Юшкевич, Павел Соломонович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Karkaix (Обсуждение | вклад) |
Karkaix (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
+ | [[Image:P_Yshkevich.JPG|thumb|right|Павел Соломонович Юшкевич]] | ||
'''Павел Соломонович Юшкевич''' (29 июня 1873, [[Одесса]] — 6 декабря 1945, [[Москва]]) — русский философ, брат русско-еврейского прозаика и драматурга [[Юшкевич, Семён Соломонович|Семёна Соломоновича Юшкевича]]; племянник — историк математики [[Юшкевич, Адольф Павлович|Адольф Павлович Юшкевич]]. | '''Павел Соломонович Юшкевич''' (29 июня 1873, [[Одесса]] — 6 декабря 1945, [[Москва]]) — русский философ, брат русско-еврейского прозаика и драматурга [[Юшкевич, Семён Соломонович|Семёна Соломоновича Юшкевича]]; племянник — историк математики [[Юшкевич, Адольф Павлович|Адольф Павлович Юшкевич]]. | ||
Версия 20:12, 17 марта 2010
Павел Соломонович Юшкевич (29 июня 1873, Одесса — 6 декабря 1945, Москва) — русский философ, брат русско-еврейского прозаика и драматурга Семёна Соломоновича Юшкевича; племянник — историк математики Адольф Павлович Юшкевич.
Содержание |
Биография
Участник социал-демократического движения, впоследствии меньшевик.
Был сторонником идей Маха — одной из разновидностей этого направления: эмпириосимволизм. Философская мысль Ю., сводится к тому, что «поток данного» лишен какой-либо упорядоченности и смысла — их вносит в «поток данного» наше сознание. Такое понимание родственно солипсизму. Во избежание такой интерпретации, Ю., различает разум человека от сверхчеловеческого разума — Логоса — носителя «предельных эмпириосимволов».
Философские взгляды Ю., подверглись острой критике В. И. Ленина — он назвал их «...плодом незнания диалектики» (Соч. т. 14, стр. 249).
После Октябрьской революции — сотрудничал в меньшевистском журнале «Объединение» (Украина).
1919 год — отошел от политической деятельности.
Работал в Институте Маркса и Энгельса (Москва): занимался, в основном, философскими переводами (до 1930 года).
Цитаты из произведений
«Современный материализм и марксизм» (стр. 189):
Реальность можно трактовать двояко: элементарное и иррациональное понятие ее - это неповторяющийся, только раз данный поток бытия; это своего рода нереальная реальность, подобная психологическому времени, имеющему два бесконечных данных, но идеальных измерения: прошлое и будущее, и одно реальное измерение: точку - настоящее. Рациональное же понятие реальности сводит ее к предельной системе символов, по отношению к которой всякая научная система есть инфинитная система символов..., так сказать, символика в квадрате.
«Современная энергетика» (стр. 178):
Если уже говорить о данном, то основное, первичное и даже единственно данное - это поток сознания, все проникающая взаимная связь и соотносительность переживания. Все связано со всем, все может означать все, все потенциально символизирует все. Переживания всегда даны в известной перспективе, в известной связи между собой, то есть в известном соотношении соозначения.
«Современный материализм и марксизм» (стр. 153):
Материальность предмета заключается именно в определенной, независимой от нас связи его элементов, представляющейся нам по типу зрительно осязательных связей в символе материи.
«Современная энергетика...» (стр. 111):
Общие же понятия являются только заместителями скрытых психических рядов.
Библиография
- «Современный материализм и марксизм» / «Современный мир», СПБ, апрель 1907.
- «О материалист. понимании истории» / СПБ., 1907.
- «Материализм и критический реализм» / СПБ, 1908.
- «Современная энергетика», в сборнике: «Очерки по философии марксизма» / СПБ, 1908.
- «На темы дня» / Вершины. СПБ, 1909. Кн. 1.
- «Новые веяния» / СПБ, 1910.
- «Мировоззрение и мировоззрения» / СПБ, 1912.
- «О материалист. понимании истории» / Одесса, 1912, 2-е изд.
- «О сущности философии»: (К психологии философского миросозерцания) / Одесса, 1921.
- «Теория относительности Эйнштейна и ее филос. истолкование» / М., 1923.