Швейцер, Михаил Абрамович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Eytil (Обсуждение | вклад) |
MyBot (Обсуждение | вклад) (Add template остатье) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{Кинематографист | + | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 1 |
+ | | АВТОР1 = | ||
+ | | АВТОР2 = | ||
+ | | АВТОР3 = | ||
+ | | СУПЕРВАЙЗЕР = | ||
+ | | ПРОЕКТ = | ||
+ | | ПОДТЕМА = | ||
+ | | КАЧЕСТВО = | ||
+ | | УРОВЕНЬ = | ||
+ | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | ||
+ | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
+ | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
+ | }}{{Кинематографист | ||
| Имя = Михаил Швейцер | | Имя = Михаил Швейцер | ||
| Оригинал имени = | | Оригинал имени = |
Версия 16:06, 16 апреля 2010
Регулярная статья | |
Михаил Швейцер | |||||
Имя при рождении: |
Моисей Абрамович Швейцер |
||||
---|---|---|---|---|---|
Дата рождения: |
16 февраля 1920 |
||||
Место рождения: |
Пермь, РСФСР |
||||
Дата смерти: |
2 июня 2000 |
||||
Гражданство: | |||||
Профессия: |
Режиссёр, сценарист, актёр |
||||
Карьера: |
1949—1993 |
||||
Награды: |
|
||||
IMDb: |
ID 0796073 |
Михаил (Моисей) Абрамович Швейцер (1920—2000) — выдающийся советский кинорежиссёр, народный артист СССР (1990).
Содержание |
Биография
Родился 16 февраля 1920 г. в Перми. Весной 1925 года семья переехала в Москву. Окончил режиссёрский факультет ВГИКа (1943, мастерская С. Эйзенштейна). В 1941-1942 годах — ассистент режиссёра ЦОКС, с 1943 года работал на киностудии «Мосфильм». Был ассистентом режиссёра на фильме «Человек №217» (1944). В 1951-1953 — режиссёр документальных фильмов и видовых киноочерков на Свердловской киностудии. Первые работы в качестве постановщика создал совместно с однокашниками из ВГИКа — «Путь славы» (1949, с Б.А. Бунеевым и А.М. Рыбаковым) и «Кортик» (1954, по А.Н. Рыбакову, с В.Я. Венгеровым). Интерес Швейцера к человеческим судьбам не только в переломные моменты истории, но и в ситуации непростого нравственного выбора во вполне обыденной жизни проявился в его самостоятельных фильмах о советской деревне — «Чужая родня» (1956, по повести «Не ко двору» В.Ф. Тендрякова) и «Тугой узел» (1957, по Тендрякову). Последняя из лент подверглась резкой партийной критике и последующей переделке с целью упрощения и сглаживания конфликтов и характеров. Позднее она была выпущена в прокат под оптимистическим названием «Саша вступает в жизнь». Лишь в 1988 году режиссёр смог частично восстановить первоначальный вариант «Тугого узла».
Следующий фильм Швейцер поставил на историко-революционную тему. Это был «Мичман Панин» (1960) с Вячеславом Тихоновым в главной роли. Картина имела успех, что обеспечило Швейцеру место в обойме советских кинорежиссёров первого ряда. Незаурядное мастерство позволяло режиссеру даже в пафосных, идеологически правильных произведениях («Время, вперед» по В. П. Катаеву, совместно с С.А. Милькиной, 1966; «Бегство мистера Мак-Кинли», по Л.М. Леонову, 1975, Государственная премия СССР, 1977) находить, кроме аттракционности и заостренности стилевых решений, по-своему стереоскопическое видение отображаемой эпохи.
В полной мере талант Швейцера раскрылся в серии экранизаций литературной классики. В своих версиях произведений Л.Н. Толстого («Воскресение», 1960—1962; «Крейцерова соната», с Милькиной, 1987, Государственная премия РСФСР, 1989), И.А. Ильфа и Е.П. Петрова («Золотой телёнок», 1968), А.П. Чехов («Карусель», 1970; «Смешные люди», 1978), А.С. Пушкина («Маленькие трагедии», 1980) и Н.В. Гоголя («Мёртвые души», 1984) режиссёр бережно, внимательно относясь чуть ли не к каждому слову классиков, сохраняет и личную интонацию, меняющую свой регистр подчас в пределах одной сцены: от комической, фарсовой, эксцентрической ноты — до печальной, драматической, даже трагической.
В последнее десятилетие своей жизни, тяжелое для всей российской кинематографии, режиссёр испытывал трудности с реализацией своих проектов, выпустив только два фильма — социальный фарс «Как живёте, караси?» (1992, совместно с Милькиной) и своеобразный бенефис «Послушай, Феллини» (1993, совместно с Милькиной) с Людмилой Гурченко в единственной роли.
Михаил Швейцер умер 2 июня 2000 г. Похоронен на 39-м участке Востряковского кладбища Москвы.
Награды и звания
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (13 марта 2000) — за выдающийся вклад в развитие отечественного киноискусства[1]
- Орден Почёта (28 декабря 1995) — за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства[2]
- Государственная премия СССР (1977)
- Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1998 года (12 января 1999)[3]
- Народный артист СССР (3 мая 1990) — за большие заслуги в развитии советского киноискусства[4]
- Народный артист РСФСР (1977)
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965)
Достижения
- 1992 — Премия «Кинотавр» в номинации «Специальная премия за творчество»
- 1995 — Лауреат Премии «Золотой Овен»
Фильмография
Режиссёрские работы
- 1949 — Путь славы
- 1954 — Кортик
- 1956 — Чужая родня
- 1957 — Тугой узел
- 1960 — Мичман Панин
- 1961 — Воскресение
- 1965 — Время, вперёд!
- 1968 — Золотой телёнок
- 1970 — Карусель
- 1975 — Бегство мистера Мак-Кинли
- 1977 — Смешные люди!
- 1979 — Маленькие трагедии
- 1984 — Мёртвые души
- 1987 — Крейцерова соната
- 1991 — Как живёте, караси?
- 1993 — Послушай, Феллини!
Написал сценарии
- 1968 — Золотой телёнок
- 1977 — Смешные люди!
- 1979 — Маленькие трагедии
- 1984 — Мёртвые души
- 1987 — Крейцерова соната
- 1991 — Как живёте, караси?
- 1993 — Послушай, Феллини!
Актёрские работы
- 1966 — Время, вперёд!
Примечания
Ссылки
- Михаил Швейцер(англ.) на сайте Internet Movie Database
Шаблон:Фильмы Михаила Швейцераaz:Mixail ŞveytserУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.