Отношение иудаизма к концепции "Непогрешимости"
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) |
Architect (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье | |
+ | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
+ | |КАЧЕСТВО=3 | ||
+ | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=Китросский, Леви | ||
+ | |ДАТА СОЗДАНИЯ=25/03/2010 | ||
+ | }}«Непогрешимость» — теологическое понятие, являющееся догматическим отрицанием возможности ошибиться для одного человека или группы лиц. Например, в католицизме принят догмат о «непогрешимости Папы, говорящего с кафедры». В данной статье разбирается отношение к концепции «непогрешимости» в иудаизме. | ||
== Тора об ошибках == | == Тора об ошибках == | ||
- | Самый авторитетный образ во всем | + | Самый авторитетный образ во всем ТаНаХе — Моше — дан в Торе отнюдь не безошибочным. За свой грех он не может войти в Землю Израиля. |
- | В другом месте <ref>Чисел 31:13-20</ref> мы читаем: "Моше paзгневался на военачальников, … и все одежды, и все кожаные вещи, и все вещи, сделанные из козьей шерсти, | + | В другом месте <ref>Чисел 31:13-20</ref> мы читаем: "Моше paзгневался на военачальников, … и все одежды, и все кожаные вещи, и все вещи, сделанные из козьей шерсти, …, и все деревянные сосуды очистите. Сказал Элазар-коhен воинам…: «вот закон об учении, который Бог заповедал Моше: только золото…, всё, что проходит через огонь, проведите через огонь’». |
- | Талмуд <ref>Песахим 66Б</ref> объясняет, что Элазар был вынужден выступить с дополнительными законами, несмотря на присутствие Моше. Из этого следует, что Моше забыл закон. как сказал Реш Лакиш: | + | Талмуд <ref>Песахим 66Б</ref> объясняет, что Элазар был вынужден выступить с дополнительными законами, несмотря на присутствие Моше. Из этого следует, что Моше забыл закон. как сказал Реш Лакиш: «Каждый человек, который гневается, если он мудрец — удаляется его мудрость, …откуда мы учим про мудрость? из Моше». |
- | В книге Левит описано много жертв за ошибки. Самая любопытная | + | В книге Левит описано много жертв за ошибки. Самая любопытная «если все общество ошибется» <ref>Ваикра 4:13</ref>. Традиционный Мидраш объясняет, что имеется в виду ошибка Верховного Суда — самые главные лидеры народа. Из этого следует вывод, что ни один человек или общественный орган не гарантирован от ошибок, и Тора предвидит и предсказывает это, ведь «законы даны не для пустоты, а для практического использования» <ref>Мишне Тора, Законы Царей, 11:2</ref>. |
== Талмуд об ошибках == | == Талмуд об ошибках == | ||
Строка 15: | Строка 20: | ||
Имеется целый трактат hОрайот, предписывающий разный процедуры, когда найдена ошибка на самом разном уровне. Фактически, это реализация законов об ошибках из книги Левит. | Имеется целый трактат hОрайот, предписывающий разный процедуры, когда найдена ошибка на самом разном уровне. Фактически, это реализация законов об ошибках из книги Левит. | ||
- | Мудрецы много спорят друг с другом, так что закон устанавливается мнением большинства. Одно особенно яркое | + | Мудрецы много спорят друг с другом, так что закон устанавливается мнением большинства. Одно особенно яркое место — история с печью Ахная <ref>[http://www.machanaim.org/ustntora/agadot/manhigut.htm Бава Меция, 59]</ref>. Рабби Элиезер оказался один против всех. После обсуждения в качестве доказательства приводятся чудеса и даже голос Неба, поддерживающий мнение одиночки. Но, тем не менее, закон галахи устанавливается по большинству, как это принято в еврейском законодательстве, а голос Неба игнорируется, так как не принадлежит Синедриону. Из этого места видно, что и в законодательном процессе большинство Мудрецов может ошибиться, но закон будет все равно принят. |
== Средневековье == | == Средневековье == | ||
- | В Средние века протекали бурные дискуссии со взаимными отлучениями и даже сжиганием книг, так что о чей-то непогрешимости не может быть речи. | + | В Средние века протекали бурные дискуссии со взаимными отлучениями и даже сжиганием книг, так что о чей-то непогрешимости не может быть речи. |
- | Впрочем, видимо, Рамбан первый высказался, что мы должны иметь веру в Мудрецов Талмуда (''эмунат хахамим''), в то время как рационалистическая школа считала, что их авторитет зиждется на принадлежности к законодательному собранию. | + | Впрочем, видимо, Рамбан первый высказался, что мы должны иметь веру в Мудрецов Талмуда (''эмунат хахамим''), в то время как рационалистическая школа считала, что их авторитет зиждется на принадлежности к законодательному собранию. |
В характерном пассаже из Рамбама, что мы никогда не можем по-настоящему знать, что даже пророк говорит истину, но Тора предписывает его слушать, если он обладает признаками пророка<ref>Законов Основ Торы 7:7</ref>. | В характерном пассаже из Рамбама, что мы никогда не можем по-настоящему знать, что даже пророк говорит истину, но Тора предписывает его слушать, если он обладает признаками пророка<ref>Законов Основ Торы 7:7</ref>. | ||
Строка 27: | Строка 32: | ||
== Новое время == | == Новое время == | ||
- | В кругах близких к ортодоксальному модернизму большинство считает Мудрецов Талмуда выдающимися людьми своего времени, которые, как и любой человек не застрахованы от ошибок. | + | В кругах близких к ортодоксальному модернизму большинство считает Мудрецов Талмуда выдающимися людьми своего времени, которые, как и любой человек не застрахованы от ошибок. |
- | Кроме того, в Талмуде встречаются представления о природе, заимствованные Мудрецами из представлений своего времени, например, о твердом небе, иногда они даже более отсталые, чем взгляды тогдашних ученых <ref>см. Песахим 94А по вопросу, где находится Солнце ночью</ref>. Все это, однако, не умаляет важности соблюдения постановлений Мудрецов Талмуда, так как | + | Кроме того, в Талмуде встречаются представления о природе, заимствованные Мудрецами из представлений своего времени, например, о твердом небе, иногда они даже более отсталые, чем взгляды тогдашних ученых <ref>см. Песахим 94А по вопросу, где находится Солнце ночью</ref>. Все это, однако, не умаляет важности соблюдения постановлений Мудрецов Талмуда, так как они были законодателями. |
- | В качестве яркого примера, можно привести главу Йешивы «hЭйхал Элияhу» р. Ш. | + | В качестве яркого примера, можно привести главу Йешивы «hЭйхал Элияhу» р. Ш. Д. Бочко, который считает методически необходимым приводить ученикам примеры ошибок авторитетов прошлого на всех уровнях. |
- | В | + | В «ультра-ортодоксальных» (''харедим'') кругах более популярна точка зрения [[Хазон Иш]]: «Все, что сказано в Талмуде, … будь то Агада или Галаха, — вещи открытые нам в пророчестве, всякий, кто отклоняется от этого положения, отрицает слова Мудрецов, и если он резник — его продукты некошерны» <ref>Ковец Игрот 1:15</ref> <ref>по книге р. М Анджела «Маймонид, Спиноза и мы»</ref>. |
Вопрос, какая точка зрения правильнее, зависит от мировоззрения. | Вопрос, какая точка зрения правильнее, зависит от мировоззрения. | ||
Строка 43: | Строка 48: | ||
== См. также == | == См. также == | ||
- | #[http://community.livejournal.com/maaleadumim_ru/40230.html Развивающая жертва] | + | # [http://community.livejournal.com/maaleadumim_ru/40230.html Развивающая жертва] |
- | #[http://lkitross.livejournal.com/33904.html Существует ли культ личности Моисея?] | + | # [http://lkitross.livejournal.com/33904.html Существует ли культ личности Моисея?] |
- | #[http://lkitross.livejournal.com/15389.html Есть ли у евреев догмат о непогрешимости?] | + | # [http://lkitross.livejournal.com/15389.html Есть ли у евреев догмат о непогрешимости?] |
Версия 22:45, 25 марта 2010
Регулярная статья | |
25/03/2010 | |
«Непогрешимость» — теологическое понятие, являющееся догматическим отрицанием возможности ошибиться для одного человека или группы лиц. Например, в католицизме принят догмат о «непогрешимости Папы, говорящего с кафедры». В данной статье разбирается отношение к концепции «непогрешимости» в иудаизме.
Содержание |
Тора об ошибках
Самый авторитетный образ во всем ТаНаХе — Моше — дан в Торе отнюдь не безошибочным. За свой грех он не может войти в Землю Израиля.
В другом месте [1] мы читаем: "Моше paзгневался на военачальников, … и все одежды, и все кожаные вещи, и все вещи, сделанные из козьей шерсти, …, и все деревянные сосуды очистите. Сказал Элазар-коhен воинам…: «вот закон об учении, который Бог заповедал Моше: только золото…, всё, что проходит через огонь, проведите через огонь’».
Талмуд [2] объясняет, что Элазар был вынужден выступить с дополнительными законами, несмотря на присутствие Моше. Из этого следует, что Моше забыл закон. как сказал Реш Лакиш: «Каждый человек, который гневается, если он мудрец — удаляется его мудрость, …откуда мы учим про мудрость? из Моше».
В книге Левит описано много жертв за ошибки. Самая любопытная «если все общество ошибется» [3]. Традиционный Мидраш объясняет, что имеется в виду ошибка Верховного Суда — самые главные лидеры народа. Из этого следует вывод, что ни один человек или общественный орган не гарантирован от ошибок, и Тора предвидит и предсказывает это, ведь «законы даны не для пустоты, а для практического использования» [4].
Талмуд об ошибках
Имеется целый трактат hОрайот, предписывающий разный процедуры, когда найдена ошибка на самом разном уровне. Фактически, это реализация законов об ошибках из книги Левит.
Мудрецы много спорят друг с другом, так что закон устанавливается мнением большинства. Одно особенно яркое место — история с печью Ахная [5]. Рабби Элиезер оказался один против всех. После обсуждения в качестве доказательства приводятся чудеса и даже голос Неба, поддерживающий мнение одиночки. Но, тем не менее, закон галахи устанавливается по большинству, как это принято в еврейском законодательстве, а голос Неба игнорируется, так как не принадлежит Синедриону. Из этого места видно, что и в законодательном процессе большинство Мудрецов может ошибиться, но закон будет все равно принят.
Средневековье
В Средние века протекали бурные дискуссии со взаимными отлучениями и даже сжиганием книг, так что о чей-то непогрешимости не может быть речи.
Впрочем, видимо, Рамбан первый высказался, что мы должны иметь веру в Мудрецов Талмуда (эмунат хахамим), в то время как рационалистическая школа считала, что их авторитет зиждется на принадлежности к законодательному собранию.
В характерном пассаже из Рамбама, что мы никогда не можем по-настоящему знать, что даже пророк говорит истину, но Тора предписывает его слушать, если он обладает признаками пророка[6].
Новое время
В кругах близких к ортодоксальному модернизму большинство считает Мудрецов Талмуда выдающимися людьми своего времени, которые, как и любой человек не застрахованы от ошибок.
Кроме того, в Талмуде встречаются представления о природе, заимствованные Мудрецами из представлений своего времени, например, о твердом небе, иногда они даже более отсталые, чем взгляды тогдашних ученых [7]. Все это, однако, не умаляет важности соблюдения постановлений Мудрецов Талмуда, так как они были законодателями.
В качестве яркого примера, можно привести главу Йешивы «hЭйхал Элияhу» р. Ш. Д. Бочко, который считает методически необходимым приводить ученикам примеры ошибок авторитетов прошлого на всех уровнях.
В «ультра-ортодоксальных» (харедим) кругах более популярна точка зрения Хазон Иш: «Все, что сказано в Талмуде, … будь то Агада или Галаха, — вещи открытые нам в пророчестве, всякий, кто отклоняется от этого положения, отрицает слова Мудрецов, и если он резник — его продукты некошерны» [8] [9].
Вопрос, какая точка зрения правильнее, зависит от мировоззрения.