Ад
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{IsFromWiki}}:''Неоднозначность: См. также Геенна'' {{otheruses|Ад (значения)}} [[Файл:Folio 108r - Hell.jpg|thumb|30…»)
Следующая правка →
Версия 09:47, 27 января 2010
Этот предварительный набросок статьи взят из Википедии. В Ежевике его еще никто не редактировал.
Оцените эту статью. Если она предварительно подходит для Ежевики в своем нынешнем виде, снимите с нее данный Шаблон {{IsFromWiki}}. Иначе замените его, соответственно, на {{Шаблон:.Сузить тему}}, или {{Шаблон:.Разделить}}, или {{Шаблон:.Искажающая}}, или {{Шаблон:.Неадекватная}}. Эти действия можно сделать с помощью кнопок-подсказок внизу под окном редактирования. |
- Неоднозначность: См. также Геенна
Ад — посмертное состояние души, впоследствии — место для наказания грешников (традиция христианства, зороастризма и ислама). Противопоставляется раю.
Слово «Ад» происходит от др.-греч. Ἅδης — Гадес, слово, используемое в Септуагинте для передачи еврейского слова שאול, Шеол и усвоенное Новым Заветом.
Содержание |
См. также:
- Геенна (ивр. גיהינום) — в иудаизме
- Джанма — в езидизме
- Джаханнам — в исламе
- Зындон — в осетинских мифах
- Нарака — в буддизме
- Пекло — в славянской мифологии
- Тартар — в древнегреческой мифологии
- Преисподняя — в христианстве
- Вечная смерть — в христианстве
- Хельхейм — в германо-скандинавской мифологии
- Шибальба — у майя
- Инферно — во многих европейских языках (синоним ада)
- Эреб — в греческой мифологии
Ад в мифологиях
В античной мифологии
см. Тартар, Аид, Стикс, Харон,
В германо-скандинавской мифологии
см. Хельхейм, Гйоль
Ад в религиях
Христианстве
Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование.
Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. |
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть по возможности подкреплена ссылками, это увеличивает авторитетность материалов Ежевики.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. |
Согласно православному вероучению, после грехопадения прародителей в ад попадали души всех умерших, в том числе ветхозаветных праведников. Души праведного Симеона Богоприимца и обезглавленного царём Иродом Иоанна Крестителя проповедовали в аду скорое и всеобщее избавление. После своих страданий и смерти на кресте, Христос своей душой спустился в самые отдалённые глубины ада, разрушил ад и вывел из него души всех праведников в Царство Божие (рай), а также и те души грешников, которые приняли проповедь о пришедшем спасении. И теперь, души умерших святых (благочестивых христиан) попадают в рай. Но часто своими грехами живущие люди, не осознавая этого, отталкивают от себя Бога — сами (ещё живя на земле) создают в душе своей сущий ад [1], а после смерти, души уже не имеют возможности переменить своего состояния, которое будет и дальше прогрессировать в вечности. Посмертная и окончательная судьба душ умерших нехристиан неизвестна ныне живущим — она полностью зависит от воли Бога, если Он посчитает, что умерший жил по совести, и что его душа готова славить Христа, то она может быть принята в райские обители. Спаситель подчёркивает, что определяющим критерием для Него будет наличие (у «агнцев») дел милосердия (помощь нуждающимся, к которым Он и Себя причисляет), — либо отсутствие этих дел (у «козлищ») (Мф.25:31-46). (Вообще-то не Бог определяет для человека наказание или вознаграждение, а сам человек, когда он увидит истинное состояние дел (которое не имел возможности видеть до смерти), перед лицом Истины, в том числе присутствие добродетели в примере «агнцев» или отсутствие у «козлищ») Окончательное решение Бог вынесет на Страшном Суде, после которого в аду будут мучиться не только души грешников, но и их воскресшие материальные тела. Христос указывал, что наибольшие мучения в аду постигнут тех, кто знал Его заповеди, но не исполнял их, и тех, кто не прощал обиды на своих ближних. Самым тяжёлым мучением в аду будет именно моральное, голос совести, некое противоестественное состояние, когда греховная душа не может вынести присутствие Бога, но и без Бога ей совсем невыносимо.
В аду также будут мучиться и демоны (падшие ангелы), которые после Страшного Суда ещё более будут связаны: «И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф.8:29); «И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну» (Лк.8:31).
Католицизм и православие утверждают, что для того, чтобы после смерти душа попала не в ад, а в рай, нужно быть крещёным (Ин.3:5), придерживаться богооткровенного вероучения, причащаться Тела и Крови Христовых, соблюдать духовную чистоту и совершать дела милосердия и много молить Бога о вечном спасении своей души, живя на земле.
Протестантизм утверждает, что для того, чтобы душа человека попала в рай, а не в ад, нужно верить в Иисуса Христа Спасителя, который был распят и умер за грехи человечества, но победив смерть и ад воскрес на третий день. Протестантские верующие основывают свою веру на местах из Писания, где утверждается, что человек спасается не делами, а верой. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ев. Иоанна 3:16) «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.» (Ефесянам 2:8-9). «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Римлянам 10:9). Делами человек подтверждает свою веру «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.», а также собирает себе награду на Небесах «ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.» (Ев. Матфея 16:27), "каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. (1 Коринфянам 3:13-15).
В неопротестантизме (баптизм, методизм, пятидесятничество, и др.) крещение не играет главной роли в спасении. В классическом протестантизме (лютеранство, кальвинизм, англиканство и др.) имеет место тезис о необходимости крещения младенцев для того, чтобы те попали в рай после смерти.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Потому Он (Бог) и уготовал геенну (ад, как место пребывания для грешников), что Он — благ».[1] В раю, перед лицом любящего Бога, миллиардов праведников и ангелов, грешнику будет настолько стыдно и тяжело, что он сам побежит в ад — место, где Бог более-менее скрывает своё присутствие. Согласно некоторым христианским апологетам, ад — есть зло, но Бог не может творить зло, однако при Своём творении (добра), оставляет возможность сотворённым Им разумным существам (ангелам и людям) самим «творить» как добро, так и зло. Зло, согласно их концепции, — всего лишь, либо извращённое добро, либо — отсутствие добра, то есть, — небытие, которое никогда не может быть полным и окончательным. Несмотря на то, что ад называется царством дьявола и ангелов его, вездесущий и всемогущий Бог непостижимо присутствует и в аду и промыслительно управляет им.
Буддизм
В буддизме ады — место пребывания для существ, практикующих злобу и ненависть. Существует восемь уровней адов (на каждом уровне в центре горячий ад, по периметру холодный), но есть ещё и дополнительные ады. Пребывание в аду длительно, но не бесконечно, после того, как последствия негативной кармы исчерпаются, существо умирает и снова рождается в более высоких мирах.
Мормонизм
В откровениях Церкви Иисуса Христа Святых последних дней слово ад употребляется в двух значениях.
Во-первых, так называют духовную темницу — место в послеземном духовном мире, уготованное для тех, «кто умерли во грехах своих, без знания истины, или в согрешении, отвергнув Пророков» (Учение и Заветы 138:32). Это временное состояние, пребывая в котором духам будет дана возможность изучать Евангелие, покаяться и принять таинства спасения, совершаемые за них в храмах (Учение и Заветы 138:30-35).
Во-вторых, словом ад называют тьму внешнюю — место, где будут обитать сатана, его ангелы и сыны погибели (Учение и Заветы 29:36-38, 76:28-33).
Ад в Библии
О загробном мире в Писании открывается немного. Известно лишь, что рай — место пребывания Бога и искупленных Кровью Христа (Лк.23:43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю), «лоно Авраамово» — обитель еврейских праведников до воскресения из мёртвых, а ад — место, отведённое грешникам. Христос слегка приоткрывает нам эту тайну (это единственное место в Библии подробно описывающее преисподнюю):
Лк.16:19-31 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Степень мучений в аде адекватна вине грешника: Лк.12:47-48 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.
После Страшного Суда ад прекратит своё существование. Вечная участь дьяволиан — озеро огненное: Откр.20:10-15 А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. И увидел я великий белый престол и Сидящего на нём, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нём, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.
Изначально озеро огненное предназначалось для дьявола и бесов: Мф.25:41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Не все люди могут назваться Божьими детьми: 1Ин.3:10 Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.
Природа мучений в озере огненном не является насилием: Евр.12:29 Бог наш есть огнь поядающий. О Господе сказано: Пс.138:8 Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю-и там Ты. Мучение грешников — это мучение тьмы в присутствие Света. Так бесы корчились в муках от одного присутствия Иисуса Христа: Лк.8:28 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Для дьяволиан Царство вечной любви нестерпимо само по себе: 2Кор.2:16 для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь.
Ветхозаветние представления. Шеол.
До прихода Христа концепция небесного рая у евреев отсутствовала. В ветхозаветные времена под словом «Шеол», подразумевалась преисподняя, где все без исключения души ожидают воскресения из мёртвых. Хотя имелось представление о разделении «Шеола», место праведников называлось «лоно Авраамово», место для нечестивых называлось «Аваддон» (он же ангел бездны — Откр.9:11): Иов.26:6 Преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону. Пр.15:11 Преисподняя и Аваддон [открыты] пред Господом. Пр.27:20 Преисподняя и Аваддон — ненасытимы. Христос не опровергает это представление, но дополняет представления евреев о загробном мире рассказом о богаче и Лазаре (Лк.16:19-31). Судя из этого рассказа ад («Аваддон») и «лоно Авраамово» находились недалеко друг от друга, так что мёртвым можно было переговариваться друг с другом. Умерший Христос, прежде Своего воскресения сходил в преисподнюю: Еф.4:9 А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? 1Пет.3:19 Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал. 1Пет.4:6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом. Фил.2:10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних.2
Ад в литературе
Концепция Ада в «Божественной комедии»
В «Божественной комедии» Данте Алигьери ад представляет собой девять кругов, чем ниже круг, тем серьёзней грехи, совершённые человеком при жизни. Кроме чёткой структуры, в общем концепция отражает существовавшие в средневековье католические представления об аде.
Перед входом — жалкие души, не творившие при жизни ни добра, ни зла, в том числе «ангелов дурная стая», которые были и не с дьяволом, и не с Богом.
- I круг (Лимб) — некрещёные младенцы[2] и добродетельные нехристиане.
- II круг — сладострастники (блудники и прелюбодеи).
- III круг — чревоугодники, обжоры и гурманы.
- IV круг — Скупцы и расточители.
- V круг (Стигийское болото) — Гневные и ленивые.
- VI круг — еретики и лжеучители.
- VII круг:
- I пояс — насильники над ближним и над его достоянием (тираны и разбойники).
- II пояс — насильники над собою (самоубийцы) и над своим достоянием (игроки и моты).
- III пояс — насильники над божеством (богохульники), против естества (содомиты) и искусства.
- VIII круг. Обманувшие недоверившихся. Состоит из десяти рвов (Злопазухи, или Злые Щели).
- I ров. Сводники и обольстители.
- II ров. Льстецы.
- III ров. Святокупцы, высокопоставленные духовные лица, торговавшие церковными должностями.
- IV ров. Прорицатели, гадатели, звездочёты, колдуньи.
- V ров. Мздоимцы, взяточники.
- VI ров. Лицемеры.
- VII ров. Воры.
- VIII ров. Лукавые советчики.
- IX ров. Зачинщики раздора.
- X ров. Алхимики, лжесвидетели, фальшивомонетчики.
- IX круг — обманувшие доверившихся.
- Пояс Каина. Предатели родных.
- Пояс Антенора. Предатели Родины и единомышленников.
- Пояс Толомея. Предатели друзей и сотрапезников.
- Пояс Джудекка. Предатели благодетелей, величества божеского и человеческого.
- Сам Сатана.
Выстраивая модель Ада, Данте следует за Аристотелем, который относит к 1-му разряду грехи невоздержанности, ко 2-му — грехи насилия, к 3-му — грехи обмана. У Данте 2—5-е круги для невоздержанных, 7-й круг для насильников, 8—9-е — для обманщиков (8-й — просто для обманщиков, 9-й — для предателей). Таким образом, чем грех материальнее, тем он простительнее.
«Роза Мира» Даниила Андреева
В космологической картине Даниила Андреева, изложенной в его книге «Роза Мира», под «адом» понимается Гашшарва — двумерный мир, где обитают демоны. Там же обитают некоторые люди, возжелавшие стать носителями темных миссий. Там они не страдают. Потому с традиционными христианскими представлениями об аде больше согласуются описания Андреевым «миров возмездия» Также в «Розе Мира» упоминается «лунный ад», восстанавлемый лунной демоницей Воглеа.
Примечания
- ↑ Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. XI. Кн. 2. СПб. М. 1905. С 905
- ↑ Лишь 19 января 2007 года Ватикан отказался от этой идеи в докладе Международной теологической комиссии (Vatican commission: Limbo reflects 'restrictive view of salvation')
Ссылки
Ад на Викискладе? |
- Ад в энциклопедии Мифы народов мира
- Гашшарва в энциклопедии миров Даниила Андреева
- Действительно ли ад реален и вечен?
- Избранные отрывки про Ад, Чистилище и Рай из еврейских источников
- Л. Н. Толстой. Разрушение ада и восстановление его
- Взгляни и мимо
- Ад в православной картине мира. Богослов.Ru.
als:Hölle ar:جحيم az:Cəhənnəm bg:Ад br:Ifern bs:Pakao ca:Infern cs:Peklo da:Helvedeel:Κόλασηeo:Inferoet:Põrgu eu:Infernu fa:جهنم fi:Helvettifur:Infier gl:Infernohr:Pakao hu:Pokol id:Neraka is:Helvítija:地獄 (キリスト教) ka:ჯოჯოხეთი ko:지옥 la:Infernus lt:Pragaras ml:നരകം ms:Neraka new:नर्क nl:Hel (geloofsconcept) nn:Helvete no:Helvete (religion) nrm:Enfé pl:Piekło pt:Inferno qu:Ukhu pacha ro:Iad (religie) sco:Hell sd:دوزخ sh:Pakaosk:Peklo sl:Pekel sq:Ferri sr:Пакао sv:Helvete ta:நரகம் te:నరకం th:นรก tl:Impiyerno tr:Cehennemvi:Địa ngục zh:地獄Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.