|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Персона
| + | #redirect [[:ej:Жаботинский, Зеэв (Владимир Евгеньевич)]] |
- | |имя = Владимир Евгеньевич Жаботинский
| + | |
- | |оригинал имени =
| + | |
- | |портрет = Zeev Jabotinsky.jpg
| + | |
- | |описание = [[сионист]], [[журналист]], [[писатель]], [[поэт]].
| + | |
- | |дата рождения = {{OldStyleDate|18|октября|1880|6||}}
| + | |
- | |место рождения = [[Одесса]], [[Российская империя]]
| + | |
- | |дата смерти = 4.08.1940
| + | |
- | |место смерти = [[Нью-Йорк]]
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''Влади́мир Евге́ньевич Жаботи́нский''' ({{lang-he|זאב ז'בוטינסקי}} — ''Зеев Жаботински''; [[1880]], [[Одесса]] — [[1940]], [[Нью-Йорк]]) — лидер правого [[сионизм]]а, основатель и [[идеолог]] движения [[сионисты-ревизионисты|сионистов-ревизионистов]], создатель [[Еврейский легион|Еврейского легиона]] (совместно с [[Трумпельдор, Иосиф|И. Трумпельдором]]) и организаций [[Эцель]] и [[Бейтар]], русский и еврейский писатель, поэт, публицист, журналист, переводчик. Писал на [[Русский язык|русском языке]] (художественная проза, фельетоны, стихи, стихотворные переводы) и на [[иврит]]е (публицистика).
| + | |
- | | + | |
- | == Детство и юность ==
| + | |
- | Родился в [[Одесса|Одессе]] в ассимилированной еврейской семье. Отец, Йона (Евгений), крупный хлеботорговец, был выходцем из [[Никополь (Днепропетровская область)|Никополя]], а дед из г. [[Жаботин]] современной [[Черкасская область|Черкасской области]]. Мать, Хава Гальперина, была потомком Якова Кранца, [[Дубно|дубенского]] [[маггид]]а. Когда Владимиру исполнилось пять лет, семья в связи с болезнью отца перебралась в [[Германия|Германию]]. Отец вскоре после этого умер, но мать, несмотря на наступившую бедность, определила сына в гимназию в [[Одесса|Одессе]]. В гимназии Жаботинский учился посредственно и курса не закончил, так как, увлекшись журналистикой, с 16 лет стал публиковаться в крупнейшей российской провинциальной газете «[[Одесский листок]]» и был послан этой газетой корреспондентом в [[Швейцария|Швейцарию]] и [[Италия|Италию]], сотрудничал с газетой [[«Одесские новости»]]. Высшее образование получил в [[Римский университет|Римском университете]].
| + | |
- | | + | |
- | Друг детства и юности [[Чуковский, Корней Иванович|Корнея Чуковского]], публикации первой статьи которого активно способствовал («Он ввел меня в литературу» — говорил о Жаботинском Чуковский<ref>[http://www.chukfamily.ru/Kornei/Biblio/KanunnikovaChiz.htm]</ref>).
| + | |
- | | + | |
- | == Занятия литературой и журналистикой ==
| + | |
- | [[Файл:Zeev Jabotinsky family.jpg|thumb|250px|З.Жаботинский с женой и сыном]]
| + | |
- | Обратил на себя внимание корреспонденцией из [[Рим]]а и фельетонами под псевдонимом ''Altalena''. В начале [[XX век]]а активно выступал как поэт и переводчик; в его переводах русская публика ознакомилась со стихами крупнейшего еврейского поэта того времени [[Бялик, Хаим|Х. Бялика]]. Автор [http://www.sunround.com/club/22/127_voron.htm одного из русских переводов] «[[Ворон (стихотворение, 1845)|Ворона]]» [[По, Эдгар|Эдгара По]].
| + | |
- | | + | |
- | В [[1904 год]]у переехал в [[Санкт-Петербург]] (из-за инцидента с полицией, за который ему грозило административное наказание) и сотрудничал в «Руси» («Наброски без заглавия», подписываемые «Владимир Жаботинский»). Активно откликался на все явления русской общественной жизни и горячо отстаивал начала свободы личности.
| + | |
- | | + | |
- | Часть поэтических произведений Жаботинского, [[фельетон]]ов и статей была издана отдельно до революции: «[[В студенческой богеме]]» (из жизни итальянского студенчества), «[[Десять книг]]», поэма «[[Бедная Шарлотта]]» (о [[Корде, Шарлотта|Шарлотте Корде]]; тираж был частично конфискован властями, усмотревшими в поэме пропаганду [[террор]]а). Последняя получила восторженный отзыв [[Горький, Алексей Максимович|Горького]]. [[Куприн]] также отмечал «врожденный талант» Жаботинского и полагал, что, если бы тот не увлекся сионистской деятельностью, он бы вырос в «орла русской литературы». <ref>[http://www.antho.net/library/blau/jn/jnml.html]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | В дни празднования столетнего юбилея [[Гоголь, Николай Васильевич|Гоголя]] в [[1909 год]]у в статье из цикла «Наброски без заглавия», опубликованной в журнале «Рассвет», №№ 13-14, переименованной при переиздании в [[1913 год]]у в «Русскую ласку», впервые выступил с обвинением всей русской литературы в [[антисемитизм]]е. По его мнению, русской интеллигенции свойственен скрытый, но все более проявляющийся великорусский национализм, безусловно осуждаемый им, (как если бы сионизм не был еврейским национализмом), и которому он предсказывал дальнейшее стремительное развитие. К формам проявления этого национализма он относил, кроме собственно ненависти к евреям, также их преднамеренное игнорирование - «асемитизм». Сам юбилей Гоголя был назван чуждым евреям - «чужой свадьбой»<ref>[http://jhistory.nfurman.com/zion/zion007_31.htm В.Жаботинский. Русская ласка]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Участие в сионистском движении ==
| + | |
- | Перед Пасхой [[1903 год]]а стал одним из организаторов первого в России отряда еврейской самообороны (ожидавшийся погром, однако, произошёл не в Одессе, а в [[Кишинёв]]е — см. [[Кишинёвский погром 1903 года|Кишинёвский погром]]). В августе того же года делегирован на 6-й сионистский конгресс в [[Базель|Базеле]] и с этого момента начинает принимать активное участие в сионистском движении. В [[1904 год]]у основал ежемесячник «Еврейская жизнь» (в дальнейшем «Рассвет»), ставший официальным органом сионистского движения в России. На страницах этой газеты вел ожесточенную полемику против сторонников ассимиляции и [[Бунд]]а. Один из создателей Союза для достижения полноправия еврейского народа в России ([[1905 год]]). В [[1906 год]]у участник 3-й Всероссийской конференции сионистов в [[Хельсинки|Гельсингфорсе]]; участие в составлении принятой там Гельсингфорсской программы считал вершиной своей сионистской деятельности в молодости. В 1908—1909 гг. (после [[Младотурецкая революция|Младотурецкой революции]]) корреспондент в [[Стамбул|Константинополе]]; в это время впервые посетил [[Палестина|Палестину]]. По возвращении в Россию начинает активную борьбу за утверждение [[иврит]]а во всех сферах еврейской жизни. В [[1911 год]]у основал издательство «Тургман» («Переводчик»), выпускавшее произведения мировой классики в переводах на иврит. Издал ряд брошюр по вопросам сионизма: «[[Сионизм и Палестина]]», «[[Недругам Сиона]]», «[[Еврейское воспитание]]» и другие.
| + | |
- | | + | |
- | == Первая мировая война ==
| + | |
- | [[Файл:Zeev Jabotinsky uniform.jpg|thumb|200px|Зеев Жаботинский в униформе Еврейского легиона]]
| + | |
- | С началом [[Первая мировая война|Первой мировой войны]] — разъездной корреспондент газеты «Русские ведомости» «в районе Западного фронта». По вступлении войну Турции выдвигает идею создания еврейской военной силы и участия евреев как стороны в мировой войне. До сих пор сионисты старались придерживаться нейтралитета; Жаботинский выдвинул идею, что сионистам следует однозначно принять сторону [[Антанта|Антанты]] и сформировать в составе её сил еврейскую армию, которая бы приняла участие в освобождении Палестины и затем стала костяком организации в ней еврейского государства. Находясь в [[Египет|Египте]], совместно с [[Трумпельдор, Иосиф|И. Трумпельдором]] сформировал [[Еврейский легион]] в составе британской армии. Эти события он впоследствии описал в книге [http://gazeta.rjews.net/Lib/Jab/slovo0.html «Слово о полку»] ([[1928 год]]). Отрицательно относился к активному участию евреев в Февральской и Октябрьской революции.
| + | |
- | | + | |
- | == Идеолог ревизионизма ==
| + | |
- | После мировой войны Жаботинский поселился в Палестине. Весной [[1920 год]]а он был арестован английскими властями за организацию самообороны во время арабо-еврейских столкновений; заключён в крепости в [[Акко]] и приговорён к 15 годам каторги, но вскоре освобождён по амнистии. По освобождении избирается в руководство Всемирной Сионистской организации ([[1921 год]]), но очень быстро у него возникают идейные расхождения с большинством, включая лидера организации [[Вейцман]]а. Они касались следующих пунктов: сторонник Вейцмана считали, что [[декларация Бальфура]] дала все необходимые политические гарантии и дело сионистов заключается отныне в сельскохозяйственной колонизации Палестины и создании базиса для «национального очага» — Жаботинский требовал усиления в деятельности сионистов политического элемента и гарантий еврейской государственности «на обоих берега [[Иордан]]а». Сторонники Вейцмана в своей внешнеполитической деятельности уповали исключительно на дипломатические методы — Жаботинский настаивал на силовом давлении как на мандатные власти, так и на палестинских арабов. Далее, Жаботинский резко выступал против господствующих в сионистском движении социалистических идей, указывая, что классовая борьба подрывает необходимое евреям национальное единство: он выдвинул лозунг: «только одно знамя» и сравнивал совмещение социализма и сионизма с поклонением двум богам сразу. Жаботинский провозгласил необходимость ревизии традиционного сионизма, откуда происходит название возглавляемого им течения: [[ревизионизм]].
| + | |
- | | + | |
- | В отношении арабского вопроса, Жаботинский и ревизионисты, в противоположность Вейцману, уповавшему на дипломатические методы, и особенно арабофильскому течению в сионизме, выступали за необходимость развития еврейских военизированных структур и жёсткого силового давления на арабов с тем, чтобы заставить их примириться с созданием еврейского государства в Палестине. Мирным же путем, согласно Жаботинскому, арабы из естественного патриотизма не готовы допустить осуществления сионистской идеи ни в какой форме. По мнению Жаботинского, борьба с арабами не противоречит требованиям [[мораль|морали]], так как арабы имеют множество стран и государств, евреи же народ без страны и национального государства — следовательно, создание еврейского государства в Палестине [[справедливость|справедливо]] вне зависимости от того, выгодно или невыгодно осуществление этой справедливости арабам. При этом, Жаботинский выступал за предоставление арабам полного равноправия, но как национальному меньшинству в еврейском государстве и после того, как они согласятся с фактом существования этого государства. Эту программу Жаботинский изложил в своих, ставших знаменитыми, статьях [http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Russ/J/JabotinskijV/stena.html «О железной стене»] и [http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Russ/J/JabotinskijV/stena2.html «Этика железной стены»] ([[1924 год]]). Из-за радикального национализма, антисоциализма и ставки на силу, оппоненты обвиняли Жаботинского в [[фашизм]]е (любопытно, что «еврейским фашистом» называл Жаботинского, в виде комплимента, и сам [[Муссолини]]<ref>{{cite book|last=Thomas G. Mitchell|title=Native vs. settler |publisher=Greenwood Publishing Group|date=2000|pages=22 из 243|isbn=9780313313578|url=http://books.google.com/books?id=3PNt46aB_sYC&pg=PA22&vq=%22Jewish+fascist%22&dq=%22Mussolini+himself+referred+to+Jabotinsky+as+the+Jewish+fascist%22.&source=gbs_search_s&cad=0}}</ref> и даже рассчитывал не его помощь в распространении идей фашизма<ref>{{cite book|last=Eran Kaplan|title=The Jewish radical right |publisher=Univ of Wisconsin Press|date=2005|pages=157 из 234 |isbn=9780299203801|url=http://books.google.com/books?id=4GLP8cDo0S8C&pg=PA157&dq=%22the+views+and+the+political+and+social+inclinations+of+the+Revisionists+are+known+and+that+they+are+absolutely+in+accordance+with+the+fascist+doctrine%22+%22fascist+culture+to+Palestine%22&ei=Q9f-SeDgO6KuzATPhfjsDw#PPA157,M1}}</ref>). Левые сионисты дали Жаботинскому прозвища «дуче» и «Владимир Гитлер» (выражение [[Бен-Гурион, Давид|Бен-Гуриона]]<ref name="Стрешинский">[http://gazeta.rjews.net/stresh2.shtml Ицхак Стрешинский. Зеев Жаботинский и еврейская традиция]</ref>). Профашистские тенденции действительно проявлялись в ревизионистском движении, но сам Жаботинский был их принципиальным противником. Он писал поклонникам фашизма: ''«Такой подход выходит за всякие рамки допустимой романтики. Я считаю вашу святую одержимость ошибкой, ибо она разрушает то, что дорого мне… Ревизионистское движение основано на демократических ценностях XIX века, и оно может считать своими лишь тех, кто руководствуется этими ценностями и нравственным законом»''. <ref>[http://www.jewukr.org/observer/eo2003/page_show_ru.php?id=370 Михаил Гольд. Одержимые избранностью]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | В [[1923 год]]у Жаботинский вышел из правления Всемирной сионистской организации в знак протеста против принятия ей «Белой книги» [[Черчилль, Уинстон|У.Черчилля]], констатировавшей невозможность превращения Палестины в мононациональную еврейскую страну. В том же году возникает кружок его сторонников, группировавшийся вокруг редакции возглавляемого Жаботинским еженедельника «Рассвет»; в [[1925 год]]у круг его сторонников организационно оформился в [[Союз сионистов-ревизионистов]] со штаб-квартирой в Париже. На 15-м конгрессе Всемирной сионистской организации фракция ревизионистов предложила объявить создание еврейского государства официальной целью движения, но не получила поддержки. В [[1928 год]]у в [[Лондон]]е при активном участии Жаботинского была создана Лига борьбы за седьмой доминион (из евреев и сочувствующих сионизму англичан), выдвигавшая программой превращение Палестины в британский доминион. В [[1931 год]]у ревизионисты, которым была устроена обструкция на 17-м сионистском конгрессе, покинули конгресс и объявили, что оставляют за собой право не выполнять решения руководства сионистской федерации; в [[1933 год]]у Жаботинский, апеллируя к партийным массам вопреки воле руководства ревизионистов, добивается выхода Союза сионистов-ревизионистов из Всемирной сионистской организации. Попытка примирения между Жаботинским и Бен-Гурионом (как представителем левых сионистов), предпринятая при посредничестве [[Рутенберг, Петр|Петра Рутенберга]] (убийцы [[Гапон]]а), не встретила поддержки среди левых сионистов и провалилась. Окончательно раскол в сионистском движении оформился в [[1935 год]]у с образованием «Новой сионистской организации» под председательством Жаботинского, со следующей программой:
| + | |
- | ''«1. Создание еврейского большинства на обоих берегах Иордана; 2. Учреждение еврейского государства в Палестине на основе разума и справедливости в духе Торы; 3. Репатриация в Палестину всех евреев, которые желают этого; 4. Ликвидация диаспоры». Подчеркивалось, что «эти цели стоят выше интересов личностей, групп или классов»''. Штаб-квартира новой организации находилась в Лондоне<ref name="Стрешинский">[http://gazeta.rjews.net/stresh2.shtml Ицхак Стрешинский. Зеев Жаботинский и еврейская традиция]</ref><ref>[http://www.eleven.co.il/article/13824]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Из ревизионистского движения, созданного Жаботинским, вышла современная израильская «правая», которая в лице блока [[Ликуд|«Ликуд»]] с 70-х гг. играет виднейшую роль в политической жизни [[Израиль|Израиля]].
| + | |
- | | + | |
- | == Продолжение литературной деятельности ==
| + | |
- | С [[1923]] редактор возобновленного еженедельника «Рассвет», выходившего в [[Берлин]]е, затем в [[Париж]]е. Помимо публицистических текстов, публикует романы (под прежним псевдонимом ''Altalena''). Исторический роман [http://thelib.ru/books/zhabotinskiy_vladimir/samson_nazorey-read.html «Самсон Назорей»] (Отдельное издание: [[Берлин]], [[1927]]) действие которого относится к библейским временам, описывает идеальный с точки зрения Жаботинского тип жизненно активного, смелого и воинственного еврея.
| + | |
- | | + | |
- | Автобиографический роман [http://amklib113.ru/bbl/zv/zvj «Пятеро»] ([[1936]]) на русском языке изображает трагическую судьбу ассимилированной еврейской семьи в Одессе эпохи 1905 года — одно из лучших прозаических произведений 1930-х годов, однако, почти не привлекшее внимание критики. Недавно переиздан в [[Россия|России]].
| + | |
- | | + | |
- | Изданы мемуары [http://gazeta.rjews.net/Lib/Jab/pov0.html «Повесть моих дней»] (на иврите, русск. перевод [[1985]]).
| + | |
- | | + | |
- | Умер в [[Нью-Йорк]]е от сердечного приступа.
| + | |
- | | + | |
- | == Семья ==
| + | |
- | Сын Жаботинского [[Жаботинский, Ари|Ари]] - политический и общественный деятель Израиля.
| + | |
- | | + | |
- | == Памяти Жаботинского ==
| + | |
- | | + | |
- | Именем Жаботинского названы улицы во многих городах [[Израиль|Израиля]], в том числе и дорога № 481 из [[Петах-Тиква|Петах-Тиквы]] в [[Тель-Авив]].
| + | |
- | | + | |
- | Похоронен Зеев Жаботински в [[Иерусалим]]е на [[гора Герцеля|горе Герцеля]].
| + | |
- | | + | |
- | == Произведения ==
| + | |
- | * [http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Russ/J/JabotinskijV/index.html Статьи]
| + | |
- | * [http://www.school.spb.ort.ru/library/torah/zion/zion007_0.htm Статьи и фельетоны]
| + | |
- | * [http://www.booknik.ru/publications/?id=15589 Тоска о патриотизме]
| + | |
- | * [http://gazeta.rjews.net/Lib/Jab/ Статьи, повести, автобиография]
| + | |
- | * [http://thelib.ru/books/zhabotinskiy_vladimir/samson_nazorey-read.html Самсон Назорей]
| + | |
- | * [http://amklib113.ru/bbl/zv/zvj/ Жаботинский Владимир Евгеньевич] В Библиотеке [[АМК]].
| + | |
- | * {{lib.ru|http://lib.ru/RUSSLIT/ZHABOTINSKIJ/}}
| + | |
- | | + | |
- | === Полное Собрание сочинений ===
| + | |
- | | + | |
- | {{Заготовка_раздела}}
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{reflist|2}}
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | {{викисклад-кат|Zeev Jabotinsky}}
| + | |
- | {{викицитатник|Владимир Евгеньевич Жаботинский}}
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|11556|Жаботинский Владимир}}
| + | |
- | * [http://www.antho.net/library/blau/jn/jnml.html Иосиф Недава. Зеев Жаботинский. Вехи жизни]
| + | |
- | * [http://gazeta.rjews.net/Lib/Jab/vaisk.shtml Михаил Вайскопф. Любовь к дальнему: литературное творчество Владимира Жаботинского]
| + | |
- | * [http://www.jerusalem-korczak-home.com/hin/ik.html Израиль Клейнер. Неизвестный Жаботинский]
| + | |
- | * [http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=42028 Жаботинский]статья в «Еврейской Энциклопедии», 1910
| + | |
- | * [http://www.echo.msk.ru/programs/all/55142/ Владимир Жаботинский: неизвестные факты. Обсуждение на р/с «Эхо Москвы»]
| + | |
- | * [http://www.il4u.org.il/Keren/Library/History/HistoryStateOfIsrael/Zeev.htm Владимир (Зеев) Жаботинский (1880—1940)]
| + | |
- | * [http://gazeta.rjews.net/stresh2.shtml Ицхак Стрешинский. Зеев Жаботинский и еврейская традиция]
| + | |
- | * [http://berkovich-zametki.com/2005/Zametki/Nomer12/Chmelnicky1.htm#note9txt Дмитрий Хмельницкий. Читая Жаботинского]
| + | |
- | * [http://berkovich-zametki.com/2007/Zametki/Nomer12/Heyfec1.htm Почему Жаботинский не стал еврейским вождём?]
| + | |
- | * Юрий Финкельштейн, Нью-Йорк. [http://www.vestnik.com/issues/97/0722/koi/finkel.htm Прощание с Родиной (Полонез Жаботинского)]
| + | |
- | * [http://www.booknik.ru/context/?id=15399&type=BigContext Светел душой и грандиозно талантлив. Статья о Вл. Жаботинском]
| + | |
- | * [http://www.booknik.ru/reviews/fiction/?id=15433 Рецензия на книгу Вл. Жаботинского «Пятеро»]
| + | |
- | * [http://www.booknik.ru/reviews/non-fiction/?id=15423 Рецензия на книгу Е. Ивановой «Чуковский и Жаботинский. История взаимоотношений в текстах и комментариях.»]
| + | |
- | * [http://www.booknik.ru/reviews/fiction/?id=15211 Рецензия на книгу Вл. Жаботинского «Самсон Назорей».]
| + | |
- | * Марк Соколянский.[http://www.odessitclub.org/publications/books/jabotinsky_poetry.htm Владимир Жаботинский. Я — сын своей поры] Рецензия на сборник стихов и переводов.
| + | |
- | | + | |
- | {{ЭСБЕ}}
| + | |
- | {{Деятели сионизма}}
| + | |
- | | + | |
- |
| + | |
- | [[Категория:Персоналии:Сионизм]]
| + | |
- | [[Категория:Писатели на иврите]]
| + | |
- | [[Категория:Поэты на иврите]]
| + | |
- | [[Категория:Еврейские писатели]]
| + | |
- | [[Категория:Политики по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии:История Израиля]]
| + | |
- | [[Категория:Британский мандат в Палестине]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии:Сионизм]]
| + | |
- | [[Категория:Сионизм]]
| + | |
- | [[Категория:Иргун (ЭЦеЛь)]]
| + | |
- | [[Категория:Алия Бет]]
| + | |
- | [[Категория:Военная история Израиля]]
| + | |
- | [[Категория: Евреи - воины]]
| + | |
- | [[Категория:Алия из Российской империи/СССР до 1967 г.]]
| + | |
- | [[Категория:Писатели и поэты - деятели диаспоры]]
| + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | {{Link FA|he}}
| + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |
- | | + | |
- | {{checked_final}}
| + | |