Днепропетровск (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(История еврейской общины)
(История еврейской общины)
Строка 56: Строка 56:
Но активность еврейской жизни было пресечена революцией, бедствиями Гражданской войны и беспринципной, политикой советской власти — не только антиеврейской, но и антирелигиозной. В этот период были закрыты, практически, все городские синагоги, в том числе и Хоральная: главный раввин города [[Шнеерсон, Леви Ицхак|Леви Ицхок Шнеерсон]] был обвинен в создании «антисоветского еврейского клерикального подполья» (сослан в [[Казахстан]]).  
Но активность еврейской жизни было пресечена революцией, бедствиями Гражданской войны и беспринципной, политикой советской власти — не только антиеврейской, но и антирелигиозной. В этот период были закрыты, практически, все городские синагоги, в том числе и Хоральная: главный раввин города [[Шнеерсон, Леви Ицхак|Леви Ицхок Шнеерсон]] был обвинен в создании «антисоветского еврейского клерикального подполья» (сослан в [[Казахстан]]).  
   
   
-
25 августа 1941 года запомнилось Днепропетровску началом фашистскими оккупации: в октябре были расстреляны более 11000 днепропетровских  
+
25 августа 1941 года запомнилось Днепропетровску началом фашистской оккупации: в октябре были расстреляны более 11000 днепропетровских  
евреев.  
евреев.  

Версия 20:26, 22 марта 2010


Содержание

Краткие сведения о Днепропетровске

Днепропетро́вск (укр. Дніпропетровськ; изначальное название Екатеринослав (1776—1797; 1802—1926), в 1797—1802 Новороссийск, в 1918—1919 гг. неофициальное название Сичеслав) — город, областной центр Днепропетровской области Украины.


Этнический состав по области на 2001 год:

Национальность Численность (чел.) Процентное соотношение
Украинцы 2825,8 тыс. 79,3%
Русские 627,5 тыс. 17,6%
Белорусы 29,5 тыс. 2,0%
Евреи 13,7 тыс. 0,4%
Армяне 10,6 тыс. 0,3%
Азербайджанцы 5,6 тыс. 0,2%

История еврейской общины

Город Днепропетровск являлся и является важнейшим центром развития еврейской жизни в украинском государстве. Начало истории местной еврейской общины восходит к моменту основания города в 1776 году. Через 15 лет (в 1791 году) императрицей Екатериной II был издан указ «О предоставлении евреям гражданства в Екатеринославском наместничестве и Таврической области». После его издания в губернский город Екатеринослав, в надежде на лучшую жизнь, устремились евреи. К началу XIX века численность еврейского населения города превысила 300 человек. Появление евреев способствовало ускоренному развитию — и культурному, и промышленному:

В 30-х годах XIX века по инициативе купца Гирша Луцкого было начато и завершено строительство в городе первого кирпичного дома.

В 1832 году евреем Заславским на Литейной улице был построен чугунолитейный завод.

В 1833-м открылась суконная фабрика Неймана.

В 1843 году купцом Абрамом Иосифовичем Луцким было построено каменное здание театра, ставший главным центром культурной жизни.

Рост промышленности и увеличивающийся приток еврейского населения (15% от общего числа жителей)привел к естественной необходимости в большой синагоге, и в 50 годах XIX века было построена Хоральная синагога, отличавшаяся оригинальной архитектурой и получившая впоследствии название «Золотая Роза».

К концу XIX века евреи составляли более 36% городского населения.

Еврейским промышленникам в этот предгрозовой период принадлежало около четверти предприятий Екатеринославской губернии.

В начале XX века евреем Спектором был построен кинотеатр (один из лучших в Российской империи). И еще одна достопримечательность - памятник А. С. Пушкину, до настоящего времени украшающий город, создан скульптором Ильей Гинцбургом.

Незабываемое было время — евреи участвовали в работе Городской думы, главным раввином города был избран Леви Ицхок Шнеерсон, открылся Екатеринославский еврейский политехнический институт…

Но активность еврейской жизни было пресечена революцией, бедствиями Гражданской войны и беспринципной, политикой советской власти — не только антиеврейской, но и антирелигиозной. В этот период были закрыты, практически, все городские синагоги, в том числе и Хоральная: главный раввин города Леви Ицхок Шнеерсон был обвинен в создании «антисоветского еврейского клерикального подполья» (сослан в Казахстан).

25 августа 1941 года запомнилось Днепропетровску началом фашистской оккупации: в октябре были расстреляны более 11000 днепропетровских евреев.

После окончания войны у еврейской общины города остается только одна действующая синагога. В 80-х годах XX века атеистическая вакханалия привела к тому, что в эту синагогу приходили считанные пожилые евреи.

Только после распада СССР возрождение еврейской жизни в Днепропетровске являет впечатляющую картину.

Еврейская община в поствремена

Синагоги

Хоральная синагога «Золотая роза» и мемориальный музей Холокоста[1]

До Октябрьской революции в городе действовало 44 синагоги и молельных дома, отличающиеся профессиональным единством своих постоянных посетителей – шорников, портных, водовозов. Например, на территории нынешней центральной синагоги «Золотая Роза» когда-то существовали четыре «профессиональные» синагоги. Одна из них деревянная, построенная в 1800 году, сгорела, но на этом месте в быстром порядке воздвигли большую каменную Хоральную синагогу. После Октябрьской революции, в 1920-х годах, «по просьбам трудящихся-евреев» здесь сначала обосновался Еврейский рабочий клуб, а затем — Дом культуры швейной фабрики имени Володарского.

После развала СССР и отделения Украины от России появился указ о возвращении культовых учреждений. Из четырех сохранившихся в Днепропетровске зданий синагог еврейская религиозная община получила в свое распоряжение три: «малой» синагоги на Коцюбинского, синагоги на улице Миронова и здание Хоральной синагоги «Золотая Роза» (заслуживающая своей емкой внутренней красотой особого упоминания — она является предметом особой гордости сегодняшних евреев Днепропетровска. Автор проекта реконструкции этой синагоги Александр Дольник. На международном архитектурном фестивале «Зодчество-2001» в Москве эта работа получила Золотой диплом.

И, конечно же, город Днепропетровск заслуживает особого внимания евреев всего мира, хотя бы потому, что в Екатеринославе жила семья седьмого Любавичского Ребе, а сам Менахем-Мендель Шнеерсон провел в этом городе молодые годы. Уже только поэтому этот город можно считать местом для избранных. Исходя из такого понимания, вполне объяснимо, что именно сюда в 1990 году переселился его ученик и посланник раввин Шмуэль Каминецкий.

Днепропетровская еврейская община

Известные члены днепропетровской еврейской общины

Примечания

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация