Граф (Обсуждение | вклад)м |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Абрабанель, дон Ицхак]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=2
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Дон '''Ицхак бен-Иегуда Абрабанель''' (Абарбанель) ({{lang-he|דון יצחק בן יהודה אַבְּרַבַנְאֵל}}; [[1437]], [[Лиссабон]] — [[1508]], [[Венеция]]) — [[еврей]]ский учёный, комментатор [[Танах]]а, государственный деятель, один из первых еврейских ученых, в трудах которых отразилось влияние концепций гуманизма и Ренессанса.
| + | |
- | {{История иудаизма|Дон Ицхак Абрабанель=|1437|71}}
| + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | [[Файл:Isaac Abrabanel.jpg|thumb|Дон Ицхак Абрабанель]]
| + | |
- | Ицхак Абраванель был преемником своего отца на постах государственного финансиста и казначея португальского короля. С помощью займа в 12 миллионов реалов, который собрали евреи и христиане в 1480 г., он организовал выкуп и доставку в Португалию 250 пленных евреев из Северной Африки. Абраванель был обвинен в поддержке мятежа дворян против короля и был вынужден бежать в Испанию (1483). В 1484 г. Абраванель поступил на службу к Фердинанду Арагонскому и Изабелле Кастильской в качестве откупщика. Вместе с пользовавшимся большим влиянием при дворе Аврахамом Сениором Абраванель безуспешно пытался добиться отмены эдикта об изгнании евреев из Испании (март 1492 г.). В мае 1492 г. Абраванель выехал в Неаполь. Король Неаполя назначил его на пост, аналогичный занимаемому им ранее в Кастилии. Он отправился в [[Неаполь]], откуда после взятия этого города французами при [[Карл VIII|Карле VIII]] в [[1495]] он вместе со свергнутым королём [[Альфонс II|Альфонсом II]] бежал в [[Мессина|Мессину]].
| + | |
- | | + | |
- | После смерти Альфонса в том же году Абрабанель поселился в [[Корфу]], а в [[1496]] — в маленьком городке [[Монополи]], в провинции [[Апулия|Апулии]], где в тихом уединении посвятил себя обработке своих многочисленных сочинений. В 1503 г. Абраванель поселился в Венеции, где участвовал в переговорах между сенатом Венеции и Португальским королевством с целью заключения договора о торговле пряностями. Вызванный оттуда в [[1503]] венецианским правительством для улаживания спора, возникшего между [[Венеция|Венецией]] и [[Португалия|Португалией]], Абрабанель умер в Венеции в [[1508]].
| + | |
- | | + | |
- | Абрабанель горячо вступился за своих единоверцев, но его старания не привели к результату при фанатизме королевской четы, разжигавшемся главным инквизитором [[Торквемада|Томасом Торквемадой]] он не смог остановить изгнание евреев из Испании. Лично для Абрабанеля король хотел сделать исключение, но Абрабанель предпочёл разделить участь своих братьев.
| + | |
- | | + | |
- | Абрабанель написал на еврейском языке много книг богословско-философского содержания, в том числе комментарии ко всем книгам [[Танах|Ветхого Завета]], к [[Мишна|Мишне]], на трактат [[Пиркей Авот|Авот]], к философской книге [[Маймонид]]а «Море-Невухим» («[[Путеводитель растерянных]]»). Многие из комментариев и сочинений Абарбанеля переведены на [[латинский язык]].
| + | |
- |
| + | |
- | У Абрабанеля было три сына, [[Абрабанель, Иегуда|Иегуда]], Иосиф и Самуил. Из них более известен старший, Иегуда, прозванный итальянцами по его профессии медика Leon Medigo hebreo. Из его сочинений пользовалась в своё время большой популярностью его книга Dialoghi di amore, написанная в духе философии [[Платон]]а. Она была издана в [[Рим]]е в [[1535]] и переведена на несколько языков.
| + | |
- | | + | |
- | == Совокупность религиозно-философских взглядов ==
| + | |
- | Взгляды Ицхака Абраванеля представлены в его толковании труда [[Маймонид|Маймонида]] «Наставник колеблющихся», а также в трактатах, посвященных опровержению некоторых концепций последнего. Комментарии Абраванеля к Библии, писавшиеся им в основном в последние годы жизни, испытали сильное влияние его предшественников, в особенности [[Арама, Ицхак Бен Моше|Ицхака Арамы]] и Леви бен Гершома (см. [[Герсонид]]). Абраванель выступал против крайнего рационализма философской интерпретации Писания. В то же время он прибегал, особенно в комментарии к Пятикнижию, к многочисленным высказываниям философского толка, хотя последние довольно поверхностны и ограничены. Избегая каббалистических интерпретаций (см. [[Каббала]]), Абраванель тем не менее полагал, что Тора в дополнение к явному, очевидному содержанию имеет и скрытый смысл.
| + | |
- | | + | |
- | В своих сочинениях Абраванель много раз подробно цитировал [[Мидраш|мидраш]], но позволял себе критиковать его. В некоторых случаях он указывал на ошибки и моральные слабости героев Библии. Так, например, он критиковал определенные действия Давида и Соломона. Он обращал также внимание на некоторые стилистические и лингвистические недостатки [[Пророки Книги|книг пророков]] Иеремии и Иехезкеля. Можно отметить три особенности подхода Абраванеля к толкованию Библии. Во-первых, это сравнение социальной структуры общества библейской эпохи с современным Абраванелю европейским обществом (например, анализ монархического правления; I Сам. 8). Во-вторых, полемика, которую Абраванель вел с христианскими критиками Библии и с христианской экзегезой. Выступая против христианских интерпретаций, он не колеблясь прибегал к заимствованию из них того, что представлялось ему верным. В-третьих, в своих введениях к книгам пророков он гораздо более подробно, чем его предшественники, анализировал содержание книг, их структуру, писал об их авторах и об эпохе, когда эти книги создавались.
| + | |
- | | + | |
- | == Вклад в философию религии и права==
| + | |
- | Как религиозный философ Абраванель исследует прежде всего проблемы пророчества и эсхатологию, а также философские аспекты истории и права. Представления Абраванеля о пророчестве как сверхъестественном сообщении истины Богом человеку не отличаются в своей основе от общепризнанной раввинистической концепции. Всякое пророчество, по Абраванелю, чудотворно и исходит от Бога, и все пророческие мечты и видения реальны. Пророчество качественно выше законов природы и научного знания, которые весьма неопределенны и неустойчивы. На форму изложения Абраванелем концепции пророчества значительное влияние оказала аристотелевско-птолемеевская космогония. Объектом постоянной полемики Абраванеля служит концепция пророчества у Маймонида, противоречащая, по мнению Абраванеля, Библии.
| + | |
- | | + | |
- | Космогония и историософия Абраванеля основаны на Библии. Вселенную сотворил ex nihilo (из ничего) Бог. Поэтому во вселенной нет такой силы, которая существовала бы до сотворения космоса и могла бы ограничить абсолютную власть Бога. Бог создал вселенную в соответствии с великим планом творения, кульминацией которого является спасение праведников и торжество иудаизма. Бог ниспослал народу Израиля особое провидение, сделал для него доступным откровение Торы и дал ему [[Эрец-Исраэль]] как место для духовного развития и восприятия пророчества. Однако евреи ослушались Бога, и с разрушением Первого [[Храм|храма]] началась эпоха изгнания, которая будет продолжаться до наступления мессианской эры (см. [[Мессия]]), когда и закончится история вселенной. Необходимость государства, считает Абраванель, имеет преходящий характер, она возникла в результате изгнания Адама из Эдема (см. [[Рай]]) и исчезнет в мессианскую эру. Ни одно государство не является совершенным; тем не менее государство, основанное на законах [[Моисей|Моисея]], способно удовлетворить духовные и политические потребности народа. Существуют две правовые системы: гражданская и священническая. Гражданская система состоит из судов низшей ступени, верховного суда и царя. Священническая система состоит из [[Левиты|левитов]], [[Кохен|коhенов]] и пророков (см. [[Пророки И Пророчество|Пророки и пророчество]]). Характерной чертой политических взглядов Абраванеля является противоречивое отношение к политической власти. Он не питал доверия к концентрации власти в одних руках, и это отразилось в его явно негативном восприятии монархии. Абраванель видел в монархии явное проклятие, а в замене в древнем Израиле Божественного суверенитета властью царей — грех, за который Израиль дорого заплатил. Однако вне Эдема ограниченная монархия необходима.
| + | |
- | | + | |
- | Возможно, самым большим достижением Абраванеля была защита им в его толкованиях Библии раввинистической сотериологии (доктрины спасения) против сотериологии христианской. Концепции Абраванеля (в частности, его выкладки, по которым эпоха Мессии должна начаться в 1503 г.) в значительной степени способствовали возникновению среди евреев сильных мессианских движений в 16 в. и 17 в.
| + | |
- | | + | |
- | == Источник ==
| + | |
- | * {{ВТ-ЭСБЕ|Абарбанель}}
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|10011|Абраванель Ицхак бен Иехуда}}
| + | |
- | * [http://www.sem40.ru/famous2/e372.shtml Абрабанель Ицхак Бен-Иехуда]
| + | |
- | * [http://jedwabny.narod.ru/translations/index-rus.html переводы различных отрывков из книг дона Ицхака Абрабанеля]
| + | |
- | * [http://shinmem.org/category/%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8/%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D1%8D%D0%BB%D1%8C избранные комментарии Абрабанеля на недельные главы Торы]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Библеисты]]
| + | |
- | [[Категория:Гебраисты]]
| + | |
- | [[Категория:Ришоним]]
| + | |
- | [[Категория:Раввины Испании]]
| + | |
- | [[Категория:Раввины Италии]]
| + | |
- | [[Категория:Еврейская философия]]
| + | |
- | [[Категория:Поэты на иврите]]
| + | |
- | [[Категория:Писатели на иврите]]
| + | |
- | [[Категория:Еврейские поэты]]
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|10011|АБРАВАНЕЛЬ Ицхак бен Иехуда}}
| + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |
- | | + | |
- | {{checked_final}}
| + | |