghettos and Death Camps (1979)
  • Not in Heaven: The Nature and Function of Halakha (1983)
  • HaHalakha, Koha V’Tafkida (1981) [Hebrew] — expanded version of Not in Heaven (above)
  • Logic in Halacha (1986) [Hebrew]
  • Unity in Judaism (1986)
  • The Crisis of Judaism in the Jewish State (1987) [Hebrew]
  • Jewish Women in Time and Torah (1990)
  • Essential Essays on Judaism (2002), ed. David Hazony

На русском

  • «Вера после Катастрофы» (перевод с английского М. Китросской, издательство «Амана», Иерусалим)
  • «Бог, человек и история» (перевод с английского М. и Л. Китросских, издательство «Маханаим», Иерусалим, должен выйти в 2010)
  • «Статус женщин во времени и в Торе» (в плане издательства «Маханаим», Иерусалим)

Примечания

  1. Выступление профессора Шалома Розенберга на презентации перевода книги «Бог, человек и история» на иврит
  2. Основной мотив книги «Бог, человек и история»
  3. «Бог, человек и история», главы 10, 11
  4. «Бог, человек и история», глава 14
  5. «Вера после Катастрофы», глава 4
  6. «Вера после Катастрофы», Вступление
  7. «Бог, человек и история», глава 13
  8. Status of women with Halacha
  9. Перевод предисловия Давида Хазони к «God, Man and History» Берковица

Литература

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках