м |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 4
| + | #redirect [[:ej:Сутин, Хаим Соломонович]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ = 1
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }} {{Художник
| + | |
- | |фон =
| + | |
- | |имя = Хаим Сутин
| + | |
- | |имя при рождении = Хаим Соломонович Сутин
| + | |
- | |портрет = Sutin.jpg
| + | |
- | |ширина = 150px
| + | |
- | |заголовок = Хаим Сутин
| + | |
- | |дата рождения = 13.01.1893
| + | |
- | |место рождения = [[Смиловичи]], [[Беларусь]]
| + | |
- | |дата смерти = 09.08.1943
| + | |
- | |место смерти = [[Париж]], [[Франция]]
| + | |
- | |гражданство =
| + | |
- | |национальность = [[Евреи|еврей]]
| + | |
- | |жанр = [[Живопись]]
| + | |
- | |учёба = Школа изящных искусств ([[Вильно]]), Академия изящных искусств ([[Париж]])
| + | |
- | |стиль = экспрессионизм
| + | |
- | |работы =
| + | |
- | |покровители =
| + | |
- | |влияние =
| + | |
- | |влияние на =
| + | |
- | |награды =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Ха́им Сути́н''' (Хаим Соломонович Сутин, {{lang-fr|Chaim Soutine}}, [[13 января]] [[1893]], [[Смиловичи]] [[Минская губерния|Минской губернии]] — [[9 августа]] [[1943]], [[Париж]], [[Франция]]) — французский [[художник]] еврейского происхождения.
| + | |
- | | + | |
- | == Краткая биография ==
| + | |
- | * '''13.01.1893''' — Хаим Сутин родился в [[Смиловичи|Смиловичах]] [[Минская губерния|Минской губернии]], в бедной [[еврей]]ской семье, и был десятым из одинадцати детей.
| + | |
- | * '''1907''' — чтобы освободиться от влияния семьи (родители не разделяли точку зрения сына относительно будущей карьеры художника) и не изменить своему призванию, Хаим убегает из дома в [[Минск]]. Там он посещает лекции рисунка у Крегера — художника, известного только в узких кругах.
| + | |
- | * '''1910''' — Сутин и его друг Михаил [[Кикоин, Михаил|Кикоин]] едут в [[Вильно]], где записываются в Школу изящных искусств. Будущие художники мечтают увидеть Париж.
| + | |
- | * '''Июнь 1913''' — Сутин приезжает в Париж, где записывается в ателье Кормона в академии изящных искусств. Однако Сутин очень быстро меняет слишком «академическую» Академию на посещения Лувра, который становится его настоящим университетом.
| + | |
- | * '''1918''' — переезжает на юг Франции (Ванс, Кан-сюр-Мер и Сере), где остается почти на семь лет. Его впечатляет красота местных пейзажей; три года работает в бешеном темпе.
| + | |
- | * '''1922''' — привозит в Париж около двухсот написанных работ. Американский коллекционер Альберт Барнс покупает у художника около пятидесяти произведений. В следующем году торговец произведениями искусства Леопольд Зборовски продает много полотен Сутина. Через 10 лет после прибытия в Париж он выбирается из нищеты и тратит все, что зарабатывает.
| + | |
- | * '''1925''' — после лет, проведенных на юге Франции, Сутин возвращается в Париж, где въезжает в просторное ателье на улице Мон Сен-Готар, недалеко от площади Данфер-Рошро. Именно здесь он выполнит серию бычьих туш и многочисленные натюрморты с рыбой и птицей.
| + | |
- | * '''1927''' — первая персональная выставка Сутина в одной из парижских галерей; знакомится с Марселеном и Мадлен Кастен, которые вслед за Зборовски возьмут опеку над художником
| + | |
- | * '''1929''' — знакомится с историком искусств Эли Фором, который напишет первую монографию, посвященную его творчеству.
| + | |
- | * '''1935''' — произведения художника впервые выставляются в [[США]] в рамках коллективной экспозиции в [[Чикаго]].
| + | |
- | * '''1937''' — выставка 12 картин художника в Государственном музее Пти Пале в Париже в рамках коллективной выставки «Мастера независимого искусства 1895—1937». Знакомится с Гердой Грот, немкой, которая скрывается от нацистского режима; она будет его подругой три года.
| + | |
- | * '''1939''' — Сутин уезжает в Йонн.
| + | |
- | * '''1941''' — после неудачных попыток получить право на въезд в США укрывается в Шампиньи.
| + | |
- | * '''[[9 августа]] [[1943]]''' — Хаим Сутин умирает в Париже.
| + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | Родился в бедной еврейской многодетной семье, отец был портным (по другим сведениям, [[синагога]]льным служкой. Тяга к рисованию, проявившаяся у Сутина очень рано, в семье не одобрялась. В 14 лет Сутин оставил дом и отправился в Минск, где работал ретушером у фотографа и посещал рисовальный класс Х. Крюгера. В 1910 г. он перебрался в Вильну (см. Вильнюс) и поступил в Школу изящных искусств.
| + | |
- | | + | |
- | В 1913 г. (по некоторым источникам — в 1912 г.) Сутин отправился в Париж. Перед тем, как переехать на Сите Фальгьер в пятнадцатом округе [[Париж]]а, Сутин живет и работает в «Ла Рюш», «[[Улей (сквот)|Улье]]», международном общежитии бедных художников на левом берегу Сены, которое было создано в [[1902]] скульптором [[Буше, Альфред|Альфредом Буше]]. Там он попал в круг молодых художников из разных стран (М. [[Шагал]], Ф. Леже, Р. Делоне, О. Цадкин, А. Архипенко и другие), составивших впоследствии так называемую парижскую школу. Сутин поступил в Школу изящных искусств, в класс Кормона. Высочайшая художественная культура Парижа первой половины века повлияла на творчество Сутина. Здесь он изучает признанные произведения классиков живописи, греческую и египетскую скульптуру, картины [[Гойя, Франсиско|Гойи]], [[Эль Греко]], [[Тинторетто]], [[Фуке, Жан|Жана Фуке]], [[Рембрандт]]а, [[Коро]] и [[Шарден, Жан Батист Сименон|Шардена]]. Из современников Сутин больше всего ценит [[Курбе]] и [[Сезанн]]а. Сутин интересовался музыкой и литературой. Среди его любимых авторов были [[Монтень]], [[Расин]], [[Сенека]], [[Достоевский]], [[Пушкин, Александр Сергеевич|Пушкин]], [[Бальзак]] и [[Рембо, Артюр|Рембо]], среди композиторов — [[Бах, Иоганн Себастьян|Бах]] и [[Моцарт]].
| + | |
- | | + | |
- | В 1914 г. Сутин познакомился с А. [[Модильяни]], с которым его связывали сложные отношения дружбы-вражды. В 1918 г. Сутин жил вместе с Модильяни на юге Франции, а потом на протяжении ряда лет часто бывал там. Все эти годы Сутин страдал от нищеты, перелом произошел только в 1922 г., когда американский коллекционер А. Барнс (1872–1951) приобрел 15 полотен Сутина, чем привлек внимание к его творчеству. В 1927 г. в Париже состоялась первая персональная выставка Сутина. За ней последовали другие — в Париже (1930), Чикаго (1935), Вашингтоне (1943) и другие. Сутин приобрел мировую известность, его материальное положение улучшилось, однако художник был подвержен тяжелым депрессиям, его физическое здоровье также было расстроено. Несмотря на это, Сутин неистово работал.
| + | |
- | | + | |
- | Во время немецкой оккупации Парижа Сутин скрывался, переезжал с места на место, затем друзья устроили его в Шампиньи, близ Шинона; там художник не прекращал работать. В 1943 г. Сутин тяжело заболел, его привезли в Париж, положили в больницу, где он и умер.
| + | |
- | | + | |
- | == Портреты Сутина ==
| + | |
- | <gallery>
| + | |
- | image:Amadeo Modigliani 036.jpg|[[Амедео Модильяни]]. Портрет Хаима Сутина
| + | |
- | image:Amadeo Modigliani 037.jpg|[[Амедео Модильяни]]. Портрет Хаима Сутина. 1917.
| + | |
- | </gallery>
| + | |
- | | + | |
- | == Творчество ==
| + | |
- | Сутин был одним из создателей французского экспрессионизма. Как художник он сложился очень рано. В композиции ранних парижских работ, особенно в натюрмортах, чувствуется влияние П. Сезанна («Натюрморт с трубкой», 1914–15, Труа, коллекция П. Леви; «Натюрморт с лимоном», 1916, Нью-Йорк, коллекция И. Левик). | + | |
- | | + | |
- | К началу 1920-х гг. стиль Сутина окончательно определился, и это проявилось в первую очередь в пейзажах юга Франции: извивающиеся пастозные мазки его живописи создают разорванную форму; появляется вздыбленная композиция с высоким, как правило, горизонтом и крупным, приближенным к первому плану изображением («Пейзаж Сере», 1920–21, Гарвардский университет, Фогг-Арт Музей; «Пейзаж с кипарисами», 1922–23, [[Нью-Йорк]], коллекция А. А. Лист).
| + | |
- | | + | |
- | С этого времени и на протяжении всей жизни экспрессионистское начало в творчестве Сутина, присущее ему с самых ранних работ и особенно проявлявшееся в экспрессивности цвета, только усиливалось: он шел от неистовой живописи к еще более неистовой. При этом Сутин никогда не отказывался от натуры: все свои сюжеты он находил в окружающей жизни, трансформируя обыденное в трагедию, в апокалипсические видения, созданные только живописными средствами — мучительным противоречием цвета, яростным движением кисти («Гладиолусы», 1921–22, Нью-Йорк, коллекция Р. Колина; «Слуга», 1928, [[Вашингтон]], Национальная галерея искусства; «Маленькая городская площадь», 1930, Чикаго, Институт искусств). Трагическое восприятие жизни уходит корнями в воспоминания о детстве, о еврейской среде, от которой Сутин всю жизнь отказывался, преодолевая в себе ее влияние, но не смог его преодолеть.
| + | |
- | | + | |
- | Помимо пейзажа, излюбленными жанрами Сутина были портрет и натюрморт. В портрете Сутин находился под некоторым влиянием [[Модильяни]]: их работы близки композиционно — как и Модильяни, Сутин предпочитает поколенное или погрудное изображение анфас, приближенное к первому плану и несколько уплощенное, с минимальным количеством деталей. Портреты Сутина отличаются контрастным цветом и контрастом между резкой, экзальтированной живописью и незначительностью или уродством лиц портретируемых.
| + | |
- | | + | |
- | К натюрмортам Сутина больше всего подходит именно французское определение этого жанра — «мертвая природа»; в большинстве из них присутствует смерть в ее жестоком, неприглядном виде («Мясная туша», 1925, Нью-Йорк, Галерея искусств Олбрайт-Нокс; «Заяц на зеленой ставне», 1924–25, Труа, коллекция П. Леви; «Висящий индюк», 1926, Нью-Йорк, коллекция Р. Цейслера). Композиционно натюрморты организованы гораздо более строго, чем пейзажи, подчиняясь, в основном, вертикально-горизонтальному, а не диагональному ритму.
| + | |
- | | + | |
- | Наибольшие изменения в творчестве Сутина претерпел колорит: в 1920-х гг. это хаотическое переплетение зеленого, желтого, красного, коричневого, фиолетового, затем пятна укрупняются, доминантным становится кроваво-красный, с которым контрастирует яркий синий, иногда фиолетовый; в конце 1930-х гг. ведущим становится зеленый, в который вкраплены все остальные цвета палитры, напряженные до предела и оттеняемые резкими ударами белил («Зеленые деревья», 1936, частная коллекция; «Большое дерево», 1942, частная коллекция).
| + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * [http://www.lechaim.ru/ARHIV/116/anis.htm ''Григорий Анисимов''. «Жил-был художник Хаим Сутин».]
| + | |
- | * [http://mjcc.ru/Galereia_MEOC/Sytin_Haim/index.html ''Юлия Королькова''. «Сутин Хаим».]
| + | |
- | * [http://www.utro.ru/articles/2005/12/23/507060.shtml ''Анна Линдберг''. «Выставка нищих».]
| + | |
- | * [http://www.smilovichi.info/node/49 Проект "Пространство Хаима Сутина - L'Espace de Soutine".]
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * ''Зингерман Б.И.'' Парижская школа. — М.: Союзтеатр, 1993. — 384 с.
| + | |
- | * ''Линдберг А.'' Выставка нищих // Утро. — 2005. — 23 дек.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Евреи в Европе]]
| + | |
- | [[Категория:Еврейские художники]]
| + | |