|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2
| + | #redirect [[:ej:Денме]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ = 1
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | [[Файл:Dyonmye.PNG|right|thumb|]] | + | |
- | '''Дёнме''' ({{lang-tr|dönme}}, отступники, буквально — «перевернутый», «обращенный») — [[каббала|каббалистическая]] секта, вышедшая из [[иудаизм]]а и образованная в Турции небольшой группой приверженцев лжемессии [[Саббатай Цви|Саббатая (Шабтая) Цви]], которая вслед за своим учителем приняла [[Ислам|ислам]]. Основана [[Кверидо, Якоб|Якобом Кверидо]], братом последней жены Шабтая Цви.
| + | |
- | | + | |
- | Внешне соблюдая предписания [[Коран]]а, дёнме, однако, исповедовали саббатианство и считали себя носителями истинного иудаизма. Дёнме верили в божественность Саббатая Цви, следовали мистическому учению о «трех узах веры» и отвергали практические предписания [[Галаха|Галахи]]; отмечали [[Ава Девятое|Девятое ава]] как день рождения своего учителя, а 22 адара праздновали свой оргиастический хаг hа-кевес (`праздник овцы`), сопровождавшийся обменом женами, которому они придавали мистический смысл.
| + | |
- | | + | |
- | Секта была основана в [[1683]] году в [[Салоники|Салониках]] (отсюда другое принятое в Турции название секты — Selânikli). Согласно учению дёнме, Шабтай Цви является [[Мессия|Мессией]]. Его переход в [[ислам]] объяснялся тем, что он должен был опустить душу мессии до самой глубины греховности, чтобы подобрать последние Искры Божественного Света, которые упали в самую бездну. Позже с учением дёнме познакомился [[Якоб Франк]] и cам заразился идеей мессианства и Святого Отступничества, вызвав массовый переход [[Польша|польских]] евреев в [[католичество]].
| + | |
- | | + | |
- | К концу 17 века бо́льшая часть дёнме сосредоточилась в [[Салоники|Салониках]], образовав там самостоятельную замкнутую общину, члены которой избегали вступать в брак как с мусульманами, так и с евреями. Численность дёнме постоянно росла: в 1683 году к ним примкнули 250 семей салоникских саббатианцев (к концу 17 века численность дёнме составляла 3 000 человек), а в последующее столетие — многие саббатианские группы, главным образом из Польши.
| + | |
- | | + | |
- | Внутренние конфликты в конце XVII — начале XVIII вв. привели к расколу дёнме на группировки Измирлар (выходцы из [[Измир]]а) и Якоблар (от имени шурина лжемессии [[Керидо, Якоб|Яакова Керидо]], провозглашенного духовным наследником Саббатая Цви). В 1716 г. часть измирларов, объявив главу группы Брухью Руссо (он же Осман Баба) воплощением (см. [[Гилгул]]) Саббатая Цви, выделилась в группировку Каракашлар (на турецком — `чернобровые`), а в 1720 г. возникла группировка Капанджилар (буквально `владельцы весов`), прокламировавшая возврат к «чистому саббатианству» и отвергавшая как авторитет Яакова, так и мессианство Брухьи. Группировки дёнме питали взаимную неприязнь и не роднились одна с другой.
| + | |
- | | + | |
- | В [[1716]] часть измирларов объявили главой группы [[Руссо, Берахия|Берахию Руссо]] (он же Осман- Баба), сына Якоба Керидо, воплощением ([[Реинкарнация|Гилгул]]) Шабтая Цви, так образовалась группа Каракашлар (на турецком — ''чернобровые''). В [[1720 год]]у возникла группировка Капанджилар (''владельцы весов''), отвергающая авторитет Якоба и Берахии.
| + | |
- | | + | |
- | Различные группы дёнме находились в ссоре и не роднились одна с другой.
| + | |
- | | + | |
- | В XIX веке начался быстрый процесс ассимиляции дёнме в турецкой среде. К началу первой мировой войны численность дёнме составляла 10-15 тыс. человек. В 1923 г., после того как дёнме (вместе с изгнанным турецким населением) переселились из Салоник в Турцию, произошел фактический распад общины.
| + | |
- | | + | |
- | Браки дёнме заключали только внутри общины, что привело к частичной [[генетическая рецессия|генетической рецессии]]. Многие члены секты принимали активное участие в движении [[младотурки|младотурков]] или поддерживали их в начале [[XX век]]а. В состав революционного правительства, сформированного в 1909 г., вошли несколько дёнме, а министром финансов стал предводитель каракашларов [[Джавид-бей]] (1875—1926).
| + | |
- | | + | |
- | Во время [[Греко-турецкий обмен населением|обмена населением]] между [[Греция|Грецией]] и [[Турция|Турцией]] приверженцы дёнме были причислены к мусульманам и вынуждены были покинуть [[Салоники]].
| + | |
- | | + | |
- | Обладая хорошим образованием и секулярными взглядами, многие из дёнме активно поддержали революцию и Ататюрка.
| + | |
- | | + | |
- | В Турции весьма популярны слухи (которые, однако, нигде открыто не обосновывались), что [[Кемаль Ататюрк]] вышел тоже из рядов дёнме, и что его сторонники мстили султану Абдул-Хамиду за то, что он препятствовал деятельности [[Герцль, Теодор|Теодора Герцля]] в [[Палестина|Палестине]]. Радикальные исламисты обвиняют в революции трёх врагов — «сионистов, масонов и дёнме».
| + | |
- | | + | |
- | Так или иначе, дёнме принадлежали к интеллектуальной элите и при этом оставались закрытым сообществом, что приводило к появлению различных слухов и подозрений в заговорах. К концу XX века дёнме полностью интегрировались в светскую Турцию и перестали заключать браки исключительно внутри общины. Сейчас замкнутый характер имеет только группа каракашларов.
| + | |
- | | + | |
- | Отношение ортодоксального еврейства Турции к дёнме было резко отрицательным: члены секты рассматривались как окончательно порвавшие связь с иудаизмом отступники. Однако в быту дёнме и евреи нередко поддерживали нормальные отношения, существовала также и более умеренная точка зрения, согласно которой следует помогать дёнме в ситуациях, связанных с соблюдением еврейского религиозного закона (например, обрезания).
| + | |
- | | + | |
- | Немногие семьи дёнме и поныне помнят о причастности к секте и воспринимаются мусульманским окружением как ее члены. Сейчас в Турции проживают около 2 500 дёнме (по другим оценкам — десятки тысяч, по отдельным оценкам даже миллион {{нет АИ|30|11|2009}}). В частности, к ним принадлежал бывший министр иностранных дел [[Исмаил Джем]].
| + | |
- | | + | |
- | Турецкие антисемитские движения всегда атаковали дёнме, их также обвиняли в организации [[Протоколы сионских мудрецов|всеобщего заговора]] и в том, что они — тайная сила, которая управляет турецким правительством.
| + | |
- | | + | |
- | Турецкий журналист и активист дёнме Ильгаз Зорлу, основаваший в 2000 издательство «Zvi Publishers», хотел признания его евреем, но [[бет дин]] отказался признавать его евреем без полного [[гиюр|обращения в иудаизм]], отверг его претензии. Он заявил, что принял иудаизм в Израиле и подал иск об официальном изменении в его документах вероисповедания с ислама на иудаизм. Суд удовлетворил его требования. (7 августа 2000). Это также вызвало скандал, в частности, из-за того, что он сотрудничал с антисемитскими активистами, такими как Мехмед Шевкет Эйги ({{lang-tr|Mehmed Şevket Eygi}}).
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * [http://www.donmeh-west.com Donmeh West — The Neo-Sabbatian Collective of the internet]
| + | |
- | * [http://www.kheper.net/topics/Kabbalah/Donmeh-FAQs.htm Donmeh — Frequently Asked Questions]
| + | |
- | * [http://antisemitismus.juden-in-europa.de/europa/tuerkei.htm Об обвинениях, предъявляемых дёнме радикальными группировками {{de icon}}]
| + | |
- | * [http://www.nahost-politik.de/tuerkei/bali.htm Об отношении к дёнме в Турции]
| + | |
- | * [http://mitglied.lycos.de/goezelel53/Ilgaz_Zorlu/ilgaz_zorlu.htm Ilgaz Zorlu. Evet ben Selanikliyim]
| + | |
- | * [http://www.jcpa.org/JCPA/Templates/ShowPage.asp?DRIT=5&DBID=1&LNGID=1&TMID=111&FID=388&PID=1666&IID=1669&TTL=The_D%C3%B6nmes:_Crypto-Jews_under_Turkish_Rule Дёнме: криптоиудеи под турецкой властью. Якоб М. Ландау ''Jewish Political Studies Review 19:1-2'', Jerusalem Center for Public Affairs]
| + | |
- | * [http://www.habervitrini.com/haber.asp?id=127119 Статья] [[Эмин Чёлашан|Эмина Чёлашана]]
| + | |
- | * [http://arsiv.hurriyetim.com.tr/hur/turk/00/09/17/yasam/01yas.htm Новая книга Шевкета Эйги о саббатианцах]
| + | |
- | * [http://www.habervitrini.com/haber.asp?id=129383 Саббатианский конфликт между] [[Ахмет Хакан|Ахметом Хаканом]] и [[Мехмед Шевкет Эйги|М. Шевкет Эйги]]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11400|ДЁНМЕ}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Саббатианство,франкизм]]
| + | |
- | [[Категория:История еврейского народа]]
| + | |
- | [[Категория:История иудаизма]]
| + | |
- | [[Категория:Евреи в Азии]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев Турции]]
| + | |
- | [[Категория:Еврейские общины]]
| + | |
- | [[Категория:Османская империя]]
| + | |