Отношение иудаизма к концепции "Непогрешимости"
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (→Тора об ошибках: орфография) |
(→Талмуд об ошибках) |
||
Строка 20: | Строка 20: | ||
Имеется целый трактат hОрайот, предписывающий разный процедуры, когда найдена ошибка на самом разном уровне. Фактически, это реализация законов об ошибках из книги Левит. | Имеется целый трактат hОрайот, предписывающий разный процедуры, когда найдена ошибка на самом разном уровне. Фактически, это реализация законов об ошибках из книги Левит. | ||
- | + | Талмуд полон споров Мудрецов, и закон устанавливается, кк правило, по большинству голосов. Одно особенно яркое место — история с печью Ахная <ref>[http://www.machanaim.org/ustntora/agadot/manhigut.htm Бава Меция, 59]</ref>. При обсуждении принимает ли печь Ахная нечистоту Рабби Элиезер оказался один против всех. Исчерпав доказательства, он продемонстрировал ряд чудес и даже привлек на помощь голос Неба, поддержавший одиночное мнение. Но, тем не менее, закон галахи и здесь был устанавлен по большинству, как это принято в еврейском законодательстве, а голос Неба не был принят во внимание, так как Обладатель голоса - не член Синедриона. Из этого места видно, что и в законодательном процессе большинство Мудрецов может ошибиться, но закон будет все равно принят. Более того, он и является правильным в более узком смысле, что прошел через правильную законодательную процедуру. Таково заключение в цитированном пассаже: «Улыбнулся Господь и сказал: "Победили Меня сыновья мои, победили Меня!"» | |
== Средневековье == | == Средневековье == |
Версия 08:06, 26 марта 2010
Регулярная статья | |
25/03/2010 | |
«Непогрешимость» — теологическое понятие, являющееся догматическим отрицанием возможности ошибиться для одного человека или группы лиц. Например, в католицизме принят догмат о «непогрешимости Папы, говорящего с кафедры». В данной статье разбирается отношение к концепции «непогрешимости» в иудаизме.
Содержание |
Тора об ошибках
Самый авторитетный образ во всем ТаНаХе — Моше — дан в Торе отнюдь не безошибочным. За свой грех он не может войти в Землю Израиля.
В другом месте [1] мы читаем: "Моше paзгневался на военачальников, … и все одежды, и все кожаные вещи, и все вещи, сделанные из козьей шерсти, …, и все деревянные сосуды очистите. Сказал Элазар-коhен воинам…: «вот закон об учении, который Бог заповедал Моше: только золото…, всё, что проходит через огонь, проведите через огонь»".
Талмуд [2] объясняет, что Элазар был вынужден выступить с дополнительными законами, несмотря на присутствие Моше. Из этого следует, что Моше забыл закон. Как сказал Реш Лакиш: «Каждый человек, который гневается, если он мудрец — удаляется его мудрость, …откуда мы учим про мудрость? из Моше».
В книге Левит описано много жертв за ошибки. Самая любопытная: «если все общество ошибется» [3]. Традиционный Мидраш объясняет, что имеется в виду ошибка Верховного Суда — самые главные лидеры народа. Из этого следует вывод, что ни один человек или общественный орган не гарантирован от ошибок, и Тора предвидит и предсказывает это, ведь «законы даны не для пустоты, а для практического использования» [4].
Талмуд об ошибках
Имеется целый трактат hОрайот, предписывающий разный процедуры, когда найдена ошибка на самом разном уровне. Фактически, это реализация законов об ошибках из книги Левит.
Талмуд полон споров Мудрецов, и закон устанавливается, кк правило, по большинству голосов. Одно особенно яркое место — история с печью Ахная [5]. При обсуждении принимает ли печь Ахная нечистоту Рабби Элиезер оказался один против всех. Исчерпав доказательства, он продемонстрировал ряд чудес и даже привлек на помощь голос Неба, поддержавший одиночное мнение. Но, тем не менее, закон галахи и здесь был устанавлен по большинству, как это принято в еврейском законодательстве, а голос Неба не был принят во внимание, так как Обладатель голоса - не член Синедриона. Из этого места видно, что и в законодательном процессе большинство Мудрецов может ошибиться, но закон будет все равно принят. Более того, он и является правильным в более узком смысле, что прошел через правильную законодательную процедуру. Таково заключение в цитированном пассаже: «Улыбнулся Господь и сказал: "Победили Меня сыновья мои, победили Меня!"»
Средневековье
В Средние века протекали бурные дискуссии со взаимными отлучениями и даже сжиганием книг, так что о чей-то непогрешимости не может быть речи.
Впрочем, видимо, Рамбан первый высказался, что мы должны иметь веру в Мудрецов Талмуда (эмунат хахамим), в то время как рационалистическая школа считала, что их авторитет зиждется на принадлежности к законодательному собранию.
В характерном пассаже из Рамбама, что мы никогда не можем по-настоящему знать, что даже пророк говорит истину, но Тора предписывает его слушать, если он обладает признаками пророка[6].
Новое время
В кругах близких к ортодоксальному модернизму большинство считает Мудрецов Талмуда выдающимися людьми своего времени, которые, как и любой человек не застрахованы от ошибок.
Кроме того, в Талмуде встречаются представления о природе, заимствованные Мудрецами из представлений своего времени, например, о твердом небе, иногда они даже более отсталые, чем взгляды тогдашних ученых [7]. Все это, однако, не умаляет важности соблюдения постановлений Мудрецов Талмуда, так как они были законодателями.
В качестве яркого примера, можно привести главу Йешивы «hЭйхал Элияhу» р. Ш. Д. Бочко, который считает методически необходимым приводить ученикам примеры ошибок авторитетов прошлого на всех уровнях.
В «ультра-ортодоксальных» (харедим) кругах более популярна точка зрения Хазон Иш: «Все, что сказано в Талмуде, … будь то Агада или Галаха, — вещи открытые нам в пророчестве, всякий, кто отклоняется от этого положения, отрицает слова Мудрецов, и если он резник — его продукты некошерны» [8] [9].
Вопрос, какая точка зрения правильнее, зависит от мировоззрения.