Проповедь (в еврейской традиции)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Замена текста — «а-Кохен» на «а-Коhен»)
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Проповедь (в еврейской традиции)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Проповедь''' (דְרָשָׁה, драша; דְרוּשׁ, друш; ср. [[Мидраш]]), нравоучительное устное произведение ораторского типа, основанное на разработке и комментировании одного или нескольких мотивов Библии. В узком смысле драша, друш — комментарий к определенному стиху Библии.
+
-
== Возникновение ==
+
-
+
-
Проповедь возникла в период Второго [[Храм|храма]] из обычая публично читать Тору на иврите и объяснять смысл прочитанного на разговорном языке народа (арамейском).
+
-
 
+
-
Первое свидетельство об этом обычае восходит ко временам [[Эзра|Эзры]] (см. Нех. 8:1–8).
+
-
== Роль проповеди ==
+
-
=== Ознакомление с основами Письменного Закона ===
+
-
 
+
-
После разрушения Второго храма роль проповеди стала возрастать. Законоучитель начинал проповедь стихом из Библии, а его помощник и переводчик на арамейский язык — [[Амора|амора]] (см. [[Амораи]] о первоначальном значении слова) произносил этот стих громким голосом и подробно разбирал его.
+
-
 
+
-
В эпоху [[Мишна|Мишны]] и [[Гемара|Гемары]] проповедь, как правило, касалась вопросов [[Галаха|Галахи]] или [[Аггада|Аггады]]. [[Таргум]] (перевод на арамейский язык) значительно отличался от оригинала.
+
-
 
+
-
Он представлял собой скорее пересказ библейского текста, дополненный аггадическим материалом.
+
-
 
+
-
С течением времени дополнения к тексту Таргума были запрещены, а дидактические и воспитательные функции Таргума перешли к проповеди.
+
-
 
+
-
Возможно, предшественниками проповеди могут считаться и библейские стихи из недельных разделов (см. [[Парашат hа-Шавуа|Парашат hа-шавуа]]), включавшиеся в молитвы в период, когда чтение Библии на иврите было запрещено византийскими властями.
+
-
=== Духовное руководство народом ===
+
-
 
+
-
Проповедь служила не только главным средством ознакомления широких народных масс (в том числе сельских жителей, женщин и детей) с основами Письменного Закона, но и средством духовного руководства народом.
+
-
 
+
-
С помощью проповеди законоучители укрепляли веру народных масс и опровергали еретические воззрения (см. [[Ересь]]).
+
-
=== Трактовка актуальных проблем ===
+
-
 
+
-
Смело применяя в своих проповедях библейские материалы в оценке актуальных проблем, законоучители сумели сохранить Библию живой и исполненной смысла для своих современников.
+
-
 
+
-
В проповеди толкование библейского текста дополнялось и оживлялось разнообразными [[Притча|притчами]], фольклорным материалом, аллегориями; для привлечения внимания слушателей использовались различные риторические средства.
+
-
 
+
-
«Развлекательная» ценность проповеди была часто не менее важна, чем ее дидактические и воспитательные аспекты.
+
-
 
+
-
Не удивительно, что проповеди известных проповедников привлекали большие массы людей, подчас приходивших из дальних мест.
+
-
 
+
-
Проповедь читалась по возможности каждую субботу, в праздничные дни и в дни поста, в том числе [[Ава Девятое|Ава девятого]].
+
-
 
+
-
== Построение проповеди ==
+
-
+
-
Проповедь строилась, как правило, на разделе Торы, который следует читать в этот день (обычная суббота или праздничный день). Проповедник должен был тщательно готовиться к проповеди, особенно ввиду того, что в некоторых общинах было принято задавать проповедникам вопросы, на которые они должны были сразу же отвечать.
+
-
 
+
-
Ранние мидраши (см. [[Мидраш]]), несомненно, заимствовали свой материал из тех десятков тысяч проповедей, которые читались в синагогах Эрец-Исраэль в 4–5 вв., хотя структура мидраша отличается от структуры проповеди и сохраняет лишь общие контуры проповедей или их частей.
+
-
 
+
-
С другой стороны, мидраши объединяли в единое целое элементы нескольких проповедей.
+
-
== Тематика ==
+
-
 
+
-
Проповедь часто начиналась с галахического вопроса, заданного одним из слушателей. Проповедник должен был не столько дать ответ на этот вопрос (большинство вопросов относилось к известным hалахот), сколько найти способ связать и вопрос, и ответ с темой проповеди — аггадической интерпретацией отрывка из Библии, читавшегося в этот день. Возможно, однако, что вопрос бывал известен проповеднику заранее или был подсказан им самим.
+
-
 
+
-
Одна из риторических форм, часто встречающихся в старых мидрашах, птихта (`введение`), несомненно, порождена живой проповедью.
+
-
 
+
-
Она начинается цитатой из Библии, но не из отрывка, читаемого в день проповеди, а чаще всего из [[Писания|Писаний]].
+
-
 
+
-
С помощью целого ряда аггадических толкований и рассказов цитата постепенно связывалась с первым стихом отрывка, читаемого в этот день.
+
-
 
+
-
Часто проповедник намеренно избирал стих, казавшийся совершенно не связанным с недельным отрывком Библии, чтобы возбудить интерес аудитории.
+
-
 
+
-
Иногда связь между отрывками устанавливалась с помощью игры слов или других риторических приемов.
+
-
 
+
-
Некоторые проповеди открывались особой [[Бенедикция|бенедикцией]], благословляющей Бога, даровавшего Тору Израилю; затем развивалась тема проповеди.
+
-
 
+
-
В заключительной части собранных в мидрашах проповедей звучит главным образом мессианская тема: страдания и бедствия «сего мира» противопоставляются радостям «мира грядущего». Некоторые проповеди завершаются молитвой, которая выражает благодарность за дарование Торы либо просьбу о скорейшем приходе Мессии.
+
-
 
+
-
== Структура ==
+
-
 
+
-
Одна из немногих проповедей, структура которой сохранилась почти целиком в [[Гемара|Гемаре]] (Шаб. 30 а-б), — проповедь аморы Танхумы бар Аббы (2-я половина 4 в.).
+
-
 
+
-
Она начинается с постановки галахического вопроса: можно ли погасить огонь в субботу ради опасно больного человека?
+
-
 
+
-
Затем с помощью библейских цитат обсуждается взаимосвязь жизни и смерти. В качестве иллюстрации приводятся рассказы о [[Давид|Давиде]] и [[Соломон|Соломоне]], а также утверждается, что даже один день жизни праведника — высшая ценность в глазах Бога.
+
-
 
+
-
Завершается проповедь ответом на поставленный вопрос, гласящим, что, поскольку душа человека — «светильник Господень» (Пр. 20:27), то пусть лучше погаснет светильник, зажженный человеком, чем светильник, сотворенный Богом. Традиция приписывает тому же автору и создание мидраша Танхума (о проповеди в мидрашах см. выше).
+
-
== Развитие проповеди ==
+
-
=== Период средневековья ===
+
-
==== Орудие социальной критики и реформ ====
+
-
 
+
-
В период средневековья синагогальная проповедь откликалась на все актуальные проблемы и оказывала влияние на жизнь [[Община Еврейская|общины]], поддерживая традиции и этику Торы.
+
-
 
+
-
Проповедь служила орудием социальной критики и реформ, утешала и ободряла во времена гонений и других бедствий.
+
-
 
+
-
Проповедь, как правило построенная на библейских стихах или высказываниях раввинских авторитетов, использующая традиционный комментарий, стремилась, тем не менее, к толкованию темы в соответствии с требованиями и представлениями своего времени.
+
-
 
+
-
Хроника [[Ахимаац Бен Палтиэль|Ахимааца бен Палтиэля]] сообщает о некоем ученом проповеднике из Эрец-Исраэль, читавшем рифмованные проповеди на иврите.
+
-
 
+
-
[[Маймонид]] постановил, что «в каждой еврейской общине должен быть уважаемый и мудрый старец, известный своим благочестием с юности и любимый народом, чтобы он призывал к публичному покаянию» (Майм. Яд., Тшува 4:2).
+
-
==== Проповедь - неотъемлемая часть еврейской жизни ====
+
-
 
+
-
К 1-й половине 12 в. чтение проповеди стало неотъемлемой частью еврейской жизни в Германии.
+
-
Описания мученической смерти евреев прирейнских городов в 1096 г. (см. [[Германия]]) содержат текст проповеди, обращенной к «первым, обреченным на заклание» и призывающей их принять мученический жребий.
+
-
==== Проповедь - средство побуждения к соблюдению религиозных предписаний ====
+
-
 
+
-
В конце 14 в. – начале 15 в. после массовой резни евреев во время [[«Чёрная Смерть»|«чёрной смерти»]] проповедь в Германии становится главным образом средством побуждения к соблюдению религиозных предписаний и обучения правильному их исполнению.
+
-
 
+
-
Сохранившиеся проповеди [[Нахманид|Нахманида]] представляют собой глубокие, всеобъемлющие трактаты по этике, что свидетельствует о высоком интеллектуальном уровне его аудитории.
+
-
Во 2-й половине 13 в. странствующий проповедник и галахист [[Моше Бен Яаков Из Куси|Моше бен Яаков из Куси]] (Франция) совершил путешествие по Испании, убеждая евреев тщательно соблюдать предписания, касающиеся [[Тфиллин|тфиллин]], [[Мезуза|мезузы]] и [[Цицит|цицит]], а также покинуть жен-неевреек и не оскорблять имя Божье нанесением обид иноверцам.
+
-
 
+
-
Он был первым из известных средневековых проповедников, выступившим в роли морального наставника масс.
+
-
 
+
-
В Испании к 14 в. была разработана методика проповеднического искусства; проповедь получила четкую структуру.
+
-
 
+
-
К галахическому и философскому содержанию проповеди стали добавляться мистические элементы.
+
-
 
+
-
Ряд известных проповедей создал [[Геронди, Ниссим Бен Реувен|Ниссим Геронди]]. В Провансе 14 в. рационалисты, последователи Маймонида, выступали с философско-аллегорическими проповедями.
+
-
==== Отражение борьбы иудаизма с христианством ====
+
-
 
+
-
Проповедь 15 в. отражает борьбу иудаизма с [[Христианство|христианством]] и содержит указания на социальные кризисы, возникшие во время гонений.
+
-
 
+
-
Примером такой проповеди может служить проповедь [[Абохав, Ицхак II|Ицхака Абохава II]], обращенная к изгнанникам из Испании: «Как могу я перенести столь тяжкие страдания? Человек может существовать в этом мире по одной из двух причин: либо потому, что он пребывает на своей земле, либо потому, что Господь хранит его... Да сжалится Святой Благословенный над нами...
+
-
 
+
-
Есть притча об отце и сыне, идущих вместе. Усталый и ослабевший сын спрашивает отца, далеко ли до города... и отец объясняет ему, как это можно узнать: когда ты увидишь кладбище, значит, до города недалеко...
+
-
 
+
-
Когда мы видим приближение многочисленных бедствий, это значит, что близится приход Мессии» («Нехар Пишон», Стамбул, 1538 г.).
+
-
==== Проповедь - произведение искусства ====
+
-
 
+
-
Дальнейшее развитие проповеди происходило в 16–17 вв. в среде изгнанников из Испании и Португалии, а также среди подвергшихся их влиянию евреев [[Италия|Италии]]. Все они в той или иной степени восприняли культуру Ренессанса. Для еврейской общины Венеции проповедь была произведением искусства и ценилась за совершенство своей формы.
+
-
 
+
-
Развитие гомилетики (искусства проповеди) в [[Польша|Польше]] и [[Литва|Литве]] было более бурным, чему способствовали внутриобщинные распри и сложные социальные проблемы, с которыми сталкивалось еврейство этих стран.
+
-
==== Влияние проповедников на общинные дела ====
+
-
 
+
-
Некоторые проповедники принимали открытое и активное участие в общинных делах. Среди них выделялся рабби Эфраим Шломо бен Ахарон из Ленчицы (1550–1619), проповеди которого оказали влияние не только на современников, но и на последующие поколения.
+
-
 
+
-
Эфраим из Ленчицы был нетерпим к эгоизму, алчной погоне за богатством; он обличал надменность, самодовольство и лицемерие богачей.
+
-
 
+
-
В прошлом странствующий даршан (проповедник), он завоевал столь широкое признание, что был приглашен прочесть проповедь [[Ваад Четырёх Земель|Вааду четырех земель]] в Люблине. Позднее он занимал должность раввина Праги, став преемником [[Иехуда Лива|Иехуды Ливы бен Бецалеля]], который также был выдающимся проповедником.
+
-
==== Контроль над проповедями ====
+
-
 
+
-
Правила, установленные [[Литовский Ваад|Литовским ваадом]], свидетельствуют о том, что общинное руководство сознавало потенциальную опасность, которую может представлять для него неконтролируемое чтение проповедей.
+
-
 
+
-
В 1628 г. Литовский ваад установил контроль над всеми проповедями. Еще более жесткий контроль Ваад попытался установить в 1667 г. в связи с волнениями, вызванными проповедями [[Саббатай Цви|Саббатая Цви]].
+
-
 
+
-
Ваад поручил надзор над проповедями в каждом городе местному раввину и семи старейшинам города, которые были наделены полномочием прекратить неугодную им проповедь.
+
-
 
+
-
[[Моравский Ваад|Моравский ваад]] также счел необходимым предупредить руководителей местных общин не позволять странствующим проповедникам (маггидим, см. [[Маггид]]) читать проповеди без одобрения главы местного [[Бет-Дин|бет-дина]].
+
-
 
+
-
Изменения, произошедшие в жизни еврейства в результате разделов Польши, возникновение [[Хасидизм|хасидизма]], [[Хаскала|Хаскалы]] и [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|эмансипации]] повлияли и на характер и статус проповеди.
+
-
 
+
-
Даже в 18 в. проповедь в средневековом стиле все еще сохраняла свое значение. Так, Элия бен Шломо hа-Коhен из Смирны (умер в 1729 г.) в своем гомилетическом труде (см. [[Гомилетическая Литература|Гомилетическая литература]]) «Шевет мусар» («Бич поучающий», Стамбул, 1712 г.) резюмировал так называемый метод предостережения, который апеллирует к чувству страха перед [[Ад|адом]] и посмертным наказанием.
+
-
 
+
-
[[Эйбеншюц|И. Эйбеншюц]] снискал прижизненную (и посмертную) славу за свой гомилетический труд «Яарот дваш» («Медовые соты», 1779–82). [[Кранц Яаков Бен Вольф|Яаков Кранц]], известный как Маггид из Дубно, производил глубокое впечатление на слушателей, искусно пользуясь притчами в своих проповедях.
+
-
 
+
-
По мнению некоторых исследователей, странствующие маггиды в Польше 18 в. представляли собой своеобразную интеллигенцию, которая пребывала в оппозиции к раввинскому истеблишменту и косвенно содействовала возникновению хасидизма.
+
-
 
+
-
Однако у хасидов традиционную проповедь постепенно заменил «пересказ Торы» хасидскими раввинами, которые пришли на смену странствующим проповедникам.
+
-
 
+
-
В среде [[Митнагдим|митнагдим]] проповедь продолжала играть определенную роль. Главной темой проповеди у митнагдим была борьба против хасидизма и Хаскалы, а также основание благотворительных учреждений в местечках Литвы и Белоруссии.
+
-
 
+
-
=== Новое время ===
+
-
==== Изменение характера проповеди ====
+
-
 
+
-
В новое время характер проповеди подвергся значительным изменениям под влиянием Хаскалы и эмансипации. В 19 в. в Германии традиционная драша сменилась новым видом проповеди, которая читалась на разговорном немецком языке, была постоянной составной частью богослужения и стремилась выражать ценности иудаизма в современных понятиях.
+
-
 
+
-
Проповеди стали читать раввины; со временем чтение проповеди превратилось в одну из их важнейших обязанностей.
+
-
 
+
-
Первоначально еврейские проповедники в Германии сознательно составляли свои проповеди по правилам христианской гомилетики и пользовались христианскими руководствами по искусству проповеди.
+
-
 
+
-
Реакция против этого в 19 в. свелась главным образом к большему использованию в проповеди материалов раввинистической литературы, особенно мидрашей, о чем говорят проповеди [[Еллинек, Адольф|А. Еллинека]] в Вене, которые привлекали многочисленных слушателей из интеллигенции, искавших доказательств непреходящей ценности иудаизма.
+
-
 
+
-
В Восточной Европе в течение долгого времени по-прежнему господствовала старая форма проповеди, читаемой маггидом на идиш.
+
-
 
+
-
Однако перемены в жизни восточноевропейского еврейства побудили маггидов к поискам новых гомилетических приемов.
+
-
 
+
-
Проповеди стали учитывать потребности и интересы отдельной личности, а не только общины.
+
-
 
+
-
Хаскала неоднократно подвергалась нападкам в проповедях маггидов. С возникновением [[Сионизм|сионизма]] многие его противники стали использовать проповеди в борьбе с ним; в то же время симпатизировавшие сионизму проповедники страстно защищали законный характер еврейских национальных устремлений. Возник новый тип национально ориентированного проповедника, которого называли маттиф (ср. Миха 2:11), в отличие от маггида старого типа. Под влиянием движения [[Мусар]] драша стала уделять большее внимание вопросам морали.
+
-
 
+
-
Пламенные речи [[Кельмский Маггид|Кельмского маггида]] были направлены против различных нарушений этических норм, в том числе против нечестности в торговле.
+
-
 
+
-
Многие маггиды переселились в США, Англию и Южную Африку, где читали проповеди, направленные против широко распространившейся там практики осквернения субботы и нарушения [[Кашрут|кашрута]].
+
-
==== Проповеди в Израиле ====
+
-
 
+
-
Маггиды все еще существуют в Государстве Израиль, однако искусство проповеди на иврите не имело здесь значительного развития; раввин-проповедник как постоянный участник синагогальной службы здесь почти неизвестен.
+
-
== Отличие еврейской проповеди от христианской ==
+
-
+
-
Отличие еврейской проповеди от христианской заключается прежде всего в понимании проповедником выбранного текста: еврейскому проповеднику было легче дать верную лингвистическую интерпретацию текста, так как язык не был для него препятствием.
+
-
 
+
-
Кроме того, в христианских проповедях, как правило, отсутствовал экзегетический (см. [[Экзегеза]]) момент.
+
-
 
+
-
Средневековая еврейская проповедь, подобно Мидрашу, изобилует стихами и притчами, а также цитатами из Библии.
+
-
 
+
-
Даже философы, каббалисты, приверженцы саббатианства (см. [[Саббатай Цви|Саббатай Цви]]) и хасиды старались облечь свои самые революционные идеи в традиционную терминологию и читали свои проповеди на языке, понятном и близком слушателям.
+
-
 
+
-
Так гомилетика помогала прокладывать путь новым идеям в иудаизме. Она была мощным средством популяризации [[Еврейская Литература Средних Веков И Возрождения|литературы на иврите]]; появление новой идеи в проповеди способствовало ее успешному усвоению.
+
-
 
+
-
Современная еврейская проповедь обычно основывается на тексте отрывка Библии, который читается в синагоге в день чтения проповеди ([[Сидра|сидра]] или [[Хафтара|хафтара]]). Книги Библии, обычно не читаемые публично (например, книга [[Иов]]), редко служат источником текстов для проповеди, хотя они могут цитироваться в подтверждение мнения проповедника.
+
-
 
+
-
Обычно проповедь читается к концу службы. В настоящее время проповедь часто служит средством передачи слушателям сведений о еврейской религии, истории, культуре и т. п.
+
-
 
+
-
Материал проповеди часто иллюстрируется примерами из личного опыта проповедника, еврейской истории, Мидраша, хасидских рассказов (со сравнительно недавнего времени), а также из естественных наук и психологии.
+
-
 
+
-
Иногда примеры черпаются из художественной литературы. Выбор текста для проповеди и характер его использования зависят от индивидуальных склонностей проповедника, однако существуют некоторые постоянные темы, приуроченные к определенным праздникам и торжественным событиям.
+
-
 
+
-
Тема проповеди в праздник [[Песах]] — свобода, [[Шавуот|Шавуот]] — еврейское образование (в ортодоксальных синагогах — неизменность Торы), [[Суккот]] — вера в Бога и благодарность Ему, [[Ханукка]] — духовный свет, [[Пурим]] — еврейский народ, [[Рош hа-Шана|Рош hа-Шана]] — необходимость обновления, [[Иом-Киппур]] — грех и искупление.
+
-
 
+
-
Кроме еженедельных субботних проповедей раввин читает проповедь по особо торжественным случаям в жизни своей общины (свадьба, похороны, [[Бар-Мицва|бар-мицва]] и т. д.).
+
-
 
+
-
Современная еврейская проповедь часто обращается к актуальным проблемам, волнующим еврейскую общину, а также к темам, имеющим универсальное значение.
+
-
 
+
-
Так, темами проповеди становились противоречие между религией и наукой, роль Государства Израиль в жизни еврейства, смешанный брак, еврейское образование, война и мир, социальная несправедливость, расовая дискриминация, правильное использование богатства, отношение иудаизма к другим религиям и т. п.
+
-
 
+
-
В США подобные проповеди обычны в консервативных и реформистских синагогах (см. [[Консервативный Иудаизм|Консервативный иудаизм]], [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]]).
+
-
 
+
-
См. также [[Гомилетическая Литература|Гомилетическая литература]].
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|13328|ПРОПОВЕДЬ}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Иудаизм]]
+

Текущая версия на 00:38, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Проповедь (в еврейской традиции)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация