м |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 1
| + | #redirect [[:ej:Рабинович, Иосиф Давидович]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }} [[Файл:Rabinowitz Photo 181.jpg|thumb|right|Иосиф Давидович Рабинович]]
| + | |
- | {{Однофамильцы|Рабинович}}
| + | |
- | '''Ио́сиф Дави́дович Рабино́вич''' ([[23 сентября|11 (23) сентября]] [[1837]], [[Резина (город)|Резина]] [[Сороки (город)|Сорокского уезда]] [[Бессарабская губерния|Бессарабской области]] — [[17 мая]] [[1899]], [[Кишинёв]]) — [[еврей]]ский публицист и общественный деятель, [[протестанство|протестантский]] проповедник, основатель первой в России общины т. н. [[Иудео-христианство|иудео-христиан]].
| + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | Иосиф Рабинович родился в [[1837 год]]у в [[Бессарабия|бессарабском]] местечке [[Резина (город)|Резина]], расположенном на правом берегу [[Днестр]]а (ныне райцентр [[Резинский район|Резинского района]] [[Молдова|Молдовы]]). Его отец, Давид Эфроимович, был внуком [[оргеев]]ского [[раввин]]а Вольфа Рабиновича. Мать, Эстер-Сара, происходила из [[Резина (город)|резинской]] [[хасидизм|хасидской]] семьи. В раннем детстве, после смерти матери, Иосиф Рабинович поселился в доме своего деда по материнской линии реб Нуты (ученика хасидского цадика [[ребе]] Янкл-Шимшн из Шофатовки). В доме деда он получил религиозное воспитание, изучая [[Мишна|Мишну]], [[Гемара|Гемару]], комментарии [[Раши]], и, как и дед, стал [[Хасидизм|хасидом]] [[Рашково (ПМР)|рашковского]] [[ребе]] — реб Зёмы (Залмена Иосифовича) Ра́шкевера. В [[1848 год]]у в возрасте 11 лет Рабинович покинул [[Резина (город)|Резину]] и поселился в доме своей бабушки (по отцовской линии) Ривке в [[Оргеев]]е. Здесь он продолжил обучение у частного учителя Иосифа Кивовича — последователя [[Бершадь|бершадского]] хасидского цадика реб Рефула, и занялся изучением средневекового еврейского мистицизма ([[Каббала|Каббалы]]). | + | |
- | | + | |
- | Когда ему было 16 лет, Рабинович увлёкся современной светской художественной литературой, главным образом на [[иврит|иврите]]. Христианством Рабинович впервые заинтересовался, когда его приятель — Ихил-Цви (Меерович) Гершензон, слывший в городе вольнодумцем — подарил ему изданный в [[Лондон]]е и привезённый им из [[Кишинёв]]а [[иврит|древнееврейский]] перевод [[Новый Завет|Нового Завета]]. Книга произвела на Рабиновича такое впечатление, что он решил отойти от хасидиского мистицизма, уединиться в доме отца в местечке Машковичи под [[Оргеев]]ом и целиком посвятить себя изучению [[еврей]]ской философии, в первую очередь [[Маймонид]]а. После женитьбы на Голде Гольденберг в [[1856 год]]у, Рабинович вновь поселился в [[Оргеев]]е, в доме своего тестя Даниэла Гольденберга, возобновил общение с Гершензоном и на полученные в приданое 500 рублей открыл небольшую торговую лавку.
| + | |
- | | + | |
- | В [[1859 год]]у город постиг пожар, уничтоживший 66 хозяйств и семья Рабиновича осталась без средств к существованию. Будучи неплохо подготовленным в области юриспруденции, И. Д. Рабинович занялся правовой практикой, вскоре начав печататься в [[иврит|древнееврейской]] прессе и в первую очередь в [[Одесса|одесском]] издании [[Цедербаум, Александр Осипович|А. O. Цедербаума]] «гаМелиц» — первой древнееврейской газете в [[Российская империя|России]] (1860). В это же время Рабинович открыл в [[Оргеев]]е талмудтору (общинную начальную школу) и стал членом «Общества по распространению просвещения среди евреев в России». Собрав необходимые средства, в [[1866 год]]у он открыл крупное предприятие по оптовой торговле чаем и сахаром по всему Оргеевскому уезду, в [[1869 год]]у был избран (единственным евреем) в оргеевский уездный совет. Однако после насилия над евреями в [[Одесса|Одессе]], Рабинович разочаровался в возможностях просветительского движения и эмансипации. Продав своё дело и собственность в [[Оргеев]]е, [[9 ноября]] [[1871 год]]а И. Д. Рабинович с женой, четырьмя дочерьми и сыном (который уже к тому времени учился в кишинёвской гимназии) переехал в [[Кишинёв]], купил участок земли и в [[1873 год]]у выстроил на ней дом. На духовное состояние Рабиновича в это время повлияла также смерть младшей дочери в результате эпидемии [[холера|холеры]] в [[1872 год]]у.
| + | |
- | | + | |
- | В это время Александр Цедербаум перевёл газету «гаМелиц» из [[Одесса|Одессы]] в [[Санкт-Петербург]], предложив Рабиновичу стать постоянным корреспондентом издания в [[Кишинёв]]е. В [[1878 год]]у Рабинович выступал в печати со статьями об улучшении положения [[раввин]]ата и [[еврей]]ского образования (как необходимых условиях для улучшения благосостояния всего еврейского народа), написанными с позиций движения еврейского просвещения ([[Хаскала]]); в статье (памфлете) «Сабри маранан верабанан» в газете «hаБокер Ор» (''Утренний свет'') призывал к всеобщему привлечению евреев с ранних лет к земледельческому труду. Вместе с доктором Левинтоном он создал городское общество по вспомоществлению еврейской бедноте в обработке земли, занимался улучшением условий синагогальной службы.
| + | |
- | | + | |
- | В начале 1880-х годов под впечатлением от прокатившейся по [[Черта оседлости|черте оседлости]] волны [[еврей]]ских [[погром]]ов, Рабинович увлёкся [[Сионизм|палестинофильством]] и с целью основания еврейской земледельческой колонии посетил [[Палестина|Палестину]], где был потрясён нищетой местного еврейского населения. В [[Иерусалим]]е он пришёл к выводу, что решением еврейского вопроса должно стать обращение евреев в христианство. В [[Бессарабия|Бессарабию]] Рабинович вернулся с идеей создания национальной иудео-христианской религиозной общины на Юге России.
| + | |
- | | + | |
- | По возвращении в [[Кишинёв]] в [[1883 год]]у И. Д. Рабинович выпустил на [[иврит|иврите]] [[катехизис]] нового учения «Двенадцать тезисов веры» (по аналогии с «Принципами еврейской веры» [[Маймонид]]а), в котором признавались основные догматы христианства в сочетании с отдельными традиционными [[еврей]]скими обрядами. Одновременно занялся образованием первой иудео-христианской общины в Российской империи, чьей целью было создание иудаизма нового типа, сближающего его с ранним христианством.
| + | |
- | | + | |
- | [[24 декабря]] [[1884 год]]а, с разрешения Министерства внутренних дел и при поддержке местного евангельского пастора Фалтина, И. Рабинович открыл в Кишинёве иудео-христианский молитвенный дом («Собрание израильтян [[Новый Завет|Нового Завета]]»), служба в котором велась на [[идиш]]е. В последующие несколько месяцев он составил собственный распорядок канторской Субботней службы, сочетавший как еврейские, так и христианские элементы. Идея, однако, была враждебно воспринята городским [[еврей]]ским населением и вскоре молитвенный дом был закрыт, а сам Рабинович [[24 марта]] [[1885 год]]a перешёл в [[протестанство]].
| + | |
- | | + | |
- | На протяжении последующих нескольких лет Иосиф Рабинович продолжил заниматься миссионерской деятельностью, подвергаясь [[остракизм]]у как в еврейской печати, так и со стороны православного духовенства города, которые не приняли его попытки совместить основные постулаты христианской веры с идеей избранности еврейского народа и неприятие им позднейших ритуалов христианских церквей как далёких духу раннего апостольского христианства.<ref>[http://www.ajlmagazine.com/theyadablog/2007/08/heretic-of-month.html The Jewish philosopher who preached the gospel of Jesus]</ref> В конце 1880-х годов отошёл от общественной деятельности и умер в [[1899 год]]у от [[малярия|малярии]]. «Некролог Иосифа Давидовича Рабиновича» (1899) написал философ [[Соловьёв, Владимир Сергеевич|В. С. Соловьёв]], ещё в [[1885 год]]у посвятивший ему свою работу «Новозаветный Израиль».<ref>[http://www.utoronto.ca/tsq/DS/09/045.shtml Henrietta Mondry «Общечеловек, или идея растворения иудаизма в христианстве»]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | В конце 1960-х — начале 1970-х годов XX века в [[США]] вновь начали организовываться иудео-христианские общины, которые образовали новое религиозное движение в среде христианства — [[мессианский иудаизм]].
| + | |
- | | + | |
- | Священник [[Александр Мень]] полагал, что проповедническая деятельность Рабиновича не имела смысла, потому что являла собой попытку ассимилировать еврейские массы.<ref>[http://www.vehi.net/men/iudeohris.html Александр Мень. Что такое иудеохристианство?]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * Кай Кьер-Хансен. "Иосиф Рабинович и мессианское движение". Издание миссионерской организации «Евангельское слово». СПб.: Russian Ministries Библия для всех, 1997.
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{список примечаний}}
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- | [[Категория:Писатели на иврите]]
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- | [[Категория:Мессианский иудаизм]]
| + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Публицисты]]
| + | |
- | [[Категория:Еврейские общественные деятели]]{{checked_final}}
| + | |