Отрицание Холокоста
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Версия 21:56, 8 ноября 2009
Часть серии статей о |
Идеология и политика
Нацистская расовая политика · Расовая гигиена · Нюрнбергские расовые законы · Программа T-4 |
Шоа
Хрустальная ночь · Бухарест · Дорохой · Яссы · Каунас · Едвабне · Львов · Хайфa · Погром в Едвабн · Кельц · Краков · Маалот · Гранад · Рига · Тверия · Хеврон · Цфат Варшава · Лодзь · Львов · Новогрудок · Краков · Будапешт · Вильно · Будапешт · Брест · Вильнюсс · Вертюжаны · Калуга · Каунас · Краков · Пинск · Рига · Слуцк · Трохимброд · Шанхай · Несвижск Бабий Яр · Румбула · Понары · Одесса Ванзейская конференция · Операция «Рейнхард» Освенцим · Хелмно · Майданек · Собибор · Треблинка · Маутхаузен · Саласпилс · Ясеновац · Дахау · Белжец · Малый Тростенец · Юнгфернхоф Сопротивление
Восстания в еврейских гетто · (Варшава) В конце войны
Марши смерти · Брюннский марш смерти · Бриха · Алия Бет |
Жертвы Холокоста
Евреи · Славяне (русские, сербы, поляки, белорусы, украинцы) · Цыгане · Советские военнопленные · Свидетели Иеговы · негры · Политические противиники · Гомосексуалисты см. также: Нацистские концлагеря · План «Ост» · Компенсации жертвам |
Виновные
Третий рейх
Милитаризм
Последствия
Нюрнбергский процесс · Денацификация |
Списки
|
Категории: |
холокост · нацизм · геноцид |
Портал:Холокост Проект:Холокост |
Отрица́ние холоко́ста — ревизионистское направление в историографии холокоста, согласно которому его не существовало в том виде, в каком его описывает общепринятая историография.
Генеральная Ассамблея ООН без голосования в резолюции № 60/7 от 21 ноября 2005 года отвергает любое полное или частичное отрицание холокоста как исторического события.[1]. А 26 января 2007 года накануне Международного дня памяти жертв Холокоста Генеральная ассамблея ООН приняла Резолюцию № 61/255 «Отрицание Холокоста», осуждающую отрицание холокоста как исторического факта.[2]
Отрицание холокоста является противозаконным в некоторых европейских странах, пострадавших от нацизма. В этих странах деятельность ревизионистов уголовно преследуется по политическим законам против неонацизма.
Базовая идея направления
Главным образом ревизионистами холокоста оспариваются следующие три положения:
- существование плана физического истребления евреев Европы;
- существование газовых камер и лагерей смерти, предназначенных для уничтожения людей;
- число жертв среди еврейского населения на территории господства национал-социализма достигает от 5 до 6 миллионов человек.
«Отрицание» или «ревизионизм»
Сторонники данной теории предпочитают называться «ревизионистами», а не «отрицателями» холокоста. Это определение оспаривалось некоторыми историками, по мнению которых оно способно ввести в заблуждение. Как правило, «историческим ревизионизмом» в историографии называют направления, полагающие, что общепринятое описание событий является спорным и требует уточнения.[3]
Аргументы ревизионистов
- массовое исчезновение евреев из мест компактного проживания произошло не в результате истребления, а в результате их переселения или депортации;[4]
- отсутствие документов и приказов об уничтожении евреев свидетельствует о том, что их не существовало, поскольку в спешке они не могли быть уничтожены;[4]
- существует намного меньше свидетелей преступлений холокоста, чем принято считать, а имеющиеся свидетельские показания истребления евреев часто противоречат друг другу[5];
- массовые отравления газом и сожжение тел жертв в тех количествах, которые приводятся в официальной историографии, были технически и/или экономически невозможны.
Производительность крематориев
10 июня 1940 года инженер фирмы «Й. А Топф и сыновья» Курт Прюфер начал разработку проекта двойной муфельной печи с размером муфеля 200х70х80 см для крематория Освенцим. Эта печь типа «D-57253» имела два муфеля и 2 топки[6], также получила также название «модель Освенцим» и применялась позже для крематориев многих концентрационных лагерей, в том числе Бухенвальд, Дахау, Маутхаузен. Заданной величиной в отношении мощности были 2 трупа в час и возможность непрерывной эксплуатации в течение нескольких дней. 1 октября 1940 года двойная муфельная печь в Освенциме была сдана в эксплуатацию. 14 июля фирма «Топф» переслала инструкцию по обслуживанию в концентрационный лагерь Маутхаузен, где указывалась рекомендованная нагрузка от 10 до 35 трупов за 10-ти часовую смену (макс. = 3,5 трупа в час). То есть на 2 муфеля — максимум 3,5 трупа в час.[7]
15 ноября 1942 года Курт Прюфер потребовал у работодателя возмещение за использование свободного времени в течение ввода в эксплуатацию 3-х муфельной печи крематория Бухенвальд. При этом он указывает, что печи выполнили нагрузку на треть больше, чем было предусмотрено. [8]
Ревизионисты указывают на противоречия между данными о производительности муфельных печей (например, в книге Рауля Хильберга «Уничтожение евреев Европы»):
«Главный крематорий I Освенцима имел 6 муфелей (муфельных печей), крематории II и III в Биркенау — по 15 муфелей каждый, а крематорий IV и V (также в Биркенау) — по 8 муфелей.» |
В сумме получается 52 муфеля. В современных крематориях сожжение одного трупа в муфеле длится от 1 до 1,5 часов.[3] Если в 52 муфелях сжигать 4756 трупов в день, то на каждый муфель придется по 95 трупов в день. Согласно этим подсчётам, производительность крематориев в Освенциме должна была быть в 4 раза выше, чем у современных.
Первый крематорий в Биркенау (он же Освенцим-2) вступил в строй 5 марта 1943 года. Красная Армия освободила Освенцим 27 января 1945 года. Эти факты позволяют подсчитать, сколько дней проработал конвейер смерти и какова его производительность в день.
Сохранилось не много документов о реальной производительности крематориев, тем весомее те немногие уцелевшие, в которых скрупулёзно записаны дни кремации, количество кремированных тел, и израсходованное количество кокса для сжигания. Из документа видно, что кремация в концлагере Маутхаузен производилась в сентябре-октябре 1941 года даже не каждый день, порядка 11-25 тел в день. Но уже в ноябре крематорий работает каждый день, 7-го ноября записана рекордная цифра — 94 тела за 18-ти часовую непрерывную смену.[9]
По ряду причин не всегда можно доверять даже свидетельским показаниям. Вот что пишет советский писатель Константин Симонов, в качестве военного корреспондента побывавший в 1944 году в только что освобождённом Советской Армией лагере смерти Майданек:
Крематорий сложен из кирпича высокой огнеупорности — из динаса. Пять больших топок. Герметические чугунные двери. В топках истлевшие позвонки и пепел. Перед печами полусгоревшие во время пожара скелеты. Против трёх топок — скелеты мужчин и женщин, против двух — скелеты детей, лет 10 — 12. В каждую топку закладывали по шесть трупов. Если шестой не влезал, команда крематория обрубала не влезавшую часть тела.
Расчётная скорость — 45 минут на сожжение партии трупов — за счёт повышения температуры была доведена до 25 минут. Крематорий работал, как доменная печь, без остановки, сжигал в среднем 1400 трупов в сутки. |
Далее следуют показания свидетелей, работавших в зондеркомандах концлагеря Освенцим.
Показания свидетеля Рудольфа Врбы:
Из середины печного пространства уходит ввысь гигантская труба. Вокруг неё располагается 9 печей, по 4 отверстия в каждой. В каждое отверстие влезало за раз по 3 трупа… На плоской крыше находились 3 герметически закрывающихся с помощью клапана окна. От газовой камеры к печам шла рельсовая колея… через 3 минуты в камере все мертвы… Тогда камеру открывают, проветривают и особая команда подвозит трупы в вагончиках полевой железной дороги к печам, где производится сжигание. |
Показания свидетеля Генриха Таубера:
Обычно мы сжигали по 4-5 трупов в одном муфеле, но часто даже больше… |
Показания свидетеля Шмуль Файнцильберга:
Было три печи, в каждой по 2 дверцы. В каждую дверцу можно было пропихнуть по 12 трупов. |
Таким образом, свидетели описывают разные конструкции печей, хотя речь идёт о крематории лагеря Освенцим.
Ревизионисты указывают на невозможное, по их мнению, количество трупов для одной процедуры в муфеле размером 200х70х80 см, а также на невозможно короткое время для кремации[11].
Отравление газом
Отрицатели обращают внимание на несоответствие площадей газовых камер количеству загоняемых в них жертв. У того же Симонова:
…Дезинфекционная камера, в которой газовали «циклоном». Пол, потолок, стены — бетон. Квадратная, 6 на 6 метров, 2 метра в высоту. Стальная герметическая дверь, единственная. Кроме нее, три отверстия: два для труб, одно — глазок. В глазке толстое стекло, забранное стальной решеткой.
…Голых людей ставили в большой камере вплотную друг к другу — в среднем 250 человек. Заперев за ними стальную дверь, обмазывали ее края глиной — для герметики. Через выходившие в камеру трубы команда в противогазах засыпала из коробок «циклон». После засыпки «циклона» и герметизации труб дежурный эсэсовец в глазок наблюдал за действием. |
Согласно этому свидетельству, внутри помещались 7 человек на квадратный метр. При отравлении применялся Циклон-Б в гранулах. Согласно данным фирмы-изготовителя Degesch, гранулы при комнатной температуре выделяли газ в течение 2 часов; при более низкой — дольше. Если бы существовала эффективная вентиляция, то открывать камеры можно бы было не ранее, чем через 2 часа. Выделяющийся газ — синильная кислота образует с покрытием стен устойчивое химическое соединение, но анализы соскобов, сделанные американским специалистом Фредом Лейхтером (англ.) и немецким учёным Гермаром Рудольфом, дали отрицательные результаты.[12]
Свидетельские показания Оскара Гронинга, бывшего эсэсовца, служившего в Освенциме, стали аргументами как сторонников критики холокоста, так и их противников.
Число жертв холокостаФинский архитектор Карл Нордлинг исследовал судьбу 722 евреев, упомянутых в «Энциклопедии иудаика» (Encyclopaedia Judaica), живших во время Второй мировой войны в Германии и Австрии. Он установил, что 44 % из них эмигрировали до начала 1942 года, 13 % умерли, 35 % не были затронуты депортацией, остальные 8 % были депортированы и интернированы, но остались живы. Тем не менее, остаётся неясным место, в котором были упомянуты указанные евреи в энциклопедии. История развития отрицания и ревизионизма холокостаКак утверждает историк Павел Полян, первая относительно серьёзная работа по пересмотру демографических данных по холокосту была написана в 1958 году социологом Фрэнком Хакинсом. Эта работа не была опубликована при жизни автора и вышла лишь в 1983 году. Основной тезис данной работы состоял в том, что за основную часть среди 6 миллионов еврейских жертв несёт ответственность не Гитлер, а Сталин. Однако, как пишет тот же Полян, никаких данных о массовых антиеврейских репрессиях в СССР не обнаружено в том числе и после открытия архивов.[14] Критика отрицания холокостаПредставители традиционной точки зрения на холокост утверждают, что:[15]
Украинский историк, профессор Ярослав Грицак отмечает, что холокост — самое документированное и глубоко исследованное событие в мировой истории:[35]
Профессор Университета Невады в Лас-Вегасе (англ.) Джон Циммерман[36] писал, что идеи отрицателей холокоста не воспринимаются всерьёз ни одним известным и уважаемым историком. Академическая наука отринула отрицателей и единственное на что они могут претендовать — это право на свободу слова. Их авторитетность и значимость не выше, чем у членов «Организации плоской Земли» или у тех, кто полагает, что Джон Кеннеди не был убит в Далласе.[3] Точка зрения ООНГенеральная Ассамблея ООН в своей резолюции A/RES/60/7 отвергает ревизионизм холокоста как исторического события, призывает Генерального секретаря ООН учредить программу «Холокост и Организация Объединённых Наций». 26 января 2007 года накануне Международного дня памяти жертв холокоста Генеральной Ассамблеей ООН принята специальная резолюция «Отрицание Холокоста», осуждающая без каких-либо оговорок любое отрицание Холокоста. Документ поддержали 103 государства из 192 членов Генеральной Ассамблеи. Основные представителисм. также категорию Отрицатели холокоста
и другие. Американский политолог Норман Финкельштейн, известный своими спорными работами по арабо-израильскому конфликту и современному использованию холокоста в идеологических целях, был обвинён в ревизионизме представителями некоторых еврейских общественных организаций. Так как такое обвинение не было подтверждено документально, по требованию Н. Финкельштейна газета «Вашингтон Пост» принесла публичное извинение за напечатанные слова и опубликовала отказ от них [51]. Сам Финкельштейн заявил, что считает общепринятую историографию холокоста верной [52]:
Судебное преследование ревизионизма холокостаВ некоторых государствах ревизионизм холокоста преследуется в рамках законов о запрете национал-социализма и неонацизма; в их число входят, как правило, европейские страны, пострадавшие от идеологии и практики национал-социализма:
Например, третий пункт § 130 уголовного кодекса ФРГ формулируется так:[53]
Так, 77-летний Робер Фориссон, преподававший литературу в Лионском университете, в феврале 2005 года заявил на иранском спутниковом телеканале: «…У немцев не было ни единой газовой камеры… поэтому миллионы туристов, посещающих Освенцим, наблюдают ложь и фальсификацию», за что был приговорён парижским судом к трем месяцам тюрьмы условно и выплате штрафа в размере 7500 евро. Аналогичное судебное разбирательство в Австрии состоялось и в отношении английского писателя Дэвида Ирвинга. Ирвинг был приговорён к 3 годам тюрьмы, после 13-месячного заключения суд заменил оставшийся срок на условный и депортировал его из страны.[54][55] В то же время, некоторые либерально настроенные политики и общественные деятели, в том числе такие известные оппоненты отрицателей холокоста как Дебора Липштадт[56][57], критикуют подобные судебные преследования, считая, что они противоречат правам человека, а конкретнее — свободе слова. В ноябре 2007 года Конституционный суд Испании принял решение отменить наказание в виде тюремного заключения за ревизионизм холокоста. Согласно этому решению все лица, которым вменялось отрицание холокоста, освобождены из-под стражи. Данное постановление не касается лиц, которые выступают за оправдание нацистского террора против евреев.[58] Летом 2009 года в Венгрии был отклонён законопроект предусматривающий уголовное преследование за отрицание Холокоста.[59] Примечания
Ссылки
Сайты отрицателей холокоста
Сайты об отрицании холокоста и критика отрицания
Интервью и видеосъёмкиЛитература
См. такжеar:إنكار الهولوكوست ca:Negació de l'Holocaust cs:Zpochybňování holocaustu da:Holocaust-benægtelseet:Holokaustirevisionism fa:انکار هولوکاست fi:Holokaustin kiistäminenhu:Holokauszttagadásja:ホロコースト否認 lt:Holokausto neigimas nl:Holocaustontkenning nn:Holocaustfornekting no:Holocaust-fornektelse pl:Kłamstwo oświęcimskie pt:Revisionismo do Holocaustosv:Förintelseförnekelseur:تجدید پسندان مرگ انبوہ |