Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Гур (хасидская династия)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=2
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=2
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=1
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | ГУР (на идиш Гер) — династия хасидских цаддиков из города [[Гура-Кальвария]] (расположен в 30 км к юго-востоку от Варшавы; известен также под названием Новы Ерузалем), в котором около половины населения к концу 19 в. составляли евреи (после 1941 г. погибли в Варшавском гетто; приблизительно 3,5 тыс. человек).
| + | |
- | | + | |
- | == РиМ ==
| + | |
- | | + | |
- | Основатель династии рабби Ицхак Меир Ротенберг Алтер (акроним ריִ"מ, Рим; 1789–1866), сын гурского раввина, последователя [[Леви, Ицхак Бен Меир Из Бердичева|Леви, Ицхака бен Меира из Бердичева]]. Посвятив себя с детства изучению [[Тора|Торы]], Ицхак Меир рано стал выделяться проницательным умом и оригинальными толкованиями религиозных текстов. Его книга «Хиддушей hа-Рим» («Новшества Рима», Варшава, 1875), посвященная толкованию [[Талмуд|Талмуда]] и [[Шулхан Арух|Шулхан аруха]], стала основным учебным пособием в хасидских [[Иешива|иешивах]]; она и доныне считается образцом применения [[Пилпул|пилпула]] в качестве метода толкования.
| + | |
- | | + | |
- | Ицхак Меир проявлял живой интерес к общественным проблемам польского еврейства и вел активную борьбу за сохранение традиционного еврейского образа жизни. Был обвинен в подстрекательстве к бунту и вместе с Яаковом Давидом из Амшинова (см. [[Варка]]) посажен в тюрьму за выступления против запрета носить бороду и традиционную еврейскую одежду, наложенного правительством при поддержке [[Маскилим|маскилим]] (еврейских просветителей). Несмотря на то, что период его руководства был кратким (1859–66), он оказал значительное влияние на развитие хасидизма в Польше. Гурский хасидизм стал сильнейшим элементом в ортодоксальном польском еврействе и сохранял ведущие позиции вплоть до [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]].
| + | |
- | | + | |
- | == «Сфат эмет» ==
| + | |
- | | + | |
- | Внук Ицхака Меира, Иехуда Арье Лейб Алтер (1847—1905), автор книги «Сфат эмет», стал в 1870 г. главой гурских хасидов. Подобно деду, он играл активную роль в общественной жизни современного ему польского еврейства. Под его влиянием хасидизм в Польше отмежевался от сионизма.
| + | |
- | | + | |
- | == Последующие руководители ==
| + | |
- | | + | |
- | Аврахам Мордехай Алтер (1866–1948), старший сын Иехуды Арье Лейба, был последним действовавшим в Польше представителем династии гурских цаддиков. Под его руководством хасидизм Гура достиг наибольшего влияния. Приверженец порядка и точности, он дал гурскому хасидизму определенные организационные рамки. В период, предшествующий Катастрофе, он был широко известен в кругах ортодоксального европейского еврейства и явился одним из основателей [[Агуддат Исраэль]]. С началом Второй мировой войны перебрался из Гура-Кальварьи в Варшаву, а с 1940 г. поселился в Эрец-Исраэль.
| + | |
- | | + | |
- | Сын Аврахама Мордехая, Исраэль Алтер (1894–1977), жил в [[Иерусалим|Иерусалиме]], возглавлял различные учреждения и иешивы хасидов Гура, однако влияние его выходило далеко за пределы ближайшего окружения. После смерти рабби Исраэля Алтера главой гурских хасидов стал его брат рабби Симха Буним Алтер (1896-1992).
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | | + | |
- | {{ЭЕЭ|11333|Гур, хасидская династия}}
| + | |
- | {{ЭЕЭ|14462|Хасидизм}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Хасидизм]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев Польши]]
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11333|ГУР}}
| + | |