Машиах (Мессия)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Add notice: From Wiki)
Строка 1: Строка 1:
-
{{IsFromWiki}}
+
{{{Полуфабрикат}}
 +
{{Неадекватная}}
{{Другие значения|Мессия (значения)}}
{{Другие значения|Мессия (значения)}}
  {{Библейская статья}}
  {{Библейская статья}}
Строка 7: Строка 8:
В [[иудаизм]]е слово «''машиах''» иносказательно означает «царь». Иудеи верят, что идеальный царь, потомок царя [[Давид]]а, будет послан [[Бог]]ом, чтобы осуществить «избавление» (духовное и/или физическое) [[евреи|народа Израиля]] и спасение человечества. В [[христианство|христианской]] традиции используется также термин «[[Иисус Христос|Спаситель]]». В определенных направлениях [[ислам]]а мессией именуется [[Пир_(езидизм)|пир]] — глава общины, духовный учитель у [[суфизм|суфиев]] и некоторых других конфессиональных групп.
В [[иудаизм]]е слово «''машиах''» иносказательно означает «царь». Иудеи верят, что идеальный царь, потомок царя [[Давид]]а, будет послан [[Бог]]ом, чтобы осуществить «избавление» (духовное и/или физическое) [[евреи|народа Израиля]] и спасение человечества. В [[христианство|христианской]] традиции используется также термин «[[Иисус Христос|Спаситель]]». В определенных направлениях [[ислам]]а мессией именуется [[Пир_(езидизм)|пир]] — глава общины, духовный учитель у [[суфизм|суфиев]] и некоторых других конфессиональных групп.
-
== Мессия в Ветхом Завете (Танахе) ==
+
== Мессия в ТаНаХе (Ветхом Завете) ==
[[Файл:Mashiah.PNG|right|thumb|Машиах]]
[[Файл:Mashiah.PNG|right|thumb|Машиах]]
[[Танах]] называет «''машиахом''» («мессией», букв. «помазанником») царей [[Израильское царство|Израиля]] и [[Иудейское царство|Иудеи]]<ref>[[I Сам.]]{{Библия2|1Цар|12:3|12:3, 5}}; {{Библия2|1Цар|16:6}}; {{Библия|Пс|17:51}}; {{Библия2|Пс|19:7}}</ref>, [[коэны|священников]]<ref>{{Библия|Лев|4:3}}; {{Библия2|Лев|5:16}}</ref>, библейских [[патриархи|патриархов]]<ref>{{Библия|Пс|104:15}}</ref>, некоторых пророков<ref>{{Библия|3Цар|19:16}}</ref>, весь [[евреи|народ Израиля]]<ref>{{Библия|Пс|89:39}}, {{Библия2|Пс|89:52|52}}; {{Библия|Пс|84:10}}</ref>, [[Персия|персидского]] царя [[Кир II Великий|Кира II]]<ref>{{Библия|Ис|45:1}}</ref>.
[[Танах]] называет «''машиахом''» («мессией», букв. «помазанником») царей [[Израильское царство|Израиля]] и [[Иудейское царство|Иудеи]]<ref>[[I Сам.]]{{Библия2|1Цар|12:3|12:3, 5}}; {{Библия2|1Цар|16:6}}; {{Библия|Пс|17:51}}; {{Библия2|Пс|19:7}}</ref>, [[коэны|священников]]<ref>{{Библия|Лев|4:3}}; {{Библия2|Лев|5:16}}</ref>, библейских [[патриархи|патриархов]]<ref>{{Библия|Пс|104:15}}</ref>, некоторых пророков<ref>{{Библия|3Цар|19:16}}</ref>, весь [[евреи|народ Израиля]]<ref>{{Библия|Пс|89:39}}, {{Библия2|Пс|89:52|52}}; {{Библия|Пс|84:10}}</ref>, [[Персия|персидского]] царя [[Кир II Великий|Кира II]]<ref>{{Библия|Ис|45:1}}</ref>.
Строка 15: Строка 16:
Понятие прихода Мессии введено пророками древнего Израиля. Таким образом, если человек объявляет себя (или кто-то объявляет его) Мессией, то следует проверить, совершил ли он то, что древнееврейские пророки ожидают от Мессии.
Понятие прихода Мессии введено пророками древнего Израиля. Таким образом, если человек объявляет себя (или кто-то объявляет его) Мессией, то следует проверить, совершил ли он то, что древнееврейские пророки ожидают от Мессии.
-
С точки зрения иудаизма, в [[Ветхий Завет|Ветхом Завете]] ([[Танах]]е) главным критерием прихода Мессии является пророчество [[Исаия (пророк)|Исайи]], который указывает, что дни пришествия Машиаха будут эпохой межнациональных и социальных перемен:
+
С точки зрения иудаизма, в [[Танах]]е ([[Ветхий Завет|Ветхом Завете]]) главным критерием прихода Мессии является пророчество [[Исаия (пророк)|Исайи]], который указывает, что дни пришествия Машиаха будут эпохой межнациональных и социальных перемен:
{{ВЗ|И перекуют все народы мечи свои на орала (то есть плуги) и копья свои — на серпы; не поднимет меча народ на народ, и не будут больше учиться воевать.|Ис|2:4}}
{{ВЗ|И перекуют все народы мечи свои на орала (то есть плуги) и копья свои — на серпы; не поднимет меча народ на народ, и не будут больше учиться воевать.|Ис|2:4}}
Строка 24: Строка 25:
В еврейской традиции Машиахом (Мессией) считается царь, потомок царя [[Давид]]а, который будет послан [[Бог]]ом для избавления народа Израиля и спасения человечества.
В еврейской традиции Машиахом (Мессией) считается царь, потомок царя [[Давид]]а, который будет послан [[Бог]]ом для избавления народа Израиля и спасения человечества.
-
В [[Мидраш]]е<ref>[[Берешит Раба]] 85, Рут Раба 2:14</ref> можно увидеть параллель между [[Моисей|Моисеем]] как «первым Избавителем» и Мессией как «последним Избавителем», поэтому можно предположить, что образ Моисея явился зародышем мессианской идеи. Однако подлинными историческими мессиями (и прототипом эсхатологического Мессии) стали [[Давид]] — царь, пророк и псалмопевец, и особенно его сын [[Соломон]].
+
В [[Мидраш]]е<ref>[[Берешит Раба]] 85, Рут Раба 2:14</ref> можно увидеть параллель между [[Моисей|Моисеем]] как «первым Избавителем» и Мессией как «последним Избавителем», поэтому можно предположить, что образ Моисея явился зародышем мессианской идеи. Однако подлинными историческими мессиями (и прототипом эсхатологического Мессии) стали [[Давид]] — царь, пророк и псалмопевец, и особенно его сын [[Шломо]].
-
[[Танах]] содержит представление о Мессии как в историческом (текущие цари Израиля), так и в [[Эсхатология|эсхатологическом смысле]].
+
[[ТаНаХ]] содержит представление о Мессии как в историческом (текущие цари Израиля), так и в [[Эсхатология|эсхатологическом смысле]].
Согласно представлениям иудаизма, при Машиахе весь еврейский народ будет жить согласно законам Торы. Сплав духовных ценностей, справедливости, цельности и любви создаст идеальное общество, которое будет служить примером для подражания всему человечеству. Когда это будет достигнуто, Машиах сможет перейти к завершающей стадии мессианского процесса, то есть привлечь все народы мира к выполнению духовных задач, стоящих перед человечеством.
Согласно представлениям иудаизма, при Машиахе весь еврейский народ будет жить согласно законам Торы. Сплав духовных ценностей, справедливости, цельности и любви создаст идеальное общество, которое будет служить примером для подражания всему человечеству. Когда это будет достигнуто, Машиах сможет перейти к завершающей стадии мессианского процесса, то есть привлечь все народы мира к выполнению духовных задач, стоящих перед человечеством.
-
=== Трактование мессианских пророчеств Танаха (Ветхого Завета) ===
+
=== Трактование мессианских пророчеств ТаНаХа (Ветхого Завета) ===
В [[Галаха|галахическом]] труде [[Мишнэ Тора]] [[Маймонид]] описывает три стадии наступления эры Машиаха следующим образом:
В [[Галаха|галахическом]] труде [[Мишнэ Тора]] [[Маймонид]] описывает три стадии наступления эры Машиаха следующим образом:
Строка 59: Строка 60:
==== Лже-мессии в еврейской истории ====
==== Лже-мессии в еврейской истории ====
{{main|Лжемессия}}
{{main|Лжемессия}}
-
Надежды многих евреев были связаны с [[Симон Бар-Кохба|Бар-Кохбой]], который объявил себя Мессией и в [[131 год|131]]—[[135 год]]ах повёл своих сторонников на вооружённое восстание против [[Древний Рим|Рима]]. Многие мудрецы, в том числе и [[Рабби Акива]], поддержали восстание и провозгласили Бар-Кохбу потенциальным Мессией. Восставшим удалось освободить [[Иерусалим]], однако в конечном итоге восстание было жестоко подавлено императором [[Адриан]]ом. Неудача восстания серьёзно пошатнула веру евреев в близкий приход Мессии. Тем не менее, согласно [[Маймонид]]у, Бар-Кохба не являлся в полном смысле ложным Мессией, а скорее кандидатом на эту роль, не сумевшим её сыграть.<ref>[http://kodesh.snunit.k12.il/i/e511.htm#6 [[Маймонид]], Законы о Царях 11:2]</ref>
+
Надежды многих евреев были связаны с [[Шимон Бар-Кохба|Бар-Кохбой]], который объявил себя Мессией и в [[131 год|131]]—[[135 год]]ах повёл своих сторонников на вооружённое восстание против [[Древний Рим|Рима]]. Многие мудрецы, в том числе и [[Рабби Акива]], поддержали восстание и провозгласили Бар-Кохбу потенциальным Мессией. Восставшим удалось освободить [[Иерусалим]], однако в конечном итоге восстание было жестоко подавлено императором [[Адриан]]ом. Неудача восстания серьёзно пошатнула веру евреев в близкий приход Мессии. Тем не менее, согласно [[Маймонид]]у, Бар-Кохба не являлся в полном смысле ложным Мессией, а скорее кандидатом на эту роль, не сумевшим её сыграть.<ref>[http://kodesh.snunit.k12.il/i/e511.htm#6 [[Маймонид]], Законы о Царях 11:2]</ref>
Наиболее известны объявившие себя мессией [[Давид Реувени]], [[Шабтай Цви]], [[Якоб Франк]]. В «[http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=413 Послании в Йемен]» Маймонид приводит список известных ему ложных мессий, действовавших в [[Йемен]]е, [[Ирак]]е, [[Франция|Франции]], [[Марокко]], [[Испания|Испании]] и др.
Наиболее известны объявившие себя мессией [[Давид Реувени]], [[Шабтай Цви]], [[Якоб Франк]]. В «[http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=413 Послании в Йемен]» Маймонид приводит список известных ему ложных мессий, действовавших в [[Йемен]]е, [[Ирак]]е, [[Франция|Франции]], [[Марокко]], [[Испания|Испании]] и др.
Строка 80: Строка 81:
Вместе с тем еврейский народ создал большое количество [[идиома|идиом]] и [[поговорка|поговорок]] с упоминанием Мессии, выражающих сильное сомнение в том, что тот придёт очень уж скоро. Вот некоторые из них из еврейского фольклора Нью-Йорка:
Вместе с тем еврейский народ создал большое количество [[идиома|идиом]] и [[поговорка|поговорок]] с упоминанием Мессии, выражающих сильное сомнение в том, что тот придёт очень уж скоро. Вот некоторые из них из еврейского фольклора Нью-Йорка:
-
* Если сын придёт и скажет, что выучил все уроки, убрал у себя в комнате, постирал бельё, подмёл вокруг дома, приготовил семье обед, а теперь ещё хочет за так помыть папину машину, то скажут ''мешияхс цайт'' — времена мессии наступили!
+
* Если сын придёт и скажет, что выучил все уроки, убрал у себя в комнате, постирал бельё, подмёл вокруг дома, приготовил семье обед, а теперь ещё хочет за так помыть папину машину, то скажут ''мешияхс цайт'' — времена Мессии наступили!
-
* Если слишком уж настаивают на чём-то, чего не желаешь делать, то еврей скажет ''ломир азой дерлебн мешиях'' — давайте доживём до прихода мессии, аналогично русскому «ждать до второго пришествия».
+
* Если слишком уж настаивают на чём-то, чего не желаешь делать, то еврей скажет ''ломир азой дерлебн Мешиях'' — давайте доживём до прихода Мессии, аналогично русскому «ждать до второго пришествия».
-
* И напоследок: ''ме зол нор дерномен мешиях'', распространённое в хасидских [[квартал]]ах [[Нью-Йорк]]а «не будем поминать мессию всуе» — тоже не говорит о том, что мессию ждут с минуты на минуту.{{Нет АИ|18|05|2009}} С другой стороны, говорят - "We want mashiah now, we don't want to wait".
+
* И напоследок: ''ме зол нор дерномен Мешиях'', распространённое в хасидских [[квартал]]ах [[Нью-Йорк]]а «не будем поминать Мессию всуе» — тоже не говорит о том, что Мессию ждут с минуты на минуту.{{Нет АИ|18|05|2009}} С другой стороны, говорят - "We want mashiah now, we don't want to wait".
Рассказывают, что ''магид'' (проповедник) и чудотворец реб Зуся из [[Золочев (Львовская область)|Золочев]]а в [[Галиция|Галиции]] (он же Мешуллам Зуся из Ганиполя) на вопрос учеников, почему он ложится спать в молитвенном покрывале ''талес'' {{lang-he|תלִית}} (''[[талит]]'') и с коробочками, содержащими написанные на пергаменте отрывки (паршийот) из Торы ([[тфилин]]), отвечал, что он ждёт приход Мессии, который может прийти в каждый момент, в том числе и ночью. И когда он придёт, то нельзя задерживаться, а нужно сразу пойти за ним, взяв лишь самое необходимое. А что необходимо еврею даже в лучшем мире — только принадлежности для молитвы.
Рассказывают, что ''магид'' (проповедник) и чудотворец реб Зуся из [[Золочев (Львовская область)|Золочев]]а в [[Галиция|Галиции]] (он же Мешуллам Зуся из Ганиполя) на вопрос учеников, почему он ложится спать в молитвенном покрывале ''талес'' {{lang-he|תלִית}} (''[[талит]]'') и с коробочками, содержащими написанные на пергаменте отрывки (паршийот) из Торы ([[тфилин]]), отвечал, что он ждёт приход Мессии, который может прийти в каждый момент, в том числе и ночью. И когда он придёт, то нельзя задерживаться, а нужно сразу пойти за ним, взяв лишь самое необходимое. А что необходимо еврею даже в лучшем мире — только принадлежности для молитвы.
Строка 91: Строка 92:
В отличие от [[иудаизм|иудейской]] традиции, в христианстве приход Мессии разделен на две стадии — два пришествия. В первый раз Мессия пришёл в начале н. э. в лице Иисуса (первое пришествие), а в будущем ожидается [[Второе пришествие]] Иисуса с окончательным установлением на земле Царства Божьего.
В отличие от [[иудаизм|иудейской]] традиции, в христианстве приход Мессии разделен на две стадии — два пришествия. В первый раз Мессия пришёл в начале н. э. в лице Иисуса (первое пришествие), а в будущем ожидается [[Второе пришествие]] Иисуса с окончательным установлением на земле Царства Божьего.
-
 
-
=== Трактование мессианских пророчеств Ветхого Завета ===
 
-
Христиане верят, что пророчества Ветхого Завета (ТаНаХа), относящиеся к Мессии, говорят об Иисусе из Назарета. Эта вера опирается на следующие пророчества (но не ограничивается лишь перечисленными ниже):
 
-
 
-
'''Родословная'''. Мессия должен быть потомком Авраама, Исаака и Иакова. Происходить из колена Иудина ({{Библия|Быт|49:10}}). Быть «корнем Иессея» и потомком Давида (ЗЦар 2:4). Согласно текстам Нового Завета ({{Библия|Лк|3:23|-38}}), [[Родословие Иисуса|родословная Иисуса]] полностью соответствует этим требованиям. При этом следует отметить, что родословные записи в древности хранились в Храме, который был разрушен в 70 году н. э.; таким образом, с момента разрушения Храма и до сих пор не представляется возможным прослеживать чьи-либо родословные с приемлемой достоверностью.
 
-
 
-
'''Время рождения'''. Стих {{Библия|Быт|49:10}} даёт христианам основание утверждать, что Мессия придёт до утраты самоуправления и законодательства древней Иудеей<ref>
 
-
«Когда члены синедриона увидели, что они лишены права решать вопрос жизни и смерти, ими овладел ужасный испуг и отчаяние. Они посылали головы пеплом и облачились во вретище, причитая: „Горе нам! Скипетр Иуды отошел от нас, а Мессия еще не пришел!“». Цитирование Рабби Рахмона по Eg.Fred.John Meldau, ''«Messiah in Both Testaments»'', Denver 1956, p30
 
-
</ref>.
 
-
В [[Дан.|книге пророка Даниила]] ({{Библия|Дан|9:25}}) указан год прихода Мессии, исчисляя от указа о восстановлении Иерусалима (указ [[Артаксеркс]]а [[Неемия|Неемии]], 444 г. до н. э. {{Библия|Неем|2:1|-8}}). В последующих двух стихах предсказывается разрушение [[Иерусалим]]а и [[Иерусалимский храм|Храма]] после смерти Мессии. Христиане считают, что это пророчество исполнилось в 70 году н. э., когда Иерусалим и Храм были разрушены войсками римского военачальника Тита, таким образом Мессия должен был прийти до этого разрушения. Произведенные расчеты<ref>
 
-
Джош Макдауэлл. «Неоспоримые свидетельства». Москва, 1993 г., стр. 159—161
 
-
</ref>
 
-
указывают на 30 марта (10 нисана) 33 г. — на дату торжественного въезда Иисуса в Иерусалим.
 
-
 
-
'''Место рождения'''. Тот, которого происхождение от дней вечных и кто должен быть Владыкою в Израиле, должен родиться в Вифлееме ({{Библия|Мих|5:2}}).
 
-
 
-
'''Рождение девой'''. Вера в то, что Мессия должен родиться от девы, основана на тексте Книги пророка Исайи ({{Библия|Ис|7:14}}).
 
-
 
-
'''Оценка в 30 сребреников'''. Мессия должен быть оценен в 30 серебряных монет, которые будут брошены на пол Храма. ({{Библия|Зах|11:12|-13}}).
 
-
 
-
'''Страдания за грехи людей'''. Вера в то, что Мессия должен пострадать, опирается на ряд пророчеств. В этой связи наиболее известна {{Библия2|Ис|53|53 глава}} [[Ис.|Книги пророка Исайи]], которая содержит описание отвержения, страданий и смерти Мессии. Страдания Мессии описывают также пророк Захария ({{Библия|Зах|12:10}}) и израильский царь [[Давид]] ({{Библия|Пс|21:17}}) предсказывая, что Мессия будет пронзён.
 
-
 
-
'''Воскресение из мертвых'''. Вера в то, что Мессия воскреснет из мертвых, основывается на Псалме 15, а также на завершающих стихах 53 главы Книги пророка Исайи, которые описывают жизнь Мессии после казни ({{Библия|Пс|15:10}}), ({{Библия|Ис|53:10|,12}}).
 
-
 
-
'''Оправдывает людей от грехов'''. Оправдание от грехов связано с познанием Мессии ({{Библия|Ис|53:11|}}).
 
-
 
-
В [[Новый Завет|Новом Завете]] жизнь Иисуса Христа описана как исполнение пророчеств Ветхого Завета и в тексте приводятся многочисленные цитаты из этих пророчеств как евангелистами, так и самим Иисусом.
 
-
 
-
=== Свидетельства Нового Завета ===
 
-
Согласно Библии:
 
-
*имеются указания на то, что Иисус является Мессией (Христом) - слова Ангела, сказанные для Марии ({{Библия|Лк|1:31|—33}}), в собственном свидетельстве Иисуса перед Каиафой и синедрионом ({{Библия|Мф|26:63|,64}}) и в исповедании [[Апостолы|апостолов]] ({{Библия|Мф|16:16}}; {{Библия|Ин|1:41}}).
 
-
*Иисус относится к употреблению слова «Мессия» с осторожностью. Сам он крайне редко называл себя так ({{Библия|Мк|14:61}}, {{Библия|Ин|4:25-26}})
 
-
*Иисус позволяет называть себя Сыном Давидовым, но запрещает бесноватым объявлять, что он — Мессия ({{Библия|Лк|4:41}}). Он принимает исповедания веры, но после исповедания Петра запрещает двенадцати апостолам говорить, что он Мессия ({{Библия|Мф|16:20}}). И с того времени он начинает разъяснять им сущность мессианства — его страдания и смерть за грехи людей, а затем — [[воскресение из мертвых]]. Его путь Мессии — путь Сына Человеческого.
 
-
 
-
=== Лжемессия с точки зрения христианства ===
 
-
{{main|Антихрист}}
 
== Мессианские идеи в других религиях ==
== Мессианские идеи в других религиях ==

Версия 22:02, 6 марта 2010

{



Иудаизм

п·о·р

Месси́я (от ивр. מָשִׁיחַ‎, Маши́ах; др.-греч. Χριστός, Христо́с) — букв. «помазанник». Помазание особым маслом (елеем) было частью церемонии, проводившейся в древности при возведении царей на престол и посвящении священников в сан.

В иудаизме слово «машиах» иносказательно означает «царь». Иудеи верят, что идеальный царь, потомок царя Давида, будет послан Богом, чтобы осуществить «избавление» (духовное и/или физическое) народа Израиля и спасение человечества. В христианской традиции используется также термин «Спаситель». В определенных направлениях ислама мессией именуется пир — глава общины, духовный учитель у суфиев и некоторых других конфессиональных групп.

Содержание

Мессия в ТаНаХе (Ветхом Завете)

Файл:Mashiah.PNG
Машиах

Танах называет «машиахом» («мессией», букв. «помазанником») царей Израиля и Иудеи[1], священников[2], библейских патриархов[3], некоторых пророков[4], весь народ Израиля[5], персидского царя Кира II[6].

Критерии прихода Мессии в Ветхом Завете (Танахе)

Понятие прихода Мессии введено пророками древнего Израиля. Таким образом, если человек объявляет себя (или кто-то объявляет его) Мессией, то следует проверить, совершил ли он то, что древнееврейские пророки ожидают от Мессии.

С точки зрения иудаизма, в Танахе (Ветхом Завете) главным критерием прихода Мессии является пророчество Исайи, который указывает, что дни пришествия Машиаха будут эпохой межнациональных и социальных перемен:

« И перекуют все народы мечи свои на орала (то есть плуги) и копья свои — на серпы; не поднимет меча народ на народ, и не будут больше учиться воевать.
»


Тем самым, согласно библейским пророчествам, во времена Машиаха прекратятся войны, настанет всеобщий мир и благоденствие, и все люди, наслаждаясь покоем и гармонией, смогут посвятить себя познанию Бога и духовному совершенствованию.

Еврейская традиция

В еврейской традиции Машиахом (Мессией) считается царь, потомок царя Давида, который будет послан Богом для избавления народа Израиля и спасения человечества.

В Мидраше[7] можно увидеть параллель между Моисеем как «первым Избавителем» и Мессией как «последним Избавителем», поэтому можно предположить, что образ Моисея явился зародышем мессианской идеи. Однако подлинными историческими мессиями (и прототипом эсхатологического Мессии) стали Давид — царь, пророк и псалмопевец, и особенно его сын Шломо.

ТаНаХ содержит представление о Мессии как в историческом (текущие цари Израиля), так и в эсхатологическом смысле.

Согласно представлениям иудаизма, при Машиахе весь еврейский народ будет жить согласно законам Торы. Сплав духовных ценностей, справедливости, цельности и любви создаст идеальное общество, которое будет служить примером для подражания всему человечеству. Когда это будет достигнуто, Машиах сможет перейти к завершающей стадии мессианского процесса, то есть привлечь все народы мира к выполнению духовных задач, стоящих перед человечеством.

Трактование мессианских пророчеств ТаНаХа (Ветхого Завета)

В галахическом труде Мишнэ Тора Маймонид описывает три стадии наступления эры Машиаха следующим образом:

[1.] Если встанет царь из дома Давида, изучивший Тору и соблюдающий заповеди, подобно Давиду, своему предку… и он приведёт весь Израиль [на путь Торы]… и будет сражаться в битвах Бога — тогда можно предположить, что он Машиах.
[2.] Если его усилия увенчаются успехом, и он начнёт строить Храм на его месте и соберёт Израиль из изгнания — тогда он наверняка Машиах.
[3.] Его влияние распространяется на весь мир, и все объединятся в служении Б-гу, ибо сказано: «И тогда изменю Я язык народов [и сделаю его] чистым, чтобы все призывали Имя Господа, чтобы служили Ему единодушно»  (Соф.3:9)

Согласно еврейским комментаторам, «царь» может означать вождя или религиозного лидера; «из дома Давида» — возможно означает «в традиции Давида», то есть подобно Давиду, он будет обладать харизмой (вдохновением, благодаря которому он будет удостоен глубокого уважения и восхищения народа); благодаря личному примеру и силе своего воздействия на людей он побудит всех евреев вернуться к Торе. (Впрочем, согласно буквальному значению текстов древних еврейских пророчеств, Мессия должен быть также и прямым потомком царя Давида по мужской линии через его сына Соломона[8]).

В этом контексте «битвы Бога», возможно, означают духовные битвы, неминуемые при воспитательной деятельности такого масштаба, но могут иметься в виду и войны против соседних народов, если те нападут на еврейское государство.

Пророк Иеремия говорит о Мессии, потомке Давида, так:

« Вот, наступят дни, — сказал Господь, — когда взращу Я Давиду праведного потомка, и будет он царствовать, и будет мудр и удачлив, и будет вершить суд и правду на земле. Во дни его Иеуда будет спасён, и Израиль будет жить в безопасности; и вот имя его, которым назовут его: Господь — справедливость наша.
»

Маймонид также подчеркивает, что приход Машиаха не будет сопровождаться чудесами, всё будет происходить естественным путем. Лишь дальнейшее развитие событий покажет, можно ли быть уверенным, что это Машиах. Когда этот человек продемонстрирует Божественный источник своей власти и, как предсказано пророками, соберёт всех изгнанников в Эрец Исраэль и восстановит Храм — лишь тогда все сомнения отпадут, и он без всяких оговорок будет признан Машиахом. Поскольку библейские пророчества до сих пор не были реализованы, иудаизм считает, что Мессия ещё не пришёл.

В «Послании в Йемен» Маймонид также добавляет, что Мессия впервые появится в Израиле и добавляет ещё некоторые детали.

Мессия в Талмуде

Образ Мессии в Талмуде, особенно в Агаде неоднозначен. В некоторых местах он изображён нагруженным страданиями как мельничными жерновами[9] или даже в виде прокажённого нищего, который сидит в воротах Рима, ожидая своего часа[10]. Мессия должен прибыть на осле или на облаке, в зависимости от поведения народа[9]. Время прихода также зависит от поведения народа. Впрочем, по господствующему в Талмуде мнению, существует крайний срок, никому не известный. Тем не менее и Талмуд и более поздние мудрецы делали предсказания, которые не сбылись. Хотя Мессия и должен быть из рода Давида, Талмуд упоминает также Мессию из рода Иосифа[11], который подготавливает почву для Мессии из рода Давида и погибает.

Ожидание прихода Мессии

Иудаизму присуща вера в возможность прихода Машиаха каждый день. Согласно Маймониду, этот принцип занимает 12 место среди «13 принципов иудаизма»:

« Безоговорочно верю в приход Машиаха, и, хотя он задерживается, я всё же каждый день буду ждать его »

В древности, в случаях, когда было сомнение, кто должен быть царём (например, после междоусобной войны или если у царя не было прямого наследника, или если царская власть была по иной причине прервана) царя назначал пророк. Однако считается, что со времён разрушения Первого Храма пророческий дар был утрачен. Выходом из положения является приход пророка Илии (Элияһу һа-Нави), который не умер, а живым был забран на небо. Традиционно считается, что перед приходом Машиаха пророк Илия спустится на землю и помажет его на царствование. На праздники есть обычай ставить налитый бокал вина, пустую тарелку и приборы и оставлять открытую дверь в ожидании прихода пророка Илии, предвестника прихода Мессии.

Лже-мессии в еврейской истории

Основная статья: Лжемессия

Надежды многих евреев были связаны с Бар-Кохбой, который объявил себя Мессией и в 131—135 годах повёл своих сторонников на вооружённое восстание против Рима. Многие мудрецы, в том числе и Рабби Акива, поддержали восстание и провозгласили Бар-Кохбу потенциальным Мессией. Восставшим удалось освободить Иерусалим, однако в конечном итоге восстание было жестоко подавлено императором Адрианом. Неудача восстания серьёзно пошатнула веру евреев в близкий приход Мессии. Тем не менее, согласно Маймониду, Бар-Кохба не являлся в полном смысле ложным Мессией, а скорее кандидатом на эту роль, не сумевшим её сыграть.[12]

Наиболее известны объявившие себя мессией Давид Реувени, Шабтай Цви, Якоб Франк. В «Послании в Йемен» Маймонид приводит список известных ему ложных мессий, действовавших в Йемене, Ираке, Франции, Марокко, Испании и др.

В религиозном сионизме

Рав Авраам Ицхак Кук отождествил период создания Израиля со временем «начала мессианского процесса» («Мессии из рода Иосифа») и подготовкой к конечному избавлению.

В ультра-ортодоксальных кругах

Представители религиозного антисионизма, такие как р. Тейтельбаум, напротив, обвинили сионизм в еретической подмене истинного мессианства.

В движении Хабад

Седьмого Ребе М. М. Шнеерсона хасиды Хабада считали[13] Мессией.[14] После смерти Ребе в 1994 году многие хасиды отказываются признать его физическую смерть.[15]

См. так-же Мессианство в движение Хабад (англ.).

Мессия в еврейском фольклоре

Согласно преданию, основанном на библейском пророчестве Мессия должен въехать в Иерусалим верхом на осле.

Вместе с тем еврейский народ создал большое количество идиом и поговорок с упоминанием Мессии, выражающих сильное сомнение в том, что тот придёт очень уж скоро. Вот некоторые из них из еврейского фольклора Нью-Йорка:

  • Если сын придёт и скажет, что выучил все уроки, убрал у себя в комнате, постирал бельё, подмёл вокруг дома, приготовил семье обед, а теперь ещё хочет за так помыть папину машину, то скажут мешияхс цайт — времена Мессии наступили!
  • Если слишком уж настаивают на чём-то, чего не желаешь делать, то еврей скажет ломир азой дерлебн Мешиях — давайте доживём до прихода Мессии, аналогично русскому «ждать до второго пришествия».
  • И напоследок: ме зол нор дерномен Мешиях, распространённое в хасидских кварталах Нью-Йорка «не будем поминать Мессию всуе» — тоже не говорит о том, что Мессию ждут с минуты на минуту. С другой стороны, говорят - "We want mashiah now, we don't want to wait".

Рассказывают, что магид (проповедник) и чудотворец реб Зуся из Золочева в Галиции (он же Мешуллам Зуся из Ганиполя) на вопрос учеников, почему он ложится спать в молитвенном покрывале талес ивр. תלִית‎ (талит) и с коробочками, содержащими написанные на пергаменте отрывки (паршийот) из Торы (тфилин), отвечал, что он ждёт приход Мессии, который может прийти в каждый момент, в том числе и ночью. И когда он придёт, то нельзя задерживаться, а нужно сразу пойти за ним, взяв лишь самое необходимое. А что необходимо еврею даже в лучшем мире — только принадлежности для молитвы.

Христианская традиция

Основная статья: Иисус Христос

Христианская религиозная традиция считает Мессией Иисуса из Назарета.

В отличие от иудейской традиции, в христианстве приход Мессии разделен на две стадии — два пришествия. В первый раз Мессия пришёл в начале н. э. в лице Иисуса (первое пришествие), а в будущем ожидается Второе пришествие Иисуса с окончательным установлением на земле Царства Божьего.

Мессианские идеи в других религиях

  • В буддизме спасителем считается будущий будда Майтрейя.
  • В исламе существует идея махди, а в шиитском исламе идея скрытого имама.
  • В индуизме — Калки Аватара.
  • В бахаизме — пророками считаются, в частности, Авраам, Моисей, Будда, Заратустра, Иисус Христос, Мухаммед, Кришна, Баб. Баха-Улла считается воплощением пророчеств других религий о пришествии будущего спасителя (то есть второго пришествия Христа, Махди и скрытого имама в исламе, буддийского Майтрейи, зороастрийского Шаха Бахрама), учение которого должно помочь установить на земле царство мира и духовности.
  • В растафарианстве — Хайле Селассие I.

См. также

  • Второе пришествие
  • Мессия (оратория)

Примечания

Литература

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме
Мессия

ar:الماشيحbg:Месия bn:মসিহ bpy:মেসসইয়াস ca:Messies cs:Mesiáš da:Messiasel:Μεσσίαςeo:Mesiofa:ماشیح fi:Messiasht:Mesi hu:Messiás ia:Messia id:Mesias is:Messíasja:メシア ko:메시아 lt:Mesijas mk:Месија ms:Al-Masih nl:Messias no:Messias oc:Messias pl:Pomazaniec pt:Messiassk:Mesiáš sq:Mesia sr:Месија sv:Messias th:เมสไซยาห์ tr:Mesih wo:Almasi bizh:彌賽亞Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация