Отношение иудаизма к концепции "Непогрешимости"

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
Непогрешимость - догматическое отрицание возможности ошибиться для одного человека или группы лиц. Широко известен догмат о непогрешимости папы, говорящего с кафедры. В данной статье разбирается отношение к непогрешимости в иудаизме.
+
"Непогрешимость" - теологическое понятие, являющееся догматическим отрицанием возможности ошибиться для одного человека или группы лиц. Например, в католицизме принят догмат о "непогрешимости Папы, говорящего с кафедры". В данной статье разбирается отношение к концепции "непогрешимости" в иудаизме.
== Тора об ошибках ==
== Тора об ошибках ==
-
Самый авторитетный образ во всем ТаНаХе Моше дан в Торе отнюдь не безошибочным. За свой грех он не может войти в Землю Израиля. В другом месте <ref>Чисел 31:13-20</ref>«Моше paзгневался на военачальников, … и все одежды, и все кожаные вещи, и все вещи, сделанные из козьей шерсти, ..., и все деревянные сосуды очистите. Сказал Элазар-коhен воинам…: "вот закон об учении, который Бог заповедал Моше: только золото…, всё, что проходит через огонь, проведите через огонь’. Талмуд<ref>Песахим 66Б</ref> объясняет, что Элазар был вынужден выступить с дополнительными законами, несмотря на присутствие Моше. Из этого следует, что Моше забыл закон. как сказал Реш Лакиш:  «Каждый человек, который гневается, если он мудрец – удаляется его мудрость, ...откуда мы учим про мудрость? из Моше».
+
 
-
В книге Левит описано много жертв за ошибки. Самая любопытная, если все общество ошибется <ref>Ваикра 4:13</ref>. Традиционный Мидраш объясняет, что имеется в виду ошибка Верховного Суда - самые главные лидеры народа. Из этого следует вывод, что ни один человек или общественный орган не гарантирован от ошибок, и Тора предвидит и предсказывает это, ведь законы даны не для пустоты, а для практического использования <ref>Мишне Тора, Законы Царей, 11:2</ref>.  
+
Самый авторитетный образ во всем ТаНаХе - Моше - дан в Торе отнюдь не безошибочным. За свой грех он не может войти в Землю Израиля.  
 +
 
 +
В другом месте <ref>Чисел 31:13-20</ref> мы читаем: "Моше paзгневался на военачальников, … и все одежды, и все кожаные вещи, и все вещи, сделанные из козьей шерсти, ..., и все деревянные сосуды очистите. Сказал Элазар-коhен воинам…: "вот закон об учении, который Бог заповедал Моше: только золото…, всё, что проходит через огонь, проведите через огонь’".  
 +
 
 +
Талмуд <ref>Песахим 66Б</ref> объясняет, что Элазар был вынужден выступить с дополнительными законами, несмотря на присутствие Моше. Из этого следует, что Моше забыл закон. как сказал Реш Лакиш:  «Каждый человек, который гневается, если он мудрец – удаляется его мудрость, ...откуда мы учим про мудрость? из Моше».
 +
 
 +
В книге Левит описано много жертв за ошибки. Самая любопытная "если все общество ошибется" <ref>Ваикра 4:13</ref>. Традиционный Мидраш объясняет, что имеется в виду ошибка Верховного Суда - самые главные лидеры народа. Из этого следует вывод, что ни один человек или общественный орган не гарантирован от ошибок, и Тора предвидит и предсказывает это, ведь "законы даны не для пустоты, а для практического использования" <ref>Мишне Тора, Законы Царей, 11:2</ref>.  
== Талмуд об ошибках ==
== Талмуд об ошибках ==
-
Имеется целый трактат Орайот, предписывающий разный процедуры, когда найдена ошибка на самом разном уровне. Фактически, это реализация законов об ошибках из книги Левит.
+
 
-
Мудрецы много спорят друг с другом, так что закон устанавливается мнением большинства. Одно особенно яркое место - история с печью Ахная
+
Имеется целый трактат hОрайот, предписывающий разный процедуры, когда найдена ошибка на самом разном уровне. Фактически, это реализация законов об ошибках из книги Левит.
-
<ref>[http://www.machanaim.org/ustntora/agadot/manhigut.htm Бава Меция, 59]</ref>. Рабби Элиезер оказался один против всех. После обсуждения в качестве доказательства приводятся чудеса и даже голос неба, поддерживающий мнение одиночки. Но, тем не менее, закон алахи устанавливается по большинству, как это принято в еврейском законодательстве, а голос Неба игнорируется, так как не принадлежит Синедриону. Из этого места видно, что и в законодательном процессе большинство Мудрецов может ошибиться, но закон будет все равно принят.
+
 
 +
Мудрецы много спорят друг с другом, так что закон устанавливается мнением большинства. Одно особенно яркое место - история с печью Ахная <ref>[http://www.machanaim.org/ustntora/agadot/manhigut.htm Бава Меция, 59]</ref>. Рабби Элиезер оказался один против всех. После обсуждения в качестве доказательства приводятся чудеса и даже голос Неба, поддерживающий мнение одиночки. Но, тем не менее, закон галахи устанавливается по большинству, как это принято в еврейском законодательстве, а голос Неба игнорируется, так как не принадлежит Синедриону. Из этого места видно, что и в законодательном процессе большинство Мудрецов может ошибиться, но закон будет все равно принят.
== Средневековье ==
== Средневековье ==
-
В Средние века протекали бурные дискуссии со взаимными отлучениями и даже сжиганием книг, так что о чей-то непогрешимости не может быть речи. Впрочем, видимо, Рамбан первый высказался, что мы должны иметь веру в Мудрецов Талмуда (''эмунат хахамим''), в то время как рационалистическая школа считала, что их авторитет зиждется на принадлежности к законодательному собранию.  
+
 
-
В характерном пассаже из Рамбам, что мы никогда не можем по-настоящему знать, что даже пророк говорит истину, но Тора предписывает его слушать, если он обладает признаками пророка<ref>Законов Основ Торы 7:7</ref>.
+
В Средние века протекали бурные дискуссии со взаимными отлучениями и даже сжиганием книг, так что о чей-то непогрешимости не может быть речи.  
 +
 
 +
Впрочем, видимо, Рамбан первый высказался, что мы должны иметь веру в Мудрецов Талмуда (''эмунат хахамим''), в то время как рационалистическая школа считала, что их авторитет зиждется на принадлежности к законодательному собранию.  
 +
 
 +
В характерном пассаже из Рамбама, что мы никогда не можем по-настоящему знать, что даже пророк говорит истину, но Тора предписывает его слушать, если он обладает признаками пророка<ref>Законов Основ Торы 7:7</ref>.
== Новое время ==
== Новое время ==
-
В кругах близких к ортодоксальному модернизму большинство считает Мудрецов Талмуда выдающимися людьми своего времени, которые, как и любой человек не застрахованы от ошибок. Кроме того, в Талмуде встречаются представления о природе, заимствованные Мудрецами из представлений своего времени, например, о твердом небе, иногда они даже более отсталые, чем взгляды тогдашних ученых<ref>см. Песахим 94А по вопросу, где находится Солнце ночью</ref>. Все это, однако, не умаляет важности соблюдения постановлений Мудрецов Талмуда, так как  они были законодателями. В качестве яркого примера, можно привести главу Йешивы «Эйхал Элияу» р. ШД Бочко, которые считает методически необходимым приводить ученикам примеры ошибок авторитетов прошлого на всех уровнях.
 
-
В ультра ортодоксальных (''харедим'') кругах более популярна точка зрения [[Хазон Иш]]: «Все, что сказано в Талмуде, …будь то Агада или Алаха, - вещи открытые нам в пророчестве, всякий, кто отклоняется от этого положения, отрицает слова Мудрецов, и если он резник – его продукты некошерны» <ref>Ковец Игрот 1:15</ref>. Впрочем, Хазон Иш все-таки разрешал думать, что земля обращается вокруг солнца, а не наоборот <ref>по книге р. М Анджела «Маймонид, Спиноза и мы»</ref>.
 
-
Вопрос, какая точка зрения правильнее, зависит от мировоззрения.
+
В кругах близких к ортодоксальному модернизму большинство считает Мудрецов Талмуда выдающимися людьми своего времени, которые, как и любой человек не застрахованы от ошибок.  
 +
Кроме того, в Талмуде встречаются представления о природе, заимствованные Мудрецами из представлений своего времени, например, о твердом небе, иногда они даже более отсталые, чем взгляды тогдашних ученых <ref>см. Песахим 94А по вопросу, где находится Солнце ночью</ref>. Все это, однако, не умаляет важности соблюдения постановлений Мудрецов Талмуда, так как  они были законодателями.
 +
 +
В качестве яркого примера, можно привести главу Йешивы «hЭйхал Элияhу» р. Ш.Д. Бочко, который считает методически необходимым приводить ученикам примеры ошибок авторитетов прошлого на всех уровнях.
 +
 +
В "ультра-ортодоксальных" (''харедим'') кругах более популярна точка зрения [[Хазон Иш]]: «Все, что сказано в Талмуде, … будь то Агада или Галаха, - вещи открытые нам в пророчестве, всякий, кто отклоняется от этого положения, отрицает слова Мудрецов, и если он резник – его продукты некошерны» <ref>Ковец Игрот 1:15</ref> <ref>по книге р. М Анджела «Маймонид, Спиноза и мы»</ref>.
 +
 +
Вопрос, какая точка зрения правильнее, зависит от мировоззрения.
== Примечания ==
== Примечания ==
 +
{{примечания}}
{{примечания}}
== См. также ==
== См. также ==
 +
#[http://community.livejournal.com/maaleadumim_ru/40230.html Развивающая жертва]
#[http://community.livejournal.com/maaleadumim_ru/40230.html Развивающая жертва]
#[http://lkitross.livejournal.com/33904.html Существует ли культ личности Моисея?]
#[http://lkitross.livejournal.com/33904.html Существует ли культ личности Моисея?]
#[http://lkitross.livejournal.com/15389.html Есть ли у евреев догмат о непогрешимости?]
#[http://lkitross.livejournal.com/15389.html Есть ли у евреев догмат о непогрешимости?]

Версия 22:43, 25 марта 2010

"Непогрешимость" - теологическое понятие, являющееся догматическим отрицанием возможности ошибиться для одного человека или группы лиц. Например, в католицизме принят догмат о "непогрешимости Папы, говорящего с кафедры". В данной статье разбирается отношение к концепции "непогрешимости" в иудаизме.

Содержание

Тора об ошибках

Самый авторитетный образ во всем ТаНаХе - Моше - дан в Торе отнюдь не безошибочным. За свой грех он не может войти в Землю Израиля.

В другом месте [1] мы читаем: "Моше paзгневался на военачальников, … и все одежды, и все кожаные вещи, и все вещи, сделанные из козьей шерсти, ..., и все деревянные сосуды очистите. Сказал Элазар-коhен воинам…: "вот закон об учении, который Бог заповедал Моше: только золото…, всё, что проходит через огонь, проведите через огонь’".

Талмуд [2] объясняет, что Элазар был вынужден выступить с дополнительными законами, несмотря на присутствие Моше. Из этого следует, что Моше забыл закон. как сказал Реш Лакиш: «Каждый человек, который гневается, если он мудрец – удаляется его мудрость, ...откуда мы учим про мудрость? из Моше».

В книге Левит описано много жертв за ошибки. Самая любопытная "если все общество ошибется" [3]. Традиционный Мидраш объясняет, что имеется в виду ошибка Верховного Суда - самые главные лидеры народа. Из этого следует вывод, что ни один человек или общественный орган не гарантирован от ошибок, и Тора предвидит и предсказывает это, ведь "законы даны не для пустоты, а для практического использования" [4].

Талмуд об ошибках

Имеется целый трактат hОрайот, предписывающий разный процедуры, когда найдена ошибка на самом разном уровне. Фактически, это реализация законов об ошибках из книги Левит.

Мудрецы много спорят друг с другом, так что закон устанавливается мнением большинства. Одно особенно яркое место - история с печью Ахная [5]. Рабби Элиезер оказался один против всех. После обсуждения в качестве доказательства приводятся чудеса и даже голос Неба, поддерживающий мнение одиночки. Но, тем не менее, закон галахи устанавливается по большинству, как это принято в еврейском законодательстве, а голос Неба игнорируется, так как не принадлежит Синедриону. Из этого места видно, что и в законодательном процессе большинство Мудрецов может ошибиться, но закон будет все равно принят.

Средневековье

В Средние века протекали бурные дискуссии со взаимными отлучениями и даже сжиганием книг, так что о чей-то непогрешимости не может быть речи.

Впрочем, видимо, Рамбан первый высказался, что мы должны иметь веру в Мудрецов Талмуда (эмунат хахамим), в то время как рационалистическая школа считала, что их авторитет зиждется на принадлежности к законодательному собранию.

В характерном пассаже из Рамбама, что мы никогда не можем по-настоящему знать, что даже пророк говорит истину, но Тора предписывает его слушать, если он обладает признаками пророка[6].

Новое время

В кругах близких к ортодоксальному модернизму большинство считает Мудрецов Талмуда выдающимися людьми своего времени, которые, как и любой человек не застрахованы от ошибок.

Кроме того, в Талмуде встречаются представления о природе, заимствованные Мудрецами из представлений своего времени, например, о твердом небе, иногда они даже более отсталые, чем взгляды тогдашних ученых [7]. Все это, однако, не умаляет важности соблюдения постановлений Мудрецов Талмуда, так как они были законодателями.

В качестве яркого примера, можно привести главу Йешивы «hЭйхал Элияhу» р. Ш.Д. Бочко, который считает методически необходимым приводить ученикам примеры ошибок авторитетов прошлого на всех уровнях.

В "ультра-ортодоксальных" (харедим) кругах более популярна точка зрения Хазон Иш: «Все, что сказано в Талмуде, … будь то Агада или Галаха, - вещи открытые нам в пророчестве, всякий, кто отклоняется от этого положения, отрицает слова Мудрецов, и если он резник – его продукты некошерны» [8] [9].

Вопрос, какая точка зрения правильнее, зависит от мировоззрения.

Примечания

  1. Чисел 31:13-20
  2. Песахим 66Б
  3. Ваикра 4:13
  4. Мишне Тора, Законы Царей, 11:2
  5. Бава Меция, 59
  6. Законов Основ Торы 7:7
  7. см. Песахим 94А по вопросу, где находится Солнце ночью
  8. Ковец Игрот 1:15
  9. по книге р. М Анджела «Маймонид, Спиноза и мы»

См. также

  1. Развивающая жертва
  2. Существует ли культ личности Моисея?
  3. Есть ли у евреев догмат о непогрешимости?
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация