История Страны Израиля в Новое время
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(→Под властью Османской империи (1516—1917)) |
(→История Страны Израиля в Новое время) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
В 1517 году территория Палестины была завоевана турками-османами под предводительством султана [[Селим I|Селима I]] (1512-20). В течение 400 лет она оставалась частью огромной [[Османская империя|Османской империи]], охватывавшей значительную часть юго-восточной Европы, всю Малую Азию и Ближний Восток, Египет и Северную Африку.<ref>{{cite web |url=http://www.britannica.com/eb/article-45064/Palestine |title=Palestine: The Crusades |accessdate=19 сентября 2007|lang=en |datepublished=2007}}</ref> | В 1517 году территория Палестины была завоевана турками-османами под предводительством султана [[Селим I|Селима I]] (1512-20). В течение 400 лет она оставалась частью огромной [[Османская империя|Османской империи]], охватывавшей значительную часть юго-восточной Европы, всю Малую Азию и Ближний Восток, Египет и Северную Африку.<ref>{{cite web |url=http://www.britannica.com/eb/article-45064/Palestine |title=Palestine: The Crusades |accessdate=19 сентября 2007|lang=en |datepublished=2007}}</ref> | ||
Строка 10: | Строка 6: | ||
В течение XVI века большие еврейские общины пускали корни в Земле Израиля в четырёх святых городах: [[Иерусалим]]е, [[Хеврон]]е, [[Цфат]]е и [[Тверия|Тверии]]. | В течение XVI века большие еврейские общины пускали корни в Земле Израиля в четырёх святых городах: [[Иерусалим]]е, [[Хеврон]]е, [[Цфат]]е и [[Тверия|Тверии]]. | ||
- | В 1695 году географ и лингвист [http://en.wikipedia.org/wiki/Reland Адриаан Реланд]написал книгу Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata.<ref>(Статья в "Википедии" со ссылкой на "Британнику" утверждает, что он никогда не выезжал из Нидерландов. Так что упоминания о его путешествии в Страну Израиля сомнительны. Скорее всего, Реланд свёл все доступные ему материалы путешественников. Также следует отметить, что написание его имени, напоминающее итальянское, на самом деле является его склонением в латинском языке, на котором написана книга. Л.Гроервейдл).</ref> Он создал карту Палестины и составил таблицу численности населения по населённым пунктам. По его | + | В 1695 году географ и лингвист [http://en.wikipedia.org/wiki/Reland Адриаан Реланд]написал книгу Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata.<ref>(Статья в "Википедии" со ссылкой на "Британнику" утверждает, что он никогда не выезжал из Нидерландов. Так что упоминания о его путешествии в Страну Израиля сомнительны. Скорее всего, Реланд свёл все доступные ему материалы путешественников. Также следует отметить, что написание его имени, напоминающее итальянское, на самом деле является его склонением в латинском языке, на котором написана книга. Л.Гроервейдл).</ref> Он создал карту Палестины и составил таблицу численности населения по населённым пунктам. По его сведениям, страна была в основном малонаселённая, основное население в [[Иерусалим]]е, [[Акко]], [[Цфат]]е, [[Яффо]], [[Тверия|Тверии]] и [[Газа|Газе]]. Большинство населения — евреи, почти все остальные — христиане, очень мало мусульман, в основном бедуины. Единственное исключение — [[Наблус]] (сейчас [[Шхем]]), где преобладали мусульмане.<ref>[http://books.google.com.by/books?id=j5cUAAAAQAAJ Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata]</ref><ref>[http://www.think-israel.org/goldreich.palestina.html A TOUR OF PALESTINE; THE YEAR IS 1695]</ref> |
В начале XVIII века против турецкого господства поднял восстание арабский шейх из Назарета Дахир аль-Омар. | В начале XVIII века против турецкого господства поднял восстание арабский шейх из Назарета Дахир аль-Омар. |
Версия 20:51, 6 февраля 2010
В 1517 году территория Палестины была завоевана турками-османами под предводительством султана Селима I (1512-20). В течение 400 лет она оставалась частью огромной Османской империи, охватывавшей значительную часть юго-восточной Европы, всю Малую Азию и Ближний Восток, Египет и Северную Африку.[1]
В Османской империи евреи, согласно мусульманским законам, имели статус «зимми» — то есть пользовались относительной гражданской и религиозной свободой, но не имели права носить оружие, служить в армии и ездить на лошадях и были обязаны платить особые налоги.[2] В этот период евреи Палестины жили главным образом за счёт благотворительных поступлений из-за границы (Халукка).
В течение XVI века большие еврейские общины пускали корни в Земле Израиля в четырёх святых городах: Иерусалиме, Хевроне, Цфате и Тверии.
В 1695 году географ и лингвист Адриаан Реланднаписал книгу Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata.[3] Он создал карту Палестины и составил таблицу численности населения по населённым пунктам. По его сведениям, страна была в основном малонаселённая, основное население в Иерусалиме, Акко, Цфате, Яффо, Тверии и Газе. Большинство населения — евреи, почти все остальные — христиане, очень мало мусульман, в основном бедуины. Единственное исключение — Наблус (сейчас Шхем), где преобладали мусульмане.[4][5]
В начале XVIII века против турецкого господства поднял восстание арабский шейх из Назарета Дахир аль-Омар.
В начале XVIII века была предпринята одна из самых значительных попыток алии из Европы и обновления еврейского религиозно-национального центра в Иерусалиме. Во главе этого движения стоял рабби Иехуда Хасид, прибывший в Иерусалим в 1700 году во главе около тысячи своих последователей — выходцев из различных стран Европы. До их прибытия иерусалимская община насчитывала 1200 человек, в том числе 200 ашкеназов. Однако сам Иехуда Хасид после прибытия в страну внезапно умер. Между его последователями и обременённой долгами ашкеназской общиной Иерусалима возникли трения, приведшие к сожжению ашкеназской синагоги кредиторами-арабами (1720) и выселению евреев-ашкеназов из города. Долгое время после этих событий еврейские иммигранты из Европы селились главным образом в Хевроне, Цфате и Тверии.[6]
В начале 1799 года в Палестину вторгся Наполеон. Французам удалось овладеть Газой, Рамлой, Лодом и Яффой. Упорное сопротивление турок остановило продвижение французской армии к городу Акко, на помощь туркам пришёл английский флот. Французскому генералу Клеберу удалось одержать победу над турками у Кафр-Канны и у горы Тавор (апрель 1799). Однако из-за отсутствия тяжёлой артиллерии Наполеон не сумел овладеть крепостью Акко и был вынужден отступить в Египет.[6]
В 1800 году население Палестины не превышало 300 тысяч, 25 тысяч из которых составляли христиане. Евреи (главным образом сефарды) составляли 5 тысяч и в основном были по-прежнему сосредоточены в Иерусалиме, Цфате, Тверии и Хевроне. Остальное население страны (около 270 тысяч) составляли мусульмане, почти все — сунниты.[6]
В период 1800-31 гг. территория страны делилась на две провинции (вилайеты). Центрально-восточный горный район, простиравшийся от Шхема на севере до Хеврона на юге (включая Иерусалим), относился к Дамасскому вилайету; Галилея и прибрежная полоса — к вилайету Акко. Большая часть Негева находилась в этот период вне османской юрисдикции.[6]
В 1832 г. территория Палестины была завоёвана Ибрахим-пашой, сыном и военачальником вице-короля Египта Мухаммада-Али. Его резиденция расположилась в Дамаске. Палестина, северная граница которой достигала Сидона, стала единой провинцией. Египтяне, правившие страной восемь лет (1832-40), провели некоторые реформы по европейскому образцу, что вызвало сопротивление арабов и восстания в большинстве городов страны, которые были подавлены силой. В период египетского господства проводились широкие исследования в области библейской географии и археологии. В 1838 г. египетское правительство разрешило Англии открыть консульство в Иерусалиме (ранее консульства европейских держав существовали только в портовых городах — Акко, Хайфе и Яффе, а также в Рамле). Спустя 20 лет все крупные государства Запада, включая США, имели в Иерусалиме консульские представительства.[6]
В XIX веке Иерусалим снова превратился в важнейший еврейский центр Эрец-Исраэль. Цфат, соперничавший с Иерусалимом за духовное первенство, сильно пострадал в результате землетрясения (1837), унёсшего жизни около 2 тысяч евреев, и пришёл в упадок.
В 1841 году Палестина и Сирия вернулись под непосредственный контроль Турции. К этому времени численность еврейского населения Палестины удвоилась, в то время, как христианского и мусульманского — осталась без изменения.[6]
К 1880 году население Палестины достигло 450 тысяч человек, из которых 24 тысячи составляли евреи. Большинство евреев страны по-прежнему жили в четырёх городах: Иерусалиме (где евреи составляли более половины всего 25-тысячного населения), Цфате (4 тыс.), Тверии (2,5 тыс.) и Хевроне (800), а также в Яффе (1 тыс.) и Хайфе (300). Иерусалим стал крупнейшим городом в стране.[6] Более старую часть еврейского населения страны составляла сефардская община, в которую влились иммигранты из Северной Африки, Бухары, Ирана и других стран. Ашкеназская община состояла главным образом из восточноевропейских евреев, которые делились на хасидов и их противников — прушим (митнагдим). Подавляющее большинство евреев придерживалось строгой ортодоксии и подчинялось авторитету раввинов. Несмотря на поддержку из фондов халукки, евреи должны были тяжело трудиться под гнётом налогов, взимавшихся турецкими чиновниками. Тем не менее численность еврейского населения Эрец-Исраэль продолжала расти, особенно за счёт алии из Европы. Поток алии увеличился после открытия пароходного сообщения между Одессой и Яффой.[6]
Стремление евреев в Сион и зарождение политического Сионизма
Среди евреев, живших в диаспоре, всегда было распространено сильное стремление возвратиться к Сиону. Эти надежды и устремления отражены в Библии: «И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима.» (Ис.2:3) и являются центральной темой еврейских молитв. Начиная с XII века преследование евреев христианской церковью привело к их притоку в Святую землю. В 1492 году этот поток существенно пополнился евреями, изгнанными из Испании, которые основали еврейскую общину Цфата.
Первая большая волна современной иммиграции, известная как Первая алия (ивр. עלייה), началась в 1881 году, когда евреи были вынуждены спасаться бегством от погромов в Восточной Европе.[7]
Основателем политического сионизма — движения, которое ставило своей целью основание еврейского государства на земле Израиля, поднимая еврейский вопрос на международной арене — считается Теодор (Беньямин-Зеэв) Герцль.[8][9] В 1896 году Герцль опубликовал свою книгу «Еврейское государство» (нем. Der Judenstaat), в которой изложил своё видение будущего еврейского государства. Уже в следующем году Герцль руководил первым Всемирным еврейским конгрессом в Базеле, где была основана Всемирная сионистская организация (ВСО).[10]
Примечания
- ↑ Palestine: The Crusades (англ.) (2007). Проверено 19 сентября 2007.
- ↑ Статья «Турция» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ (Статья в "Википедии" со ссылкой на "Британнику" утверждает, что он никогда не выезжал из Нидерландов. Так что упоминания о его путешествии в Страну Израиля сомнительны. Скорее всего, Реланд свёл все доступные ему материалы путешественников. Также следует отметить, что написание его имени, напоминающее итальянское, на самом деле является его склонением в латинском языке, на котором написана книга. Л.Гроервейдл).
- ↑ Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata
- ↑ A TOUR OF PALESTINE; THE YEAR IS 1695
- ↑ Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
; для сносокEretz_hist
не указан текст - ↑ Immigration (англ.). Jewish Virtual Library. The American-Israeli Cooperative Enterprise. Проверено 12 июля 2007. The source provides information on the First, Second, Third, Fourth, and Fifth Aliyot in their respective articles. The White Paper leading to Aliyah Bet is discussed here.
- ↑ Kornberg 1993 «How did Theodor Herzl, an assimilated German nationalist in the 1880s, suddenly in the 1890s become the founder of Zionism?»
- ↑ Herzl 1946, p. 11
- ↑ Chapter One: The Heralders of Zionism (англ.). Jewish Agency for Israel. Проверено 12 июля 2007.