|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Прощение (в еврейской традиции)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Прощение (в еврейской традиции)'''.
| + | |
- | | + | |
- | Прощение — одно из качеств, приписываемых Богу: «У Господа, Бога нашего, милосердие и прощение» (Дан. 9:9).
| + | |
- | == Прощение личных обид ==
| + | |
- | | + | |
- | Однако прощение Богом совершенных против Него [[Грех|грехов]] (см. [[Искупление]]) недостаточно для полного очищения человека, если не достигнуто взаимное прощение обид и вреда, причиненных людьми друг другу.
| + | |
- | | + | |
- | Так, [[Авраам]] не только прощает обиду царю Грара Авимелеху и примиряется с ним, но и молится за него (Быт. 20). [[Бен-Сиры Премудрость]] гласит: «Мстительного постигнет месть от Господа, и его грехи Он ему припомнит. Прости ближнему его злое дело, а потом помолись, и твои грехи тебе простятся...» (Бен-Сира 28:1–2 и далее).
| + | |
- | | + | |
- | Прощение личных (бейн адам ла-хаверо, буквально `между человеком и его ближним`) обид особо подчеркнуто в установленном еще [[Мишна|Мишной]] (Иома 8:9) обычае просить друг у друга прощение перед Днем искупления (см. [[Иом-Киппур]]). | + | |
- | | + | |
- | Прощение (с выражением искреннего [[Раскаяние|раскаяния]]) следует просить даже в случае, когда нанесенный ущерб полностью возмещен (БК. 92а; Майм. Яд., Ховел у-маззик 5:9; Ш. Ар. ХМ. 422).
| + | |
- | | + | |
- | Просящий прощения должен прийти к потерпевшему с этой просьбой три раза (а к своему учителю и больше), если он не был прощен в первый раз; при этом должны присутствовать свидетели, желательно десять (Иома 85б, 87а).
| + | |
- | == Поведение потерпевшего ==
| + | |
- | | + | |
- | Потерпевшему рекомендуется не быть упорным и принять извинения (БК. 8:7; Таан. 20а).
| + | |
- | | + | |
- | Если потерпевший так и не простил обидчика, этим он сам совершает грех (Танх., Хуккат 19); его называют «жестоким» (ахзари) и даже говорят, что он — не из потомков Авраама (Беца 32б и др.).
| + | |
- | | + | |
- | В подражание деянию Авраама (см. выше) рекомендуется не только простить обидчика, но и молиться за него (Тосеф., БК. 9:29; вопрос рассмотрен и в [[«Сефер-Хасидим»|«Сефер-хасидим»]]). Прощение считается также подражанием самому Богу.
| + | |
- | | + | |
- | Прощение за нанесенные (или возможно нанесенные) обиды просят и у покойника (при [[Погребение|погребении]], а также перед Иом-Киппур при посещении могилы).
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13339|ПРОЩЕНИЕ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Этика иудаизма]]
| + | |