|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Росси, Саломоне Деи]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | {{Персона
| + | |
- | |имя = Саломоне деи Росси
| + | |
- | |оригинал имени = Salamone Rossi, {{lang-he|סלומונה רוסי или שלמה מן האדומים}}
| + | |
- | |портрет =
| + | |
- | |размер =
| + | |
- | |описание =
| + | |
- | |имя при рождении =
| + | |
- | |род деятельности = Композитор и скрипач
| + | |
- | |дата рождения = 1570
| + | |
- | |место рождения = Мантуя, Италия
| + | |
- | |гражданство =
| + | |
- | |подданство = Мантуанское герцогство
| + | |
- | |дата смерти = 1630
| + | |
- | |место смерти = Мантуя (?)
| + | |
- | |отец =
| + | |
- | |мать =
| + | |
- | |супруг =
| + | |
- | |супруга =
| + | |
- | |дети =
| + | |
- | |награды и премии =
| + | |
- | |сайт =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | [[File:Salamone Rossi madrigaletti.jpg|thumb|250px|Титульный лист "Мадригалетти" Саломоне деи Росси, Венеция, 1628]] | + | |
- | '''Росси, Саломоне деи''' (Rossi, Salomone dei; также Саламон де Росси; на [[иврит]]е <big>סלומונה רוסי</big> или <big>שלמה מן האדומים</big> (Шломо мин hа-Адумим)) по прозвищу л’Эбрео (`еврей`); 1570?, Мантуя, – 1630?, там же?), скрипач и композитор эпохи Возрождения и раннего барокко в [[Италия|Италии]].
| + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | Предположение, что Росси — сын [[Росси, Азария|Азарии бен Моше деи Росси]], спорно, но оба принадлежали к одной семье. Сведения о личной жизни Росси скудны.
| + | |
- | | + | |
- | Всю жизнь он провел в [[Мантуя|Мантуе]] и был близок ко двору герцога Винченцо I Гонзага.
| + | |
- | Имя Росси как исполнителя на виоле да гамба встречается на платежных ведомостях до 1622 г., прижизненные издания его композиций охватывают период 1589–1628 гг.
| + | |
- | | + | |
- | Вероятно, он умер либо при вторжении австрийских войск, которые разрушили гетто в Мантуе, или во время последовавшей за этим чумы.
| + | |
- | | + | |
- | == Росси как музыкант-исполнитель ==
| + | |
- | Он начал играть на скрипке при дворе герцога в 1587 году. Работал концертмейстером с 1587 по 1628 год. Сохранилась композиция, написанная в 1589 г. или раньше, посвященная герцогу. Он был освобожден от ношения [[Отличительный Знак|отличительного знака]],<ref name=gmotv>{{книга |автор = Boris Schwarz|часть = |заглавие = Великие мастера скрипки|оригинал = Great Masters of the Violin|ссылка = |ответственный = |издание = |место = New York|издательство = Simon and Schuster|год = 1983|том = |pages = 35-36|allpages = |серия = |isbn = 0-671-22598-7|тираж = }}</ref> однако никогда не числился официально придворным музыкантом.
| + | |
- | | + | |
- | Возглавляемый им оркестр (существовавший, вероятно, при еврейском театре Мантуи) завоевал популярность и получал приглашения на гастроли от правителей других итальянских государств.
| + | |
- | | + | |
- | == Росси как композитор ==
| + | |
- | После разгрома и разграбления Мантуи австрийцами (1628–30) многие евреи-музыканты города переселились в [[Гетто|гетто]] города [[Венеция]]. Там существовала еврейская музыкальная академия, хором которой руководил друг Росси — [[Модена, Леоне|Л. Модена]], популяризировавший его композиции. Но неизвестно, был ли членом музыкальной академии сам Росси.
| + | |
- | | + | |
- | В творчестве Росси отражены как традиции вокальной полифонии (мадригалы, канцонетты), так и новые тенденции инструментальной музыки 17 в. Многие его произведения многократно переиздавались и продолжают издаваться.
| + | |
- | | + | |
- | Его первой опубликованной работой (выпущена в 1589 году) был сборник из 19 ''канцонет'' - коротких танцевальных композиций на три голоса с веселым текстом на темы любовной лирики. Росси также использовал в своих композициях более серьезные ''мадригалы'', сочетая стихи, написанные величайшими поэтами того времени (например, Гварини, Марино, Ринальди и Целиано) со своими мелодиями.
| + | |
- | | + | |
- | На протяжении 1600–1622 гг. вышли шесть сборников канцонетт и мадригалов. В 1600 году в первых двух из пяти своих книг мадригалов, Росси опубликован самые ранние ''мадригалы-континуо'' - новую форму, которая частично определила начало эпохи барокко в музыке; именно эти композиции включали ''табулатуры'' для ''читтароне'' (разновидности лютни).<ref>Haar, et al.</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Выходили также сборники его «симфоний», «сонат» (в старом смысле этих терминов) и произведений других жанров. Росси опубликовал 150 секулярных творений на итальянском языке, в том числе:
| + | |
- | | + | |
- | '''Canzonette a 3, Libro primo'''
| + | |
- | * I bei ligustri, for 3 voices - Boston Early Music Ensemble
| + | |
- | * Correte amanti, for 3 voices - Boston Early Music Ensemble
| + | |
- | * S'el Leoncorno, for 3 voices - Boston Early Music Ensemble
| + | |
- | | + | |
- | '''Madrigali a 5, Libro primo'''
| + | |
- | * Cor Mio, madrigal for 5 voices - Boston Early Music Ensemble
| + | |
- | * Dir mi che piu non ardo, madrigal for 5 voices - Boston Early Music Ensemble
| + | |
- | | + | |
- | В области инструментальной музыки Росси был смелым новатором. Он был одним из первых композиторов, которые ввели в инструментальной музыке принцип ''монодической'' песни, в которой одна мелодия преобладает над вторичными сопровождающими частями. Его трио-сонаты, одними из первых в музыкальной литературе, развивали идиоматическую и виртуозную скрипичную технику. Они стоят на полпути между однородной текстурой инструментальной канцоны позднего Возрождения и трио-сонатой зрелого барокко.
| + | |
- | | + | |
- | Работы, опубликованные и сохранившиеся в настоящее время включают:
| + | |
- | | + | |
- | * Il primo libro delle sinfonie e gagliarde a 3-5 voci (1607)
| + | |
- | * Il secondo libro delle sinfonie e gagliarde a 3-5 voci (1608)
| + | |
- | * Il terzo libro de varie sonate, sinfonie.. (1613)
| + | |
- | * Il quarto libro de varie sonate, sinfonie.. (1622)
| + | |
- | | + | |
- | Росси написал музыку для интермедии к драме «Идропика» (поставлена при мантуанском дворе, 1608) и, совместно с К. Монтеверди, — музыку к представлению «Маддалена» («Магдалина», издано 1617).
| + | |
- | | + | |
- | == Еврейская литургическая музыка Росси ==
| + | |
- | Велики заслуги Росси (имевшего звание [[Раввин|раввина]]) в области еврейской [[Литургия|литургии]]. Он стремился ввести стиль многоголосого пения a capella (до восьми голосов) в синагогальную службу.
| + | |
- | | + | |
- | Росси также издал сборник еврейской литургической музыки "Песни Соломона" (<big>השירים אשר לשלמה</big>, Ѓа-ширим ашер ле-Шломо); вышел в Венеции в 1623 году; итальянское название — «[Еврейские] псалмы и песни». Сборник включает около 30 музыкальных произведений.
| + | |
- | | + | |
- | Они были написаны в традиции барокко и почти никак не связаны с традиционной еврейской [[кантор]]ской музыкой. Это было беспрецедентным развитием [[синагога]]льной музыки - до недавнего времени полифоническая музыка в синагоге была запрещена после разрушения [[Храм]]а. Библейская '' [[Песнь Песней]]'' не появляется в ''Песнях Соломона'', так что название, вероятно, происходит от имени Росси.
| + | |
- | | + | |
- | Росси положил на музыку много библейских текстов в оригинале - на [[иврит]]е, что делает его уникальным среди композиторов эпохи барокко. Его вокальная музыка напоминает Клаудио Монтеверди и Луиджи Росси.
| + | |
- | | + | |
- | Существуют записи его произведений:
| + | |
- | | + | |
- | * Адон олам (господин мира) (8v) [[пиют]] -- Boston Camerata, Milnes Vol.I,
| + | |
- | * Аль наhaрот Бавель (на реках Вавилона)(4v) Ps.137 -- Profeti della Quinta (2009) Milnes Vol.II,
| + | |
- | * Молитва "Бареху" (3v) prayer -- Profeti della Quinta (2009), Boston Camerata, Milnes Vol.I,
| + | |
- | * Барух haба бешем Адонай (6v) Ps.118:26-29 -- Boston Camerata Milnes Vol.II,
| + | |
- | * Эфтах на сфатай (7v) [[пиют]] -- Milnes Vol.II,
| + | |
- | * Эфтах шир бисфатай (8v) [[пиют]] -- Boston Camerata, Milnes Vol.II,
| + | |
- | * Эйн кеэлохейну (8v) [[пиют]] -- Milnes Vol.I,
| + | |
- | * Эле моадей Адонай (3v) Lev.23:4 -- Milnes Vol.II,
| + | |
- | * Элоhим haшивену Ps.80:4,8,20 -- Profeti della Quinta (2009), Milnes Vol.I,
| + | |
- | * Алилуйя. Ашрей иш йаръэ эт Адонай (8v) Ps.112 -- Milnes Vol.I,
| + | |
- | * Алилуйя. Ѓалели нафши (4v) Ps.146 -- Milnes Vol.I,
| + | |
- | * Алилуйя. Oде Адонай (8v) Ps.111 -- Milnes Vol.I,
| + | |
- | * Ѓaшкивену (5v) (молитва) -- Profeti della Quinta (2009), Milnes Vol.I,
| + | |
- | * Кетер йитену лах (4v) - великая [[кдуша]] -- Profeti della Quinta (2009), Milnes Vol.I,
| + | |
- | * Ламнацеах аль хагигит (5v) Ps.8 -- Profeti della Quinta (2009) Milnes Vol.II,
| + | |
- | * Ламнацеах аль ha-шминит (3v) Ps.12 -- Milnes Vol.II,
| + | |
- | * Ламнацеах бигинот мизмор шир (3v or 4v) Ps.67 -- Milnes Vol.I,
| + | |
- | * Леми эхпоц (3v) - свадебная ода -- Profeti della Quinta (2009), Milnes Vol.II,
| + | |
- | * Мизмор ле-Асаф. Элоhим ницав (3v) Ps.82 -- Milnes Vol.I,
| + | |
- | * Мизмор ле-Давид. Хаву лъАдонай (6v) Ps.29 -- Milnes Vol.I,
| + | |
- | * Мизмор летода (5v) Ps.100 -- Milnes Vol.II,
| + | |
- | * Мизмор шир лейом haшабат (6v) Ps.92 -- Milnes Vol.I,
| + | |
- | * Одеха кианитани (6v) Ps.118:21-24 -- Milnes Vol.II,
| + | |
- | * Шир haмаалот. Ашрей коль йеръэ Адонай (3v) Ps.128 -- Milnes Vol.II,
| + | |
- | * Шир haмаалот. Ашрей коль йеръэ Адонай (5v) Ps.128 -- Milnes Vol.II,
| + | |
- | * Шир haмаалот. Ашрей коль йеръэ Адонай (6v) Ps.128 -- Milnes Vol.II,
| + | |
- | * Шир haмаалот. Бешув Адонай (5v) Ps.126 - Milnes Vol.II,
| + | |
- | * Шир haмаалот ле-Давид. Лулей Адонай (6v) Ps.124 Milnes Vol.II,
| + | |
- | * Шир haмаалот. Йесаейнай (5v) Ps.121 -- Milnes Vol.I,
| + | |
- | * Йесусум мидбар вееция (5v) Isaiah 35:1-2,5-6,10 -- Milnes Vol.II,
| + | |
- | * Йигдал Элоhим хай (8v) piyyut -- Milnes Vol.I,
| + | |
- | * Йитгадал в йиткадеш (3v) Полный [[кадиш]] -- Milnes Vol.I,
| + | |
- | * Йитгадал в йиткадеш (5v) Полный [[кадиш]] -- Profeti della Quinta (2009), Milnes Vol.I,
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | В новое время большинство их (и ряд других сочинений Росси) переиздано [[Наумбург, Шмуэль|Ш. Наумбургом]] (1877), Ф. Рикко (в 3-х т., 1967–71) и другими. Используя сочинения Росси, [[Маяни, Амми|А. Маяни]] в 1962 г. создал произведение для струнного оркестра под тем же названием — «hа-ширим ашер ли-Шломо». О вкладе Росси в музыку отдельных еврейских молитв см. также [[Кадиш]]; [[Кдуша]].
| + | |
- | | + | |
- | == Семья Росси ==
| + | |
- | Сестра Росси — оперная певица, имевшая прозвище Мадама Эуропа (видимо, в связи с исполнением ею партии Европы в одной из опер). Возможно, она была первой еврейской женщиной, профессионально занимавшейся этим. Она также исчезла после поражения Гонзага и погрома в мантуанском гетто.
| + | |
- | | + | |
- | Ее сыновья, Ансельмо, Анджело и Бонаюто (Азария), были сочинителями балетов, музыкантами (арфа, гитара) и придворными учителями музыки. Анджело и его сыновья Джузеппе и Бонаюто состояли музыкантами при савойском дворе в [[Турин|Турине]] в период 1608–1649 гг.
| + | |
- | | + | |
- | == Записи ==
| + | |
- | * Rossi: (1) Vocal Works, (2) Madrigals, (3) Canti di Salomone. 3CD licensed from Tactus Records Italy to Brilliant Classics, Netherlands. BLC 93359
| + | |
- | : Madrigaletti op. XIII - Ensemble L'aura soave. Diego Cantalupi TC.571802 2000
| + | |
- | : Primo libro di madrigali a 4 voci - Arie a voce sola dal I Libro dei Madrigali a 5 voci - Ut Musica Poësis Ensemble Director: Stefano Bozolo TC.571803 2001
| + | |
- | : Canti di Salomone a 3 parti - Sonata e Salmi di Henry Purcell - Mottetto di André Campra - Ensemble Hypothesis Director: Leopoldo d'Agostino TC.571804 2003
| + | |
- | *''The Songs of Solomon''. Corvina Consort dir. Zoltan Kalmanovits, Hungaroton 2006
| + | |
- | *''The Songs of Solomon, Volume 1: Music for the Sabbath.'' Pro Gloria Musicae PGM 108
| + | |
- | *''The Songs of Solomon, Volume 2: Holiday and festival music'' Jewish sacred music from 17th-century Italy by Salamone Rossi, "Нью-Йорк барокко"; дирижер [[Eric Milnes]]. Troy, NY; Dorian, 2001
| + | |
- | *''The Song of Solomon'' [http://www.quintaprofeti.com Profeti della Quinta], Ensemble Muscadin, PAN Classics, Switzerland (2009) - libretto with Hebrew texts.
| + | |
- | *''Salamone Rossi Hebreo'' "Бостон ёли мьюзик", дирижер профессор Джошуа Р. Джейкобсон
| + | |
- | *''Salomone Rossi - Illumine Our Hearts'' Sursum Corda. MSR Classics. 2010-02-09
| + | |
- | '''on collections'''
| + | |
- | *''Musique judéo-baroque''. "Бостон камерата", дирижёр [[Коэн, Джоэль (музыкант)|Джоэль Коэн]]
| + | |
- | *''Jewish Baroque Music'' of Rossi, Lidarti, Caceres. [http://www.ensemblesalomonerossi.it Ensemble Salomone Rossi]. Concerto CTO 2009
| + | |
- | | + | |
- | == Источники и ссылки ==
| + | |
- | * КЕЭ, том 7, кол. 284–285
| + | |
- | * [http://en.wikipedia.org/wiki/Salamone_Rossi Статья "Salamone Rossi" в английском разделе Википедии]
| + | |
- | * [http://imslp.org/wiki/Category:Rossi,_Salamone Free scores by Salamone Rossi in the Werner Icking Music Archive (WIMA)]
| + | |
- | * [http://imslp.org/wiki/Category:Rossi,_Salamone Free scores by Salamone Rossi at the International Music Score Library Project]
| + | |
- | * [http://www0.cpdl.org/wiki/index.php/Salamone_Rossi Free scores by Salamone Rossi in the Choral Public Domain Library (ChoralWiki)]
| + | |
- | * [http://www.zamir.org/composers/rossi/rossi-mon.html The Choral Music of Salamone Rossi (longer article)]
| + | |
- | * [http://www.zamir.org/Features/Italy/JacobsonRossi.shtml The Choral Music of Salamone Rossi (shorter article)]
| + | |
- | * [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=434&letter=R Jewish Encyclopedia]
| + | |
- | * ''[http://www.youtube.com/watch?v=HubKpEPkkYw Audio: Al Naharot Bavel'' (''By the Rivers of Babylon''), Psalm 137, from ''The Songs of Solomon''.]
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * Birnbaum, Eduard (1978) ''Jewish musicians at the court of the Mantuan dukes, 1542-1628,'' Tel-Aviv : Tel-Aviv University, Faculty of Fine Arts, School of Jewish Studies, 1978, c1975
| + | |
- | * James Haar, Anthony Newcomb, Glenn Watkins, Nigel Fortune, Joseph Kerman, Jerome Roche: "Madrigal", in ''The New Grove Dictionary of Music and Musicians'', ed. Stanley Sadie. 20 vol. London, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
| + | |
- | * [[Don Harrán|Harran, Don]] (2003). ''Salamone Rossi: Jewish Musician in Late Renaissance Mantua.'' Oxford University Press. 332 pages. ISBN 0-19-816271-5
| + | |
- | * Nettle, Paul and Theodore Baker (1931). "Some Early Jewish Musicians" in ''The Musical Quarterly'', Vol. 17, No. 1. (Jan., 1931), pp. 40–46. ISSN 0027-4631 .
| + | |
- | * Rikko, Fritz (1969). "Salamon Rossi, Hashirim Asher L'shlomo (The Songs of Solomon)" in ''The Musical Quarterly'', Vol. 55, No. 2 (Apr., 1969), pp. 269–275
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{reflist}}
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13586|РОССИ Саломоне деи}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:История еврейского народа]]
| + | |
- | [[Категория:Евреи в Европе]]
| + | |
- | [[Category:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Category:Музыканты по алфавиту]]
| + | |
- | [[Category:Композиторы по алфавиту]]
| + | |
- | [[Category:Еврейские музыканты]]
| + | |
- | [[Category:Еврейская музыка]]
| + | |