Денме

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Add template остатье)
м (Замена текста — «}}{{» на «}} {{»)
Строка 11: Строка 11:
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
-
}}{{Полуфабрикат}}[[Файл:Dyonmye.PNG|right|thumb|]]
+
}}   {{Полуфабрикат}}[[Файл:Dyonmye.PNG|right|thumb|]]
'''Дёнме''' ({{lang-tr|dönme}}, буквально — отступники) — [[каббала|каббалистическая]] секта, вышедшая из [[иудаизм]]а, основанная [[Кверидо, Якоб|Якобом Кверидо]], братом последней жены [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]].
'''Дёнме''' ({{lang-tr|dönme}}, буквально — отступники) — [[каббала|каббалистическая]] секта, вышедшая из [[иудаизм]]а, основанная [[Кверидо, Якоб|Якобом Кверидо]], братом последней жены [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]].

Версия 08:13, 19 апреля 2010

Тип статьи: Регулярная статья


Дёнме (тур. dönme, буквально — отступники) — каббалистическая секта, вышедшая из иудаизма, основанная Якобом Кверидо, братом последней жены Шабтая Цви.

Секта была основана в 1683 в Салониках (отсюда другое принятое в Турции название секты - Selânikli). Согласно учению дёнме, Шабтай Цви является Мессией. Его переход в ислам объяснялся тем, что он должен был опустить душу мессии до самой глубины греховности, чтобы подобрать последние Искры Божественного Света, которые упали в самую бездну. Позже с учением дёнме познакомился Якоб Франк и cам заразился идеей мессианства и Святого Отступничества, вызвав массовый переход польских евреев в католичество.

В конце XVII — начале XVIII в. дёнме раскололись на ветвь из Измира (Измирлар), и ветвь ученика Шабтая Цви Якобом Керидо (Якоблар).

В 1716 часть измирларов объявили главой группы Берахию Руссо (он же Осман- Баба), сына Якоба Керидо, воплощением (Гилгул) Шабтая Цви, так образовалась группа Каракашлар (на турецком — чернобровые). В 1720 году возникла группировка Капанджилар (владельцы весов), отвергающая авторитет Якоба и Берахии.

Различные группы дёнме находились в ссоре и не роднились одна с другой.

Уже в XIX веке немало дёнме ассимилировались.

Браки дёнме заключали только внутри общины, что привело к частичной генетической рецессии. Дёнме поддерживали младотурков в начале XX века, тогда министром финансов стал предводитель каракашларов Джавид-бей (1875–1926).

Во время обмена населением между Грецией и Турцией приверженцы дёнме были причислены к мусульманам и вынуждены были покинуть Салоники.

Обладая хорошим образованием и секулярными взглядами, многие из дёнме активно поддержали революцию и Ататюрка.

В Турции весьма популярны слухи (которые, однако, нигде открыто не обосновывались), что Кемаль Ататюрк вышел тоже из рядов дёнме, и что его сторонники мстили султану Абдул-Хамиду за то, что он препятствовал деятельности Теодора Герцля в Палестине. Радикальные исламисты обвиняют в революции трёх врагов — «сионистов, масонов и дёнме».

Так или иначе, дёнме принадлежали к интеллектуальной элите и при этом оставались закрытым сообществом, что приводило к появлению различных слухов и подозрений в заговорах. К концу XX века дёнме полностью интегрировались в светскую Турцию и перестали заключать браки исключительно внутри общины. Сейчас замкнутый характер имеет только группа каракашларов.

Отношение ортодоксального еврейства Турции к дёнме было резко отрицательным: члены секты рассматривались как окончательно порвавшие связь с иудаизмом отступники. Однако в быту дёнме и евреи нередко поддерживали нормальные отношения.

Сейчас в Турции проживают около 2500 дёнме (по другим оценкам - десятки тысяч, по отдельным оценкам даже миллион ). В частности, к ним принадлежал бывший министр иностранных дел Исмаил Джем.

Турецкие антисемитские движения всегда атаковали дёнме, их также обвиняли в организации всеобщего заговора и в том, что они — тайная сила, которая управляет турецким правительством.

Турецкий журналист и активист дёнме Ильгаз Зорлу, основаваший в 2000 издательство «Zvi Publishers», хотел признания его евреем, но бет дин отказался признавать его евреем без полного обращения в иудаизм, отверг его претензии. Он заявил, что принял иудаизм в Израиле и подал иск об официальном изменении в его документах вероисповедания с ислама на иудаизм. Суд удовлетворил его требования. (7 августа 2000). Это также вызвало скандал, в частности, из-за того, что он сотрудничал с антисемитскими активистами, такими как Мехмед Шевкет Эйги (тур. Mehmed Şevket Eygi).

Ссылки

pl:Donmeh tr:SabetayizmУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках