|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Притча (еврейский аспект)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Притча''' (מָשָׁל, машал).
| + | |
- | | + | |
- | == Понятие "Притча" ==
| + | |
- | В Библии машал обозначает иносказание, включая пословицу, афоризм, [[Аллегория|аллегорию]], басню и т. п.; в талмудической литературе (см. [[Талмуд]]) этот термин употребляется в более узком значении моральной аллегории и обозначает как собственно притчу, так и басню.
| + | |
- | == Библия ==
| + | |
- |
| + | |
- | Собственно притча представлена в Библии рассказом пророка [[Натан|Натана]] о богаче, присвоившем единственную овцу бедняка — здесь аллегорически изображен проступок царя [[Давид|Давида]], отнявшего у Урии его жену [[Бат-Шева|Бат-Шеву]] (II Сам. 12:1–10).
| + | |
- | | + | |
- | Другие примеры библейских притч — рассказ женщины из Ткоа, подосланной [[Иоав|Иоавом]] к Давиду с целью убедить его разрешить [[Авшалом|Авшалому]] вернуться в Иерусалим (II Сам. 14:5–17), аллегория [[Исайя|Исайи]] о винограднике, обманувшем ожидания хозяина так же, как Израиль не оправдывает надежды своего Бога (Ис. 5:1–6), и др.
| + | |
- | == Талмудическая литература ==
| + | |
- |
| + | |
- | Талмудическая литература широко использует притчу; законоучители видели в ней средство «осветить слова Господа» (Песнь Р. 1:8).
| + | |
- | | + | |
- | Центральная фигура талмудической притчи — царь; притча обычно начинается словами: «пример царя, который...» или просто «о царе».
| + | |
- | | + | |
- | Характерным образцом талмудической притчи служит ответ рабби Иехуды римскому императору, якобы сказавшему ему, что после смерти душа и тело, обвиняя друг друга, могут снять с себя ответственность за совершенные в этой жизни грехи.
| + | |
- | | + | |
- | На это рабби Иехуда ответил рассказом о двух сторожах царского сада — хромом и слепом, которые крали плоды, а когда их привлекли к ответу, оправдывались — один — своей слепотой, другой — своей хромотой; царь посадил хромого на плечи слепому и таким образом разоблачил их хитрость; так и Бог, соединив тело с душой, будет судить их вместе (Санх. 91а). (Эта притча через [[Отцы Церкви|отцов церкви]] перешла в древнерусскую литературу, где широко использовалась.)
| + | |
- | == Аггада и Мидраш ==
| + | |
- | | + | |
- | Притча служит важным элементом [[Аггада|Аггады]] и [[Мидраш|Мидраша]] и до сих пор применяется в [[Проповедь|проповедях]] (см. также [[Гомилетическая Литература|Гомилетическая литература]]). | + | |
- | == Использование притчи ==
| + | |
- | | + | |
- | Особенно характерны в этом отношении сочинения рабби [[Нахман Из Брацлава|Нахмана из Брацлава]]. Многие талмудические притчи в той или иной форме встречаются в [[Новый Завет|Новом завете]].
| + | |
- | | + | |
- | Многие еврейские философы и моралисты средневековья ([[Ибн Пакуда Бахья Бен Иосеф|Бахья Ибн Пакуда]], [[Иехуда hа-Леви|Иехуда hа-Леви]] и др.) в своих трудах часто пользовались притчами.
| + | |
- | == Басня ==
| + | |
- | === Библейская басня ===
| + | |
- | | + | |
- | Библейская басня — один из древнейших в мировой литературе образцов этого жанра; она отличается от индийской и греческой басни тем, что прибегает к образам не животных, а растений, повествуя, например, об избрании деревьями себе царя (Суд. 9:8–15) или о сватовстве терновника к дочери ливанского кедра (II Ц. 14:9–10).
| + | |
- | | + | |
- | Возможно, фраза о том, что царь [[Соломон]] говорил о деревьях и животных (I Ц. 5:13 [русский перевод 4:33]), имеет в виду сочинение им басен.
| + | |
- | === Талмудическая басня ===
| + | |
- | | + | |
- | В отличие от библейской, талмудическая басня пользуется образами животных, а ее сюжеты обнаруживают сходство с индийской и греческой басней.
| + | |
- | Многие законоучители славились как знатоки басен. Так, о рабби [[Иоханан Бен Заккай|Иоханане бен Заккае]] рассказывается, что он знал великое множество басен, в частности, басни о лисице (Сук. 28а); рабби [[Меир]] знал 300 таких басен (Санх. 38б–39б); рабби [[Акива]] ответил басней о лисице и рыбах Паппосу бен Иехуде, предостерегавшему его, что изучение [[Тора|Торы]] запрещено римлянами (Бр. 61б) и т. п.
| + | |
- | === Средние века ===
| + | |
- | О развитии жанра басни в средние века см. [[Еврейская литература средних веков и Возрождения. Развлекательная, нравоучительная и юмористическая литература позднего средневековья]].
| + | |
- | === Новое время ===
| + | |
- | | + | |
- | В новое время наиболее значительным еврейским баснописцем был [[Гордон, Иехуда Лейб|И. Л. Гордон]], широко использовавший в своих стихотворных баснях на иврите («Мишлей Иехуда» — «Басни Иехуды», 1859) сюжеты Эзопа, Лафонтена и Крылова, а также сказания из Аггады. См. также [[Фольклорсодержание|Фольклор]], [[Хасидизм]].
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13320|ПРИТЧА}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:ТаНаХ: Структура, текстология]]
| + | |