«Свидетельство Флавия» - "Testimonium Flavianum"
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Историчность Иисуса Христа» в ««Свидетельство Флавия» - "Testimonium Flavianum"») |
Architect (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{О_статье |
- | + | |ТИП СТАТЬИ=1 | |
- | + | |СУПЕРВАЙЗЕР=1 | |
+ | |УРОВЕНЬ=1 | ||
+ | |КАЧЕСТВО=3 | ||
+ | |АВТОР1= | ||
+ | |АВТОР2= | ||
+ | |АВТОР3= | ||
+ | |ВИКИПЕДИЯ= | ||
+ | |ПРОЕКТ= | ||
+ | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
+ | |ПОДТЕМА= | ||
+ | |ДАТА СОЗДАНИЯ=20/04/2010 | ||
+ | }} | ||
- | |||
- | + | '''«Свидетельство Флавия»''' ({{lang-lat|Testimonium Flavianum}}) — один параграф из книги известного еврейского историка [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]] «[[Иудейские древности]]», на котором в течении многих веков христианская церковь обосновывала "доказательства историчности Иисуса на основании не-христианских источников. На настоящий момент наукой признано, что принятый христианской церковью текст книги Флавия в этом месте является подложным. | |
+ | |||
+ | == Стандартный текст Флавия == | ||
+ | |||
+ | Текст книги И. Флавия «Иудейские древности» не сохранился в еврейской традиции, и дошел до нас только через христианских переписчиков. Отрывок «Свидетельства Флавия» в стандартном, передаваемом в христианстве тексте книги, выглядит следующим образом: | ||
- | |||
- | |||
<blockquote> | <blockquote> | ||
''Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали любить его и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нём и о многих других его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне ещё существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его имени''.<ref>''Иосиф Флавий''. Иудейские древности. Книга 18, глава 3:3</ref> | ''Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали любить его и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нём и о многих других его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне ещё существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его имени''.<ref>''Иосиф Флавий''. Иудейские древности. Книга 18, глава 3:3</ref> | ||
</blockquote> | </blockquote> | ||
- | Это известие должно было быть написано в 90-х гг. н. э. Но, вероятно, этот текст греческой рукописи не является оригинальным, а отредактирован на рубеже III и IV веков каким-то переписчиком в соответствии с христианским учением. Это предположение допустимо по следующим причинам: | + | |
+ | == Критика текста == | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Это известие должно было быть написано в 90-х гг. н. э. Но, вероятно, этот текст греческой рукописи не является оригинальным, а отредактирован на рубеже III и IV веков каким-то переписчиком в соответствии с христианским учением. Это предположение допустимо по следующим причинам:<ref>[http://khazarzar.skeptik.net/bn/11.htm#_ftn22 Руслан Хазарзар. Историчность Иисуса] </ref> | ||
* Иосиф Флавий, [[Фарисеи|фарисей]] и правоверный последователь [[иудаизм]]а, потомок [[Маккавеи|Маккавеев]], член известного рода первосвященников, едва ли мог сообщить, что Иисус был Мессией, что, распятый, он воскрес на третий день. Если Иосиф действительно поверил, что Иисус был Мессией, он бы не довольствовался таким маленьким отрывком, а, как минимум, написал бы отдельную книгу об Иисусе | * Иосиф Флавий, [[Фарисеи|фарисей]] и правоверный последователь [[иудаизм]]а, потомок [[Маккавеи|Маккавеев]], член известного рода первосвященников, едва ли мог сообщить, что Иисус был Мессией, что, распятый, он воскрес на третий день. Если Иосиф действительно поверил, что Иисус был Мессией, он бы не довольствовался таким маленьким отрывком, а, как минимум, написал бы отдельную книгу об Иисусе | ||
* в III веке философ [[Ориген]] упрекал Иосифа Флавия в том, что последний не считает Иисуса мессией<!-- пока что это приводится по книге Густава Гече "Библейские истории" (М., Политиздат, 1990), часть II -> ЕВАНГЕЛИЯ -> Светские источники. Но хорошо бы отыскать и вставить сюда это место из Оригена! -->, то есть Ориген не был знаком со «Свидетельством Флавия» или оно в то время имело иной вид. Однако в начале IV века христианский автор Евсевий уже цитирует текст «Свидетельства Флавия»<ref>См. ''Густав Гече.'' Библейские истории. М., Политиздат, 1990. — Часть II «ЕВАНГЕЛИЯ» → Светские источники</ref> | * в III веке философ [[Ориген]] упрекал Иосифа Флавия в том, что последний не считает Иисуса мессией<!-- пока что это приводится по книге Густава Гече "Библейские истории" (М., Политиздат, 1990), часть II -> ЕВАНГЕЛИЯ -> Светские источники. Но хорошо бы отыскать и вставить сюда это место из Оригена! -->, то есть Ориген не был знаком со «Свидетельством Флавия» или оно в то время имело иной вид. Однако в начале IV века христианский автор Евсевий уже цитирует текст «Свидетельства Флавия»<ref>См. ''Густав Гече.'' Библейские истории. М., Политиздат, 1990. — Часть II «ЕВАНГЕЛИЯ» → Светские источники</ref> | ||
+ | |||
+ | == Арабский источник == | ||
Споры о достоверности «Свидетельства Флавия» идут с XVI века. В [[1912 год]]у русский учёный А. Васильев опубликовал [[арабский язык|арабский]] текст сочинения христианского [[епископ]]а и историка [[X век]]а [[Агапий|Агапия Манбиджского]] «Книга титулов» («Китаб аль-унван»), а в 1971 году [[израиль]]ский ученый Шломо Пинес обратил внимание на цитату Агапия из Иосифа Флавия, которая расходится с общепризнанной греческой версией Testimonium Flavianum: | Споры о достоверности «Свидетельства Флавия» идут с XVI века. В [[1912 год]]у русский учёный А. Васильев опубликовал [[арабский язык|арабский]] текст сочинения христианского [[епископ]]а и историка [[X век]]а [[Агапий|Агапия Манбиджского]] «Книга титулов» («Китаб аль-унван»), а в 1971 году [[израиль]]ский ученый Шломо Пинес обратил внимание на цитату Агапия из Иосифа Флавия, которая расходится с общепризнанной греческой версией Testimonium Flavianum: | ||
Строка 31: | Строка 49: | ||
* История древнего мира. Кн. 3: Упадок древних обществ. — М.: «Наука», 1989, стр. 156.</ref> | * История древнего мира. Кн. 3: Упадок древних обществ. — М.: «Наука», 1989, стр. 156.</ref> | ||
</blockquote> | </blockquote> | ||
+ | |||
Многие исследователи считают, что приведённый отрывок Агапия отражает подлинный текст Иосифа Флавия, сохранившийся благодаря ранним переводам его сочинений на [[сирийский язык]]. Однако существует и другая точка зрения, согласно которой арабский текст «Свидетельства Флавия» — вариация все той же христианской вставки, приспособленной мусульманскими переписчиками труда Агапия к своим представлениям об Иисусе<ref>Иисус Христос в документах истории. Сост. Б. Г. Деревенский. — СПб.: «Алетейя», 2007, стр. 54-57. — [http://www.istorya.ru/book/jesus/03.php Иисус Христос в документах истории]</ref>. | Многие исследователи считают, что приведённый отрывок Агапия отражает подлинный текст Иосифа Флавия, сохранившийся благодаря ранним переводам его сочинений на [[сирийский язык]]. Однако существует и другая точка зрения, согласно которой арабский текст «Свидетельства Флавия» — вариация все той же христианской вставки, приспособленной мусульманскими переписчиками труда Агапия к своим представлениям об Иисусе<ref>Иисус Христос в документах истории. Сост. Б. Г. Деревенский. — СПб.: «Алетейя», 2007, стр. 54-57. — [http://www.istorya.ru/book/jesus/03.php Иисус Христос в документах истории]</ref>. | ||
+ | |||
+ | == Аргументы в обоснование подложности «Свидетельства Флавия» == | ||
Серьезным аргументом в пользу версии более поздней вставки «Свидетельства Флавия» также является то, что такие раннехристианские авторы, как Климент, Минуций, [[Тертуллиан]] и [[Феофил Антиохийский]], хорошо знали «Иудейские древности», однако ни единым словом не упоминают о «Свидетельстве Флавия». Из этого следует вывод, что в тексте «Иудейских древностей», которым они располагали, этого отрывка еще не было. Его впервые цитирует лишь более поздний писатель, [[Евсевий Кесарийский|Евсевий]], автор первой «Истории христианской церкви», живший в 263—339 годах. Скорее всего, данная вставка была сфабрикована каким-нибудь переписчиком на рубеже третьего и четвертого веков. Любопытный материал для дискуссии о «Флавиевом свидетельстве» дает крупный раннехристианский богослов и писатель [[Ориген]], живший в 185—254 годах, то есть раньше Евсевия и до включения в текст «Иудейских древностей» вставки об Иисусе. Из его полемического трактата «Contra Celsum» («Против Цельса») следует, что в имевшемся у него экземпляре «Иудейских древностей» рассказывалось об [[Иоанн Креститель|Иоанне Крестителе]] и [[Апостол Иаков|святом Иакове]]; что же касается Иисуса, то Оригену был, очевидно, известен какой-то иной текст, на основании которого он упрекал Иосифа Флавия в том, что тот не считал Иисуса Мессией. | Серьезным аргументом в пользу версии более поздней вставки «Свидетельства Флавия» также является то, что такие раннехристианские авторы, как Климент, Минуций, [[Тертуллиан]] и [[Феофил Антиохийский]], хорошо знали «Иудейские древности», однако ни единым словом не упоминают о «Свидетельстве Флавия». Из этого следует вывод, что в тексте «Иудейских древностей», которым они располагали, этого отрывка еще не было. Его впервые цитирует лишь более поздний писатель, [[Евсевий Кесарийский|Евсевий]], автор первой «Истории христианской церкви», живший в 263—339 годах. Скорее всего, данная вставка была сфабрикована каким-нибудь переписчиком на рубеже третьего и четвертого веков. Любопытный материал для дискуссии о «Флавиевом свидетельстве» дает крупный раннехристианский богослов и писатель [[Ориген]], живший в 185—254 годах, то есть раньше Евсевия и до включения в текст «Иудейских древностей» вставки об Иисусе. Из его полемического трактата «Contra Celsum» («Против Цельса») следует, что в имевшемся у него экземпляре «Иудейских древностей» рассказывалось об [[Иоанн Креститель|Иоанне Крестителе]] и [[Апостол Иаков|святом Иакове]]; что же касается Иисуса, то Оригену был, очевидно, известен какой-то иной текст, на основании которого он упрекал Иосифа Флавия в том, что тот не считал Иисуса Мессией. | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
- | < | + | <references /> |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | {{WikiCopyRight}} | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + |
Версия 17:54, 20 апреля 2010
Регулярная статья | |
д-р Пинхас Полонский
|
|
20/04/2010 | |
«Свидетельство Флавия» (лат. Testimonium Flavianum) — один параграф из книги известного еврейского историка Иосифа Флавия «Иудейские древности», на котором в течении многих веков христианская церковь обосновывала "доказательства историчности Иисуса на основании не-христианских источников. На настоящий момент наукой признано, что принятый христианской церковью текст книги Флавия в этом месте является подложным.
Содержание |
Стандартный текст Флавия
Текст книги И. Флавия «Иудейские древности» не сохранился в еврейской традиции, и дошел до нас только через христианских переписчиков. Отрывок «Свидетельства Флавия» в стандартном, передаваемом в христианстве тексте книги, выглядит следующим образом:
Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали любить его и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нём и о многих других его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне ещё существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его имени.[1]
Критика текста
Это известие должно было быть написано в 90-х гг. н. э. Но, вероятно, этот текст греческой рукописи не является оригинальным, а отредактирован на рубеже III и IV веков каким-то переписчиком в соответствии с христианским учением. Это предположение допустимо по следующим причинам:[2]
- Иосиф Флавий, фарисей и правоверный последователь иудаизма, потомок Маккавеев, член известного рода первосвященников, едва ли мог сообщить, что Иисус был Мессией, что, распятый, он воскрес на третий день. Если Иосиф действительно поверил, что Иисус был Мессией, он бы не довольствовался таким маленьким отрывком, а, как минимум, написал бы отдельную книгу об Иисусе
- в III веке философ Ориген упрекал Иосифа Флавия в том, что последний не считает Иисуса мессией, то есть Ориген не был знаком со «Свидетельством Флавия» или оно в то время имело иной вид. Однако в начале IV века христианский автор Евсевий уже цитирует текст «Свидетельства Флавия»[3]
Арабский источник
Споры о достоверности «Свидетельства Флавия» идут с XVI века. В 1912 году русский учёный А. Васильев опубликовал арабский текст сочинения христианского епископа и историка X века Агапия Манбиджского «Книга титулов» («Китаб аль-унван»), а в 1971 году израильский ученый Шломо Пинес обратил внимание на цитату Агапия из Иосифа Флавия, которая расходится с общепризнанной греческой версией Testimonium Flavianum:
В это время был мудрый человек по имени Иисус. Его образ жизни был похвальным, и он славился своей добродетелью; и многие люди из числа иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть; однако те, которые стали его учениками, не отреклись от своего ученичества. Они рассказывали, будто он явился им на третий день после своего распятия и был живым. В соответствии с этим он-де и был Мессия, о котором пророки предвещали чудеса. [4]
Многие исследователи считают, что приведённый отрывок Агапия отражает подлинный текст Иосифа Флавия, сохранившийся благодаря ранним переводам его сочинений на сирийский язык. Однако существует и другая точка зрения, согласно которой арабский текст «Свидетельства Флавия» — вариация все той же христианской вставки, приспособленной мусульманскими переписчиками труда Агапия к своим представлениям об Иисусе[5].
Аргументы в обоснование подложности «Свидетельства Флавия»
Серьезным аргументом в пользу версии более поздней вставки «Свидетельства Флавия» также является то, что такие раннехристианские авторы, как Климент, Минуций, Тертуллиан и Феофил Антиохийский, хорошо знали «Иудейские древности», однако ни единым словом не упоминают о «Свидетельстве Флавия». Из этого следует вывод, что в тексте «Иудейских древностей», которым они располагали, этого отрывка еще не было. Его впервые цитирует лишь более поздний писатель, Евсевий, автор первой «Истории христианской церкви», живший в 263—339 годах. Скорее всего, данная вставка была сфабрикована каким-нибудь переписчиком на рубеже третьего и четвертого веков. Любопытный материал для дискуссии о «Флавиевом свидетельстве» дает крупный раннехристианский богослов и писатель Ориген, живший в 185—254 годах, то есть раньше Евсевия и до включения в текст «Иудейских древностей» вставки об Иисусе. Из его полемического трактата «Contra Celsum» («Против Цельса») следует, что в имевшемся у него экземпляре «Иудейских древностей» рассказывалось об Иоанне Крестителе и святом Иакове; что же касается Иисуса, то Оригену был, очевидно, известен какой-то иной текст, на основании которого он упрекал Иосифа Флавия в том, что тот не считал Иисуса Мессией.
Примечания
- ↑ Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга 18, глава 3:3
- ↑ Руслан Хазарзар. Историчность Иисуса
- ↑ См. Густав Гече. Библейские истории. М., Политиздат, 1990. — Часть II «ЕВАНГЕЛИЯ» → Светские источники
- ↑ (Перевод С. С. Аверинцева). См. также:
- Амусин И. Д. Об одной забытой публикации тартуского профессора Александра Васильева. — Σημειωτική. Труды по знаковым системам, Тарту, 1975, вып. 7, стр. 299
- Pines S. An Arabic Version of the Testimonium Flavianum and its Implications. London, 1971, p. 8-10
- История древнего мира. Кн. 3: Упадок древних обществ. — М.: «Наука», 1989, стр. 156.
- ↑ Иисус Христос в документах истории. Сост. Б. Г. Деревенский. — СПб.: «Алетейя», 2007, стр. 54-57. — Иисус Христос в документах истории
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.