Наталья (Обсуждение | вклад) |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ = 2
| + | #redirect [[:ej:Ессеи]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | {{rq|wikify|style}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Ессеи''', — еврейская религиозная секта конца эпохи Второго храма (2 в. до н. э. – конец 1 в. н. э.; см. [[Храм. Второй Иерусалимский храм]]), известная главным образом по описаниям [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]] и [[Филон Александрийский|Филона Александрийского]] и [[Плиний Старший|Плиния Старшего]].
| + | |
- | | + | |
- | Мнения ученых относительно греческого названия «ессеи» (esseni) расходятся; наиболее распространенные теории: от ивритского חֲשָׁאִים, `молчаливые` или חֲסִידִים, `благочестивые`; от сирийского חסין, `благочестивые`; от арамейского אסא, `исцелять`.
| + | |
- | | + | |
- | Ессеи имеют много общего с [[Фарисеи|фарисеями]]: как те, так и другие верят в необходимость личного благочестия и удаления от скверны повседневной жизни, а также в посмертное воздаяние (в отличие от фарисеев, ессеи верили в физическое воскресение мертвых).
| + | |
- | | + | |
- | Однако в то время как фарисеи принимали активное участие в жизни современного им общества даже тогда, когда храмовая служба контролировалась [[Саддукеи|саддукеями]], ессеи образовали обособленное и замкнутое братство. Они считали себя единственно истинным Израилем, так как, по их мнению, религиозная жизнь в городах и Храм были безнадежно испорчены.
| + | |
- | | + | |
- | Некоторые ученые рассматривают ессеев как ветвь фарисеев, стремившуюся к достижению высшей степени благочестия и следовавшую строжайшим правилам святости и ритуальной чистоты, и считают религиозные предписания в так называемом Свитке Храма (см. [[Мёртвого Моря Свитки|Мёртвого моря свитки]]) законами общины ессеев.
| + | |
- | | + | |
- | Многие из этих предписаний расходятся с [[Галаха|Галахой]], которую гораздо позже разработали фарисеи, и отмечены тенденцией к предельно отягощенному толкованию законов Библии.
| + | |
- | | + | |
- | Ессеи никогда не были многочисленны; Филон сообщает, что в его время (первая половина 1 в. н. э.) насчитывалось около четырех тысяч ессеев. К концу 1 в. до н. э. большинство ессеев сосредоточилось на северо-западном берегу Мертвого моря; остальные были рассеяны в нескольких сельских районах.
| + | |
- | | + | |
- | В Новом завете нет упоминаний о ессеях. Возможно, однако, что [[Иоанн Креститель]] находился под их влиянием, так как он жил, проповедовал и крестил у реки Иордан, всего в нескольких километрах от основной общины ессеев. Некоторые ученые полагают, что ряд элементов доктрины и практики ессеев стал органичной частью структуры христианской церкви периода апостолов. В любом случае, сам факт существования дохристианских общин монашеского типа проливает дополнительный свет на историю возникновения христианства.
| + | |
- | | + | |
- | Из других еврейских сект этой эпохи, практиковавших отшельнический образ жизни, известны [[Терапевты|терапевты]], гемеро-баптисты и община [[Кумран|Кумрана]]; о степени близости [[Кумранская Община|кумранской общины]] к ессеям мнения исследователей расходятся.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Община ==
| + | |
- | Ессеи жили в обособленных мужских коммунах, представлявших собой братства, однако некоторые брали себе жен для продолжения рода. В общинах ессеев практиковалось строжайшее соблюдение законов Торы, причем особое значение придавалось ритуалам, в первую очередь, связанным с субботой и законами святости и чистоты, предписываемыми [[Кохен|коhенам]] в [[Левит Книга|Левит книге]].
| + | |
- | | + | |
- | Члены общин занимались физическим трудом, преимущественно земледельческим; все имущество находилось в совместном владении; общими были трапезы, молитвы и ритуальные омовения (Флавий, Война 2:129). Все свободное от работы время ессеи посвящали изучению священных книг.
| + | |
- | | + | |
- | Принятию нового члена предшествовал трехлетний испытательный срок; перед тем, как быть допущенным к совместной трапезе членов коммуны, прошедший испытание давал клятву, в которой принимал на себя обязательство быть благочестивым, справедливым, не делать зла ни по своей воле, ни по принуждению, ненавидеть нечестивых и поддерживать праведных, быть преданным человеческому роду, лояльным к властям (ибо всякая власть исходит от Бога), любить истину и ненавидеть ложь, не красть, не стяжательствовать, не иметь тайн от членов братства и не предавать братьев даже под угрозой смерти, верно хранить писания (древние книги) ессеев и имена ангелов (по Тосту и Грецу — таинственные имена Божии) и т. п. Многие из ессеев приняли активное участие в [[Иудейская Война I|Иудейской войне I]].
| + | |
- | | + | |
- | По рассказу Филона, ессеи не приносили кровавых жертв (по Флавию — они не приносили этих жертв лишь в иерусалимском храме), усердно занимались
| + | |
- | земледелием, пчеловодством, скотоводством, ремеслами, врачеванием (посредством произнесения заклинательных формул и стихов), не делали оружия и отвергали войну,
| + | |
- | признавали лишь общую собственность, безусловно отрицали рабство, помогали друг другу всячески, учили, что все они братья между собой.
| + | |
- | | + | |
- | == Обычаи ==
| + | |
- | Все потребное для себя они изготовляли сами, избегая сношений с торговцами.
| + | |
- | | + | |
- | Теософию они считали праздной болтовней{{Нет АИ|14|02|2009}}, но много занимались аллегорическим толкованием Библии и учением о нравственности.
| + | |
- | | + | |
- | Жили они не по одиночке, а общинами, каждая в особом доме; имели общий стол; младшие чтили старших, как дети отцов, окружая их всякой заботливостью.
| + | |
- | | + | |
- | По словам Иосифа Флавия, Моисея ессеи ставили непосредственно после Бога (почему особенно строго чтили субботу) и хулу на него наказывали смертью.
| + | |
- | | + | |
- | Жили они, вообще, безбрачно, не потому, чтобы отрицали брак, а потому что считали безбрачие выше брака.
| + | |
- | | + | |
- | Одна отрасль секты позволяла своим членам вступать в брак; но, как скоро жена беременела, муж прекращал с нею общение, желая доказать, что взял её не для удовольствия, а для произведения детей.
| + | |
- | | + | |
- | Презирая украшения, ессеи не мазались маслом, одежду носили одну и ту же до совершенной её негодности, но на свои трапезы надевали всегда особого покроя белое платье.
| + | |
- | | + | |
- | Их доходами распоряжались на общую потребу избранные ими попечители и священники.
| + | |
- | | + | |
- | Помогали бедным и не принадлежащим к ордену. Вставали до восхода солнца и не говорили ни о чём житейском; приветствовав солнце молитвой (что вовсе не означает, вопреки мнению некоторых, [[Парсизм|парсизма]]), они отпускались начальствующими (без ведома которых не позволялось ничего делать, кроме дел милосердия достойным и подачи пищи голодному) на работы, по окончании которых купались в холодной воде (что имело значение религиозного очищения) и садились затем, надев чистую одежду (в особенном доме, в который вход посторонним запрещался), за трапезу, имевшую вид священнодействия.
| + | |
- | | + | |
- | За большие преступления виновные исключались из общества и, оставаясь верными клятве не принимать пищи вне его, умирали голодной смертью; искренно раскаявшиеся принимались обратно. Судьи у ессеев (числом не менее 100) были «строги и справедливы».
| + | |
- | | + | |
- | В исполнении узаконений своего ордена ессеи были очень строги; славную смерть предпочитали постыдной жизни. Орден разделялся на четыре степени (не считая степени испытуемых), по времени вступления, причём одна степень отделялась от другой так строго, что высшие чрез соприкосновение с низшими становились нечистыми.
| + | |
- | | + | |
- | Ессеям, особенно глубоко изучившим Священное Писание и приготовленным особыми аскетическими очищениями, приписывали дар предсказывать будущее.
| + | |
- | | + | |
- | Ессеи учили, что душа состоит из тончайшего эфира и заключена в тело, как в темницу (вследствие своего падения), из которой после смерти человека улетает на небо; для праведной души место вечной жизни — в блаженных полях по ту сторону океана; злые души вечно мучаются в холоде и мраке. | + | |
- | | + | |
- | Ессеи верили в предопределение.
| + | |
- | | + | |
- | == Происхождение ==
| + | |
- | По мнению [[Неандер]]а, ессейское учение заимствовано от [[халдеи|халдеев]], со времени плена вавилонского.
| + | |
- | | + | |
- | По мнению Деллингера, в основе ессеизма лежат больше греческие, пифагорейские идеи, чем собственно иудейские. Эвальд, Грец и Иост считают ессеизм учением чисто иудейского происхождения, различно объясняя его отношение к [[фарисеи|фарисейству]] и [[саддукеи|саддукейству]].
| + | |
- | | + | |
- | Находят также генетическое отношение ессеев с египетскими [[терапевты|терапевтами]], расходясь (Гфрёрер и Газе) в вопросе о том, которое из этих учений предшествовало другому.
| + | |
- | | + | |
- | == Ессеи и христианство ==
| + | |
- | [[Файл:QumranLivingQuarters.jpg|thumb|[[Кумрана]]]]
| + | |
- | Столь же различны мнения по вопросу об отношении ессеизма к христианству.
| + | |
- | | + | |
- | Из древних Евсевий Кесарийский и блаженный Иероним думали, что отрасль ессеев — [[египетский терапевт|египетские терапевты]] — была не что иное, как первые александрийские христиане, обращенные [[Апостол Марк|апостолом Марком]], а хранимые ими «писания древних мужей» — евангелия и послания апостолов. Это мнение Евсевия отвергнуто на основании хронологических соображений, не допускающих одновременности терапевтов и евангелия Марка.
| + | |
- | | + | |
- | Из современных учёных Грец, отрицая подлинность сочинения Филона о терапевтах, приписывает его христианину какой-либо [[энкратитогностицизм|энкратитогностической]] или [[монтанизм|монтанистической]] секты, терапевтов же признаёт христианами, но не первыми слушателями евангелия Марка, а аскетами еретического направления.
| + | |
- | | + | |
- | Учёные сходятся в том, что ессеизм до некоторой степени подготовил почву для воспринятия христианства и что между первыми массами последователей библейского персонажа Иисуса было много ессеев; но из них-то именно образовались те иудействовавшие гностические секты, против которых предостерегали апостолы.
| + | |
- | | + | |
- | == Кумранские рукописи ==
| + | |
- | Одна из самых популярных гипотез гласит, что именно Кумранская община ессеев являлась владельцем так называемых [[Кумранские рукописи|Свитков Мёртвого моря]], или [[Кумранские рукописи|Кумранских рукописей]] — большого количества (около 1000) манускриптов, обнаруженных в пещерах Кумрана и являющихся наиболее древними известными фрагментами [[Пятикнижие|Пятикнижия]].
| + | |
- | | + | |
- | Также ведется дискуссия по поводу свитка 7Q5, возможно являющимся самым древним из известных отрывком из [[Евангелие от Марка|Евангелия от Марка]].
| + | |
- | | + | |
- | Согласно данной гипотезе, ессеи спрятали свитки в близлежащих пещерах во время еврейских восстаний в 66 г н. э. незадолго до того, как они были перебиты римскими солдатами.
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * {{книга
| + | |
- | |автор = Владимиров А.
| + | |
- | |заглавие = Кумран и Христос
| + | |
- | |ответственный =
| + | |
- | |ссылка = http://vav.ru/books/kumran/
| + | |
- | |место = {{М}}
| + | |
- | |издательство = Беловодье, М.
| + | |
- | |год = 2002
| + | |
- | |страниц =
| + | |
- | |страницы =
| + | |
- | |isbn =
| + | |
- | }}
| + | |
- | * {{книга
| + | |
- | |автор = [[Амусин И. Д.]]
| + | |
- | |заглавие = Находки у Мёртвого моря
| + | |
- | |ответственный = Ответственный редактор В. В. Струве
| + | |
- | |ссылка =
| + | |
- | |место = {{М}}
| + | |
- | |издательство = «Наука»
| + | |
- | |год = 1964
| + | |
- | |страниц =
| + | |
- | |страницы =
| + | |
- | |isbn =
| + | |
- | }}
| + | |
- | * {{книга
| + | |
- | |автор = [[Амусин И. Д.]]
| + | |
- | |заглавие = Рукописи Мёртвого моря
| + | |
- | |ответственный = Ответственный редактор С. И. Ковалёв
| + | |
- | |ссылка =
| + | |
- | |место = {{М}}
| + | |
- | |издательство = Издательство академии наук СССР
| + | |
- | |год = 1960
| + | |
- | |страниц =
| + | |
- | |страницы =
| + | |
- | |isbn =
| + | |
- | }}
| + | |
- | * {{книга
| + | |
- | |автор = Елизарова М. М.
| + | |
- | |заглавие = Община терапевтов (из истории ессейского общественно-религиозного движения I в. н.э.)
| + | |
- | |ответственный = Ответственный редактор И. Д. Амусин
| + | |
- | |ссылка =
| + | |
- | |место = {{М}}
| + | |
- | |издательство = «Наука», Главная редакция восточной литературы
| + | |
- | |год = 1972
| + | |
- | |страниц =
| + | |
- | |страницы =
| + | |
- | |isbn =
| + | |
- | }}
| + | |
- | * {{книга
| + | |
- | |автор = Зусман А.
| + | |
- | |заглавие = Ессеи: Религиозное течение в Палестине во времена Иисуса Христа
| + | |
- | |ответственный =
| + | |
- | |ссылка =
| + | |
- | |место = {{М}}
| + | |
- | |издательство =
| + | |
- | |год = 1913
| + | |
- | |страниц = 47
| + | |
- | |страницы =
| + | |
- | |isbn =
| + | |
- | }}
| + | |
- | * {{статья
| + | |
- | | автор = Лебедев П. А., прот.
| + | |
- | | заглавие = Ессеи и ферапевты
| + | |
- | | ссылка =
| + | |
- | | издание = Дух Христианина
| + | |
- | | тип =
| + | |
- | | год = 1862
| + | |
- | | том =
| + | |
- | | номер =
| + | |
- | | страницы =
| + | |
- | }}
| + | |
- | * {{книга
| + | |
- | |автор = Lucius.
| + | |
- | |часть =
| + | |
- | |заглавие = Der Essenisinus und das Judenthum
| + | |
- | |оригинал =
| + | |
- | |ссылка =
| + | |
- | |ответственный =
| + | |
- | |издание =
| + | |
- | |место =
| + | |
- | |издательство =
| + | |
- | |год = 1889
| + | |
- | |том =
| + | |
- | |страницы =
| + | |
- | |страниц =
| + | |
- | |серия =
| + | |
- | |isbn =
| + | |
- | |тираж =
| + | |
- | }}
| + | |
- | * {{книга
| + | |
- | |автор = Лурье С. Я.
| + | |
- | |часть = Ессеи
| + | |
- | |заглавие = Историческое обозрение
| + | |
- | |оригинал =
| + | |
- | |ссылка =
| + | |
- | |ответственный =
| + | |
- | |издание =
| + | |
- | |место =
| + | |
- | |издательство =
| + | |
- | |год = 1892
| + | |
- | |том = IV
| + | |
- | |страницы =
| + | |
- | |страниц =
| + | |
- | |серия =
| + | |
- | |isbn =
| + | |
- | |тираж =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | * [[Фарисеи]]
| + | |
- | * [[Саддукеи]]
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * [http://www.vehi.net/apokrify/esseev.html#_ftn1 Евангелие от Ессеев]
| + | |
- | | + | |
- | {{ЭСБЕ}}
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11551|ЕССЕИ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Иудейские течения в период Второго Xрама]]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:История иудаизма]]
| + | |
- | [[Категория:Течения в иудаизме]]
| + | |
- | | + | |
- | {{Link GA|cs}}
| + | |
- | | + | |
- | [[bg:Есеи]]
| + | |
- | [[ca:Essenis]]
| + | |
- | [[cs:Esejci]]
| + | |
- | [[da:Essæer]]
| + | |
- | [[de:Essener]]
| + | |
- | [[el:Εσσαίοι]]
| + | |
- | [[en:Essenes]]
| + | |
- | [[eo:Esenoj]]
| + | |
- | [[es:Esenios]]
| + | |
- | [[et:Esseenid]]
| + | |
- | [[fa:اسنیها]]
| + | |
- | [[fi:Essealaiset]]
| + | |
- | [[fr:Esséniens]]
| + | |
- | [[fy:Essenen]]
| + | |
- | [[he:איסיים]]
| + | |
- | [[ia:Essenos]]
| + | |
- | [[it:Esseni]]
| + | |
- | [[ja:エッセネ派]]
| + | |
- | [[ko:에세네파]]
| + | |
- | [[lt:Esėjai]]
| + | |
- | [[nl:Essenen]]
| + | |
- | [[oc:Essenian]]
| + | |
- | [[pl:Esseńczycy]]
| + | |
- | [[pt:Essênios]]
| + | |
- | [[ro:Esenieni]]
| + | |
- | [[sk:Esejci]]
| + | |
- | [[sl:Eseni]]
| + | |
- | [[sv:Esséer]]
| + | |
- | [[sw:Waeseni]]
| + | |
- | [[tr:Esseniler]]
| + | |
- | [[zh:艾賽尼派]]
| + | |
- | [[zh-yue:艾賽尼人]]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |
- | | + | |
- | {{checked_final}}
| + | |