Элдад hа-Дани

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «Персоналии по алфавиту» с помощью HotCat)
(Перенаправление на ej:Элдад hа-Дани)
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Элдад hа-Дани]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Элдад hа-Дани''' (2-я половина 9 в.), еврейский [[Путешественники|путешественник]].
+
-
== Происхождение ==
+
-
 
+
-
Происхождение и личность Элдада hа-Дани остаются загадочными. Он утверждал, что принадлежит к [[Колена Исчезнувшие|колену исчезнувшему]] [[Дан]] (отсюда и его прозвище Элдад hа-Дани, то есть данит).
+
-
 
+
-
Вопрос о происхождении самого Элдада hа-Дани до настоящего времени является причиной научных споров, основанных преимущественно на построениях спекулятивного характера.
+
-
 
+
-
Элдад hа-Дани использует иврит (а не арамейский язык) и hалахот, не нашедшие отражения в Талмуде. Это означает, что он не мог принадлежать к еврейским общинам Вавилонии, Эрец-Исраэль, Северной Африки или Испании.
+
-
 
+
-
Высказывались предположения о том, что он эфиопский еврей или еврей из прикаспийских регионов иудейской Хазарии.
+
-
 
+
-
Наиболее аргументирована гипотеза (основанная на анализе особенностей его иврита) о принадлежности Элдада hа-Дани к [[Йеменские Евреи|йеменским евреям]], проживавшим в северном районе Наджран (см. [[Йемен]]).
+
-
== Рассказы путешественника ==
+
-
 
+
-
Его рассказы о судьбах исчезнувших десяти [[Колена Израилевы|колен Израилевых]] приобрели значительную популярность; они сохранились в шести версиях, наиболее полные из которых были записаны с его слов другими людьми.
+
-
 
+
-
Около 880 г. Элдад hа-Дани прибыл в [[Кайруан]] в Тунисе, а в 883 г. написал послание в общины [[Испания|Испании]] и затем отправился туда.
+
-
 
+
-
В ответе Цемаха бен Хаима, [[Гаон|гаона]] Сурской иешивы (см. [[Сура]]) в 889–898 гг., на запрос кайруанской общины следует, что до своего путешествия в Северную Африку Элдад hа-Дани побывал в [[Вавилония|Вавилонии]].
+
-
 
+
-
По утверждению караимского ученого 12 в. Иеhуды бен Элияhу Хадасси (см. [[Караимы]]), Элдад hа-Дани совершил два путешествия, первое — в Египет, второе — в Магриб. По рассказам самого Элдада hа-Дани в начале путешествия его корабль затонул, а он и его товарищ попали в плен к племени людоедов.
+
-
 
+
-
Его товарищ погиб, Элдад hа-Дани был захвачен племенем «огнепоклонников», затем выкуплен неким евреем-торговцем из колена [[Иссахар|Иссахара]].
+
-
 
+
-
Основная часть повествования Элдада hа-Дани посвящена коленам Израилевым, среди которых он якобы жил. По его утверждению, даниты вместе с коленами [[Нафтали]], [[Гад]] и [[Ашер]] создали свое государство в восточной Африке около Ям-Суф (см. [[Красное Море|Красное море]]), окруженное страной Куш ([[Эфиопия|Эфиопией]]).
+
-
 
+
-
Их земля называлась Хавила — «страна золота» (ср. Быт. 2:11); ею управлял царь Аддиэль (Уззиэль). Колена Израилевы разделяли между собой обязанности по изучению Торы и ведению войн (исключительно оборонительного характера).
+
-
 
+
-
Наибольшей храбростью в войнах отличались потомки [[Самсон|Самсона]] и Длилы. У колен был судья по имени Авдон и законы, в том числе четыре закона о [[Смертная Казнь|смертной казни]].
+
-
 
+
-
Жители страны говорили исключительно на священном языке (иврите). Их галахическая (см. [[Галаха]]) традиция напрямую восходила к [[Моисей|Моисею]] и [[Иеhошуа Бин Нун|Иеhошуа бин Нуну]].
+
-
 
+
-
Элдад hа-Дани также упоминает, что поблизости жили «сыны Моисея» (бней Моше), отделенные рекой [[Самбатион]]. Так как в будни река течет бурным потоком и ее невозможно переплыть, а в субботу, когда она останавливает воды, переход ее был бы нарушением Закона, они могли общаться друг с другом, лишь находясь на разных берегах.
+
-
 
+
-
Колено Иссахара, согласно сведениям Элдада hа-Дани, — независимое кочевое скотоводческое племя. Сыны Иссахара изучали Тору, у них был свой судья Нахшон, который мог выносить решения даже о смертной казни. Они пользовались не только священным языком, но и языками Параса (персидский) и Мидии (тюркский).
+
-
 
+
-
К югу от колена Иссахара, «за горами Парана», в шатрах располагалось колено [[Звулун|Звулуна]]; колено [[Эфраим|Эфраима]] и половина колена [[Менашше]] находились в «горах Нагед» в «стране Мака».
+
-
 
+
-
Храброе и воинственное колено [[Шимон|Шимона]] и вторая половина колена Менашше пребывали в земле хазар (см. [[Хазария]]) и собирали дань с 25 царств, в том числе и мусульманских.
+
-
 
+
-
Во время пребывания Элдада hа-Дани в Кайруане местные евреи записали с его слов и отослали гаону Цемаху подробное описание хилхот шхита (см. [[Убой Ритуальный|Убой ритуальный]]) и [[Трефа|трефа]].
+
-
 
+
-
Источники этих оригинальных законов неизвестны. Часть из них близки к караимским нормам (см. [[Караимы]]), однако многие обнаруживают очевидное знакомство с элементами талмудического права, а также некоторое мусульманское влияние.
+
-
== Отношение современников ==
+
-
 
+
-
Несмотря на то, что практически все hалахот Элдада hа-Дани не были приняты средневековыми раввинистическими авторитетами, многие цитировали их с большим уважением ([[Раши]], [[Ашер Бен Иехиэль|Ашер бен Иехиэль]], тосафисты /см. [[Тосафот]]/), да и сам гаон рабби Цемах в своем ответном послании (см. выше) не отрицал возможности существования различных версий hалахот.
+
-
 
+
-
На Элдада hа-Дани ссылались [[Ибн Шапрут Хисдай|Хисдай Ибн Шапрут]] в послании к хазарскому царю, рабби Иеhуда Ибн Курайш (9 в.), рабби Авраhам бен Моше бен Маймон (1186–1237, сын [[Маймонид|Маймонида]]) и др.
+
-
 
+
-
Однако [[Ибн Эзра Авраhам|Авраhам Ибн Эзра]] и рабби [[Меир Бен Барух Из Ротенбурга|Меир бен Барух из Ротенбурга]] считали Элдада hа-Дани лжецом.
+
-
== Реальность рассказов ==
+
-
 
+
-
Несмотря на явно аггадический характер рассказов Элдада hа-Дани и богатую фантазию автора, они были, по-видимому, основаны на вполне реальных исторических прецедентах независимого существования еврейских государств в период средневековья, в числе которых, видимо, были Хазария, фалашские княжества (см. [[Эфиопские Евреи|Эфиопские евреи]]) и последнее Химьяритское государство [[Зу Нувас Юсуф Асар Ясар|Ю. Зу Нуваса]] (начало 6 в., см. также [[Химьяр]]).
+
-
== Целенаправленность повествований ==
+
-
 
+
-
Целью Элдада hа-Дани, очевидно, было поднять дух евреев, живших в диаспоре под властью правителей-иноверцев, рассказами о свободной и независимой жизни десяти колен Израилевых и пробудить в них мессианские надежды.
+
-
 
+
-
Его рассказы должны были опровергнуть утверждения христианских теологов о невозможности еврейской независимости после разрушения Второго [[Храм|храма]].
+
-
== Издание  рассказов ==
+
-
 
+
-
Впервые рассказы Элдада hа-Дани были опубликованы в Мантуе в 1480 г., а затем издавались несколько раз по различным рукописям, значительно отличающимся друг от друга.
+
-
 
+
-
Наиболее полное критическое издание текстов рассказов Элдада hа-Дани было осуществлено в Пресбурге (ныне Братислава) в 1891 г. рабби А. Эпштейном (1841–1918).
+
-
 
+
-
== Переводы повествований ==
+
-
Повествование Элдада hа-Дани переводилось на многие языки, в том числе на идиш (Фюрст, 1769; Вильно, 1849) и русский (в книге П. Марголина «Три еврейских путешественника IX–XII столетий», СПб., 1881).
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|15052|ЭЛДАД hа-ДАНИ}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:История евреев в средневековье]]
+
-
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
+

Текущая версия на 01:46, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Элдад hа-Дани
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация