Добровейн, Исай Александрович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Перенаправление на ej:Добровейн, Исай Александрович)
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ  = 2
+
#redirect [[:ej:Добровейн, Исай Александрович]]
-
| АВТОР1  =
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}}
+
-
 
+
-
'''Исай Александрович Добровейн''' (наст. имя и фамилия ''Ицхок Зорахович Барабейчик''; [[15 февраля]] [[1891]], [[Нижний Новгород]], [[Россия]] — [[9 декабря]] [[1953]], [[Осло]], [[Норвегия]]) — российский пианист, дирижёр и композитор.
+
-
 
+
-
== Биография ==
+
-
Концертировал как [[пианист]] с пяти лет, дирижировал театральными оркестрами ([[1920]]—[[1922]]). Дружил с [[Горький, Максим|Горьким]], [[Нансен, Фритьоф|Нансеном]]. Известно, в частности, что Добровейн играл для [[Ленин, Владимир Ильич|Ленина]] его любимую сонату [[Бетховен, Людвиг ван|Бетховена]] «[[Аппассионата]]».
+
-
 
+
-
По рекомендации [[Шор, Давид|Д. Шора]] вместе со старшим братом был принят в Московскую консерваторию, где учился в 1901–11 гг. у К. Игумнова (фортепьяно) и С. Танеева (композиция). В 1911 — 12 гг. совершенствовался в [[Вена|Вене]] у Л. Годовского. В 1917–21 гг. — профессор Московского филармонического училища, в 1921–22 гг. — дирижер Большого театра. Добровейн играл однажды для Ленина в доме у Е. Пешковой концертную фортепьянную программу, включавшую «Аппассионату» Л. Бетховена, что впоследствии было описано [[Горький, Максим|М. Горьким]] в очерке «Владимир Ильич Ленин» и воссоздано в некоторых других произведениях советского искусства. Факт эмиграции Добровейна (вскоре после выступления перед Лениным) в Советском Союзе не афишировался.
+
-
 
+
-
== Эмиграция ==
+
-
С [[1923]] г. жил за рубежом, в [[1929]] г. получил гражданство Норвегии, но в период гитлеровской оккупации переехал в [[Швеция|Швецию]].  Практически прекратил фортепьянные концерты и стал симфоническим и оперным дирижером, в особенности прославившимся пропагандой русской музыки. В 1923 — 1927 гг. работал в Германии, в частности, впервые поставил там оперу «Борис Годунов» М. Мусоргского. В 1927–28 гг. руководил оперным театром в Софии, в 1931–35 гг. — симфоническим оркестром в [[Сан-Франциско]], в те же годы дирижировал крупнейшими оркестрами, был дирижером в оперных театрах Европы и Америки. После создания в 1936 г. [[Израильский Филармонический Оркестр|Израильского филармонического оркестра]] Добровейн дирижировал этим оркестром в его первом сезоне (1937) и впоследствии регулярно выступал с ним.
+
-
 
+
-
Руководил филармоническими оркестрами [[Берлин]]а ([[1924]]) и Осло ([[1928]]—[[1931]]), Будапештской оперой ([[1927]]—[[1928]]), Сан-Францисским ([[1931]]—[[1934]]) и [[Гётеборгский симфонический оркестр|Гётеборгским]] симфоническими оркестрами ([[1941]]—[[1953]]). Автор фортепианных и скрипичных произведений, [[Романс (музыка)|романсов]], театральной музыки. В 1941–45 гг. руководил Королевской оперой в Стокгольме.
+
-
 
+
-
== Послевоенные годы ==
+
-
В 1948–53 гг. много работал в Милане, в театре «Ла Скала», в основном ставя русские классические оперы. Сезон 1948–49 гг., проведенный Добровейном в «Ла Скала», включавший блистательную постановку «Хованщины» М. Мусоргского с Б. Христовым в главной роли, был назван «русским». Среди ряда сделанных Добровейном звукозаписей выделяется запись «Бориса Годунова» с труппой Парижской оперы и Б. Христовым — одна из лучших записей этой оперы. Кроме русской музыки репертуар Добровейна включал в основном сочинения западноевропейских романтиков, среди которых особо успешно он дирижировал симфониями И. Брамса. Добровейна-дирижера отличали артистизм и яркий темперамент, исключительное чувство ритма и мастерское владение оркестром, высокая музыкальная культура и непосредственность интерпретации.
+
-
 
+
-
Сочинения Добровейна близки по стилю романтикам и А. Скрябину. Наиболее значительные из них — опера «Тысяча и одна ночь» (1922), концерты и сонаты для фортепиано, сонаты для скрипки, отдельные пьесы, в том числе с ярко выраженными еврейскими интонациями («Еврейская мелодия» для скрипки и фортепиано и другие).
+
-
 
+
-
Брат Добровейна, Барабейчик Лев Александрович (1889–1975), пианист и педагог, в 1921–60 гг. — музыкант оркестра Большого театра в Москве.
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
* [http://www.norge.ru/music/dobrovejn.html Биография на русском языке]
+
-
* [http://www.simax.no/artikkel.php?id=953 Биография на английском языке]
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
+
-
[[Категория:Музыканты по алфавиту]]
+
-
[[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]]
+
-
 
+
-
+
-
[[de:Issay Dobrowen]]
+
-
[[en:Issay Dobrowen]]
+
-
[[es:Issay Dobrowen]]
+
-
[[he:איזאיי דוברובן]]
+
-
[[it:Isaj Aleksandrovič Dobrovejn]]
+
-
[[ja:イサイ・ドブローウェン]]
+
-
[[lt:Isajus Dobroveinas]]
+
-
[[no:Issay Dobrowen]]
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+
-
{{ElevenCopyRight|11445|ДОБРОВЕЙН Исай Александрович}}
+
-
{{checked_final}}
+

Текущая версия на 21:30, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:Добровейн, Исай Александрович
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация