Вильнюс (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Ast-al (Обсуждение | вклад) |
Ast-al (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 81: | Строка 81: | ||
Первоначальное появление евреев следует отнести ко времени не ранее последней четверти 15 в. Историки Нарбут, Балинский, Крашевский и Васильевский относят поселение евреев к более ранней эпохе, ко времени Гедимина (1326) или Ольгерда или к началу 15 в., основываясь, как доказал Бершадский, отчасти на догадках, отчасти на неправильном чтении евр. текста в сочинении старшего Буксторфа (Synagoga judaica), читавшего Мивилин вместо Мулин (ןלומ). То, что евреи стали посещать Вильно еще ранее указанного времени, не подлежит сомнению. Виленские ярмарки считали среди своих торговых гостей немало евреев, которые образовали во время ярмарок небольшие молитвенные общины, отправлявшие, очевидно, еще негласно, религиозные обрядности (ср. Респонсы М. Люблина, § 84). В 1487 году (ז״מר) по местному преданию уже было положено начало виленскому евр. кладбищу по той стороне реки Вилии, против Замковой горы (пинкос виленского погребального братства). | Первоначальное появление евреев следует отнести ко времени не ранее последней четверти 15 в. Историки Нарбут, Балинский, Крашевский и Васильевский относят поселение евреев к более ранней эпохе, ко времени Гедимина (1326) или Ольгерда или к началу 15 в., основываясь, как доказал Бершадский, отчасти на догадках, отчасти на неправильном чтении евр. текста в сочинении старшего Буксторфа (Synagoga judaica), читавшего Мивилин вместо Мулин (ןלומ). То, что евреи стали посещать Вильно еще ранее указанного времени, не подлежит сомнению. Виленские ярмарки считали среди своих торговых гостей немало евреев, которые образовали во время ярмарок небольшие молитвенные общины, отправлявшие, очевидно, еще негласно, религиозные обрядности (ср. Респонсы М. Люблина, § 84). В 1487 году (ז״מר) по местному преданию уже было положено начало виленскому евр. кладбищу по той стороне реки Вилии, против Замковой горы (пинкос виленского погребального братства). | ||
+ | |||
+ | Община Вильнюса увеличивалась за счет евреев (в том числе состоятельных и образованных) — выходцев из Праги, Франкфурта-на-Майне и польских городов. В середине 17 в. в городе насчитывалось около трех тысяч евреев. В 1655 г., когда Вильнюсу угрожали русские армии, почти все евреи бежали из города. С восстановлением общины в 1661 г. к Вильнюсу перешла ведущая роль в литовском еврействе. В 1690 г. в еврейском квартале Вильнюса насчитывалось 227 семейств; такое же число, или даже большее, проживало за пределами еврейского квартала, на территории находившейся под юрисдикцией магнатов или правительства. Христианское население относились к евреям враждебно; эта вражда подогревалась иезуитами и кругами католического духовенства, возглавлявшими господствовавшее в Литве движение контрреформации. | ||
+ | |||
+ | === Новое время === | ||
+ | |||
Версия 19:23, 24 февраля 2010
Статья-полуфабрикат:
На настоящий момент эта статья является полуфабрикатом для дальнейшей работы. Вы можете помочь проекту, превратив еe в нормальную полноценную статью |
Город
|
Ви́льнюс (лит. Vilnius , польск. Wilno; до 1939 года официальное русское название — Ви́льна) — столица и крупнейший город Литвы, политический, экономический и культурный центр страны и её важнейший транспортный узел.
Расположен на востоке Литвы, в 40 километрах от границы с Республикой Беларусь, в долине рек Вилии (Нерис) и Вильни. Площадь города — 392 км², население — 555 613 человек (2008).
Впервые упоминается как Вильня (Vilna) в 1323 году в письме великого князя литовского Гедимина, в котором тот называет Вильнюс своим «стольным градом». Известен хорошо сохранившимся Старым городом, внесённым в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Содержание |
Население
В 2003 году население составляло 541 600 человек. Город издавна отличался многонациональным населением. Так, по данным переписи 1897 года, среди 154 532 жителей насчитывалось 61 847 (40,0 %) евреев, 47 795 (30,9 %) поляков, 30 967 (20,1 %) русских, 6 514 (4,2 %) белорусов, 3 238 (2,1 %) литовцев, 4 171 (2,7 %) — других.
По данным всеобщей переписи населения (2001), из 542 287 жителей 57,8 % составляли литовцы, 18,7 % — поляки, 14 % — русские, 4 % — белорусы, 0,5 % — евреи, остальные 5 % — представители других национальностей.
История еврейской общины
Средние века
Первоначальное появление евреев следует отнести ко времени не ранее последней четверти 15 в. Историки Нарбут, Балинский, Крашевский и Васильевский относят поселение евреев к более ранней эпохе, ко времени Гедимина (1326) или Ольгерда или к началу 15 в., основываясь, как доказал Бершадский, отчасти на догадках, отчасти на неправильном чтении евр. текста в сочинении старшего Буксторфа (Synagoga judaica), читавшего Мивилин вместо Мулин (ןלומ). То, что евреи стали посещать Вильно еще ранее указанного времени, не подлежит сомнению. Виленские ярмарки считали среди своих торговых гостей немало евреев, которые образовали во время ярмарок небольшие молитвенные общины, отправлявшие, очевидно, еще негласно, религиозные обрядности (ср. Респонсы М. Люблина, § 84). В 1487 году (ז״מר) по местному преданию уже было положено начало виленскому евр. кладбищу по той стороне реки Вилии, против Замковой горы (пинкос виленского погребального братства).
Община Вильнюса увеличивалась за счет евреев (в том числе состоятельных и образованных) — выходцев из Праги, Франкфурта-на-Майне и польских городов. В середине 17 в. в городе насчитывалось около трех тысяч евреев. В 1655 г., когда Вильнюсу угрожали русские армии, почти все евреи бежали из города. С восстановлением общины в 1661 г. к Вильнюсу перешла ведущая роль в литовском еврействе. В 1690 г. в еврейском квартале Вильнюса насчитывалось 227 семейств; такое же число, или даже большее, проживало за пределами еврейского квартала, на территории находившейся под юрисдикцией магнатов или правительства. Христианское население относились к евреям враждебно; эта вражда подогревалась иезуитами и кругами католического духовенства, возглавлявшими господствовавшее в Литве движение контрреформации.
Новое время
Еврейские достопримечательности Вильнюса
- хоральная синагога (1903);
- караимская кенасса (1913);
- Государственный еврейский музей Виленского Гаона с экспозициями, размещёнными в четырёх различных зданиях;
Image:Vilniaus sinagoga.jpg|Хоральная синагога
Известные люди, связанные с Вильнюсом
(Основная статья: Известные вильнюсцы) В Вильнюсе родились, жили и работали известные деятели еврейской истории и культуры:
- музыкант Яша Хейфец
- писатели Ромен Гари, Григорий Канович, Шмуэль Нигер, А.Вайтер
- религиозный деятель Виленский гаон,
- скульптор Марк Антокольский
См. также
- Население Вильнюса
- Известные вильнюсцы
- История Вильнюса
- Памятники Вильнюса
- Музеи Вильнюса
- Храмы Вильнюса
- Лукишкская тюрьма
Ссылки
- Официальная страница города в Интернете(англ.)
- Описание герба (1845 г.) города Вильно
- «Живой Журнал» об истории Вильны XIX века
- Всё о Вильнюсе для туристов
- Фотографии старого и современного Вильнюса
- Вильнюс в 1980 г. (фотоальбом)
- Все достопримечательности Вильнюса в фотографиях на Radzima.org
- Гильдия приключенцев - Вильнюс (фото)
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.