Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2
| + | #redirect [[:ej:Гордин, Яков Михайлович]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | {{Писатель
| + | |
- | | Имя = Яков Михайлович Гордин
| + | |
- | | Оригинал имени =
| + | |
- | | Фото = Gordin y..jpg
| + | |
- | | Подпись =
| + | |
- | | Имя при рождении =
| + | |
- | | Псевдонимы = Яков Михайлович, Ян, Иван Колючий.
| + | |
- | | Дата рождения = [[1 мая]] [[1853]]
| + | |
- | | Место рождения = [[Миргород]], Полтавская губерния, [[Российская империя]]
| + | |
- | | Дата смерти = [[11 июня]] [[1909]]
| + | |
- | | Место смерти = [[Нью-Йорк]], [[Соединенные штаты Америки]]
| + | |
- | | Гражданство = [[Российская империя]], [[США]]
| + | |
- | | Род деятельности = Российский и американский [[евреи|еврейский]] [[драматург]]
| + | |
- | | Годы активности = 1880 —
| + | |
- | | Направление = [[Драма (жанр)|Драма]]
| + | |
- | | Жанр =
| + | |
- | | Magnum opus =
| + | |
- | | Премии =
| + | |
- | | Lib =
| + | |
- | | Сайт =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Яков Михайлович Гордин''' ({{lang-en|Jakow Gordin}}; [[1 мая]] [[1853]], Миргород, Украина, — [[Нью-Йорк]], [[США]], [[11 июня]] [[1909]]) — известный [[евреи|еврейский]] [[драматург]] и публицист, реформатор еврейского театра. Писал на русском языке и на идиш. Псевдонимы: ''Яков Михайлович'', ''Ян'', ''Иван Колючий''.
| + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | | + | |
- | Родился в [[Миргород]]е Полтавской губернии (ныне — [[Полтавская область]] [[Украина|Украины]]).
| + | |
- | | + | |
- | В основном самоучка.
| + | |
- | | + | |
- | В 17 лет начал писать на русском языке в разных провинциальных газетах, позже — в [[петербург]]ском журнале «Неделя», где поместил целый ряд рассказов из жизни сектантов-штундистов и из еврейского быта.
| + | |
- | | + | |
- | Под влиянием религиозно-общественных взглядов [[Толстой, Лев Николаевич|Л. Толстого]] и штундистов (баптистская секта на юге России), а также народнических идей Гордин создал в 1880 г. «Духовно-библейское братство», ставившее себе целью реформировать еврейство на «толстовских» началах. Их духовное возрождение и перевоспитание, по мысли Гордина, было возможно только с превращением традиционной религии в рационалистическое этико-социальное учение, основанное на библейском иудаизме, очищенном от обрядности, предписаний [[Талмуд|Талмуда]] и последующей [[Раввинистическая Литература|раввинистической литературы]]. Путь к нравственному совершенствованию личности Гордин видел в обращении к физическому труду, прежде всего земледельческому, в отказе от занятий торговлей, аренды лесов, содержания питейных и заезжих домов и т. д.
| + | |
- | | + | |
- | Пропаганда идей Гордина, внешне прохристианских, а по сути ассимиляторских, не имела большого успеха. Недовольство многих евреев вызвала его статья, напечатанная после погромов 1881 г. В ней Гордин обвинил евреев в том, что они сами вызвали погромы «своей алчностью, назойливостью и пронырливостью». Братство, основанное Гординым, существовало около десяти лет, но когда царская полиция решила разогнать его, Гордин бежал в США (1890).
| + | |
- | | + | |
- | В Нью-Йорке Гордин сначала издавал русскую газету и сотрудничал в еврейских журналах. После встречи с антрепренером и актером Яаковом Адлером (1855–1926) Гордин обратился к драматургии. Вульгарным буффонадам и «историческим» опереттам эпигонов [[Гольдфаден, Аврахам|А. Гольдфадена]] Гордин противопоставил мелодраму с ее эмоциональными диалогами, острыми коллизиями и резко очерченными характерами, что произвело настоящий переворот на еврейской сцене. Из ста с лишним пьес Гордина наибольшей популярностью пользовались «Дер идишер кениг Лир» («Еврейский король Лир», 1892, по сюжету Шекспира), «Миреле Эфрос» (1898), «Гот, менч ун тайвл» («Бог, человек и черт», 1900; в русском переводе «Сатана», 1909), «Ди швуе» («Клятва», 1900) и «Хасе ди иесойме» («Сиротка Хася», 1903). В течение многих лет они успешно исполнялись в оригинале и в переводах на другие языки на сценах столичных и провинциальных театров мира (в том числе и на русской сцене). Сюжеты многих пьес Гордин заимствовал у Ф. Шиллера, К. Гуцкова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, В. Гюго, Г. Ибсена и др.
| + | |
- | | + | |
- | == Особенности творчества ==
| + | |
- | | + | |
- | Гордин — зачинатель и типичный представитель еврейской мещанской драмы; им написано свыше 70 [[пьеса|пьес]]. Большей частью сюжеты его драм заимствованы из произведений иностранных и русских писателей: [[Грильпарцер]]а, [[Лессинг]]а, [[Мирбо|О. Мирбо]], [[Гюго, Виктор|В. Гюго]], [[Гауптман]]а, [[Степняк-Кравчинский|Степняка-Кравчинского]], [[Толстой, Лев Николаевич|Толстого]], [[Горький, Алексей Максимович|Горького]] и других.
| + | |
- | | + | |
- | Эти сюжеты он перерабатывал, придавая им соответствующую «еврейскую» форму. Даже наиболее оригинальные его пьесы написаны под сильным влиянием европейской драмы. Тема Гордина — еврейская семья. Но свою тему он трактует поверхностно, вне тесной связи с развитием еврейской общественности. В [[1890-е|1890-х]], в связи с развитием еврейского рабочего движения, традиционная еврейская семья уже давала большие трещины: острые конфликты между «отцами и детьми», стремление еврейской молодёжи к общественности, еврейской женщины — к [[эмансипация|эмансипации]] — все это свидетельствовало о нарастании социальных потенций внутри семьи.
| + | |
- | | + | |
- | Гордин не отражал их. Еврейская семья для него — лишь комплекс бытовых деталей; она чужда у него социальной динамики, да и статика её крайне односторонняя. Самое «актуальное» в семье Гордина — это сентиментально-рассудочная проповедь просветительства и мелкобуржуазной морали. Общая канва его семейной драмы — обывательский брак, большей частью неудачный.
| + | |
- | | + | |
- | Мелодраматически изображаются «брачные перипетии» в атмосфере мелкобуржуазного застоя. Гордин попутно воспроизводил типы невежественных [[раввин]]ов или добродетельно-глупых духовных лиц, [[ешиботник]]ов, [[меламед]]ов, честных сапожников, умных портных, сентиментальных прислуг, испорченных «барышень», жестоко-грубых или добродетельных купцов и прочих.
| + | |
- | | + | |
- | В своих пьесах Гордин культивировал искусство народной «[[поговорка|поговорки]]», «[[красное словцо|красного словца]]» или народной [[шутка|шутки]]; [[юмор]]ом этой «поговорки» и исчерпывается жизненность его [[Драма (жанр)|драм]]. В отношении театральной техники Гордин применял обычные приёмы ранних драматургов-натуралистов, достигая значительной сценичности.
| + | |
- | | + | |
- | == Роль в искусстве ==
| + | |
- | | + | |
- | Гордин сыграл большую роль в истории еврейской драмы и театра: он вытеснил из еврейского репертуара господствовавший до него [[лубочный жанр]] «исторических оперетт». Эти оперетты писались на исковерканном еврейском языке (с примесью множества немецких слов); Гордин очистил еврейскую пьесу от этих наносных слов и ввёл в неё живой разговорный еврейский язык, простой и лёгкий; он поднял авторитет еврейского театра, привлёк к нему внимание широких еврейских масс и интеллигенции.
| + | |
- | | + | |
- | На русской сцене особенно большим успехом в своё время пользовалась его пьеса «За океаном»; также часто ставились — «Мирра Эфрос», «Хася сиротка» и другие.
| + | |
- | | + | |
- | Пьесы Я.Гордина стали основой для первых еврейских фильмов, снятых на первых еврейских киностудиях, созданных [[Товбин, Мордко|М.Товбиным]].
| + | |
- | | + | |
- | == Библиография ==
| + | |
- | * На еврейском языке — избранные драмы в 2 тт., N.-Y., [[1911]]
| + | |
- | * Сборник пьес, перевод на русский язык в издательстве «Театр и искусство», СПб., [[1910]].
| + | |
- | * Lexicon Рейзина, Вильна, [[1926]].
| + | |
- | | + | |
- | <!-- <ref>{{PD-писатель}}</ref> -->
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Писатели на идише]]
| + | |
- | [[Категория:Драматурги по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Еврейские языки]]
| + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |
- | {{ElevenCopyRight|11262|ГОРДИН Яаков}}
| + | |