|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Орлик, Эмиль]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | {{Персона
| + | |
- | |имя = Эмиль Орлик
| + | |
- | |оригинал имени = Emil Orlík
| + | |
- | |портрет = Emil Orlik 1932.jpg
| + | |
- | |размер = 200px
| + | |
- | |описание = Эмиль Орлик в 1932 году
| + | |
- | |имя при рождении =
| + | |
- | |род деятельности = Художник
| + | |
- | |дата рождения = 21.7.1870
| + | |
- | |место рождения = {{МестоРождения|Прага}}, [[Чехословакия]]
| + | |
- | |гражданство = {{Флаг Чехословакии}} Чехословакия
| + | |
- | |подданство =
| + | |
- | |дата смерти = 28.9.1932
| + | |
- | |место смерти = {{МестоСмерти|Берлин}}
| + | |
- | |отец =
| + | |
- | |мать =
| + | |
- | |супруг =
| + | |
- | |супруга =
| + | |
- | |дети =
| + | |
- | |награды и премии =
| + | |
- | |сайт =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Орлик, Эмиль''' (Orlik, Emil; 1870, Прага, – 1932, Берлин), немецкий живописец, рисовальщик, график.
| + | |
- | | + | |
- | === Биографические сведения ===
| + | |
- | Эмиль Орлик был сыном портного. Сначала обучался живописи в частной школе Генриха Книрра в Праге. В 1889–94 гг. жил в Мюнхене, в 1891–93 гг. посещал местную Академию художеств. Позднее учился графике у Йоханна Леонарда Рааба и экспериментировал с разными способами делать отпечатки.
| + | |
- | | + | |
- | Работал для журнала «Югенд» — пропагандиста искусства модерна. Совершил ряд поездок по странам Европы. В 1900–1901 гг. впервые посетил Японию с целью изучить на месте технику цветной гравюры на дереве.
| + | |
- | | + | |
- | В 1903–1904 гг. жил в Вене, где познакомился с художниками-модернистами объединения Сецессион.
| + | |
- | | + | |
- | === Творческий путь ===
| + | |
- | В 1905 г. переехал в [[Берлин]] и до конца жизни преподавал в училище при Музее художественных ремесел. Славился как педагог.
| + | |
- | | + | |
- | Помимо графики и живописи Орлик рисовал декорации и эскизы костюмов для Немецкого театра, который возглавлял [[Рейнхардт, Макс|М. Рейнхардт]].
| + | |
- | | + | |
- | Орлик выпускал альбомы с портретными зарисовками известных современников и набросками, сделанными в разных странах мира.
| + | |
- | | + | |
- | Совершил путешествие по Северной Африке, через Цейлон, Китай и Корею добрался в Японию, возвращался через Сибирь.
| + | |
- | | + | |
- | В марте 1918 г. делал зарисовки на мирных переговорах между Германией и Советской Россией в Брест-Литовске. Орлик был членом Прусской академии искусств.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Портретист ====
| + | |
- | Главным в его творчестве стал портрет. Орлик оставил множество портретов современников, в том числе евреев — выдающихся деятелей искусства, литературы, науки: [[Либерман, Макс|М. Либермана]] (литография), [[Эйнштейн, Альберт|А. Эйнштейна]] (офорт, 1923), [[Рейнхардт, Макс|М. Рейнхардта]] (литография, 1924), [[Малер, Густав|Г. Малера]] (офорт), [[Губерман, Бронислав|Б. Губермана]] (рисунок, 1919), антиквара и издателя П. Кассирера (рисунок) и многих др. См. также об Орлике в статье [[Медали]].
| + | |
- | | + | |
- | === Особенности творчества ===
| + | |
- | В творчестве Орлика рисунок и графика имеют преобладающее значение. В области печатной графики он в совершенстве владел различными техниками — цветной и монохромной гравюрой на дереве, литографией, офортом и акватиной, в том числе цветными (для этого художник изучал технические приемы в европейских мастерских, а также специально совершенствовался в области цветной ксилографии в Японии).
| + | |
- | | + | |
- | В первых самостоятельных работах Орлика заметно сильное влияние мюнхенского югендстиля, венского модерна («Возвращение», «Крестьянка» — цветные гравюры на дереве, 1906) и японской ксилографии («Два японца», 1900; «Порыв ветра», 1901).
| + | |
- | | + | |
- | Со временем Орлик развил свой художественный стиль, основывающийся на реалистическом изображении мира без какой-либо стилизации.
| + | |
- | | + | |
- | Острая наблюдательность Орлика и абсолютная точность рисунка превратили его работы в своеобразные «репортажи» об увиденном, иногда с явным критическим оттенком и стремлением к гротеску.
| + | |
- | | + | |
- | В многочисленных путешествиях Орлик фиксировал свои впечатления, при этом его привлекали фольклорные (например, словацкие) и экзотические (Египет, Япония) мотивы.
| + | |
- | | + | |
- | В молодости Орлик рисовал еврейский квартал в Праге («Еврейское кладбище в Праге», гравюра на дереве, 1898; «Разрушение Пражского гетто», цветная литография, 1898).
| + | |
- | | + | |
- | == Галерея ==
| + | |
- | <gallery widths="150px" heights="150px">
| + | |
- | | + | |
- | Image:Emil Orlik self portrait.jpeg|Автопортрет. 1920-е годы
| + | |
- | | + | |
- | Image:Wilhelm Furtwängler by Emil Orlik.jpeg|Вильгельм Фуртвянгер, дирижёр (1928)
| + | |
- | | + | |
- | Image:Wanda Landowska by Emil Orlik.jpg|Ванда Ландовска, клавессинистка (1917)
| + | |
- | | + | |
- | Image:Emil Orlik Portrait Max Reinhardt.jpg|[[Рейнхардт, Макс|Макс Рейнхардт]], режиссёр и актёр
| + | |
- | | + | |
- | Image:Tilla Durieux.jpg|Тилла Дурле, австрийская актриса (1922)
| + | |
- | | + | |
- | Image:Emil Orlik Rollenportrait Hans Wassmann.jpg|Ханс Вассман в роли ''Ника Боттома'' (1909)
| + | |
- | | + | |
- | Image:Turandot Suite Score Cover.jpg|Сценография для спектакля "Турандот-сюита" (1906)
| + | |
- | | + | |
- | Image:Die Weber 1897 by Emil Orlik.jpeg|Афиша для спектакля "Вебер" по пьесе Г. Гауптмана (1897)
| + | |
- | | + | |
- | Image:Jakob Wassermann.jpg|[[Вассерман, Якоб|Якоб Вассерман]], романист (1899)
| + | |
- | | + | |
- | </gallery>
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | Об Орлике в статье [[Медали]].
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * Uwe Carstens, ''Emil Orlik'', in: ''Tönnies-Forum'', 16. Jg., 2007 , H. 2, {{ISSN|0942-0843}}
| + | |
- | * Scheffer, Heinrich, Die Exlibris des Emil Orlik, Wiesbaden: Verlag Claus Wittal 1992. ISBN 3-922835-23-6
| + | |
- | | + | |
- | == Источники и ссылки ==
| + | |
- | * КЕЭ, том Доп.3, кол. 366–367
| + | |
- | * [http://ru.wikipedia.org/wiki/Орлик,_Эмиль Статья в Википедии]
| + | |
- | * [http://en.wikipedia.org/wiki/Emil_Orlík Статья "Emil Orlík" в английском разделе Википедии]
| + | |
- | * [http://www.orlikprints.com Emil Orlik prints, books, artwork and biography]
| + | |
- | * [http://www.jewishmuseum.cz/en/aorlik.htm "Emil Orlik (1870–1932) - Portraits of Friends and Contemporaries" Jewish Museum, Prague, Czech Republic] includes
| + | |
- | {{Commonscat|Emil Orlik}}
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13091|ОРЛИК Эмиль}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Еврейские художники]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Художники по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Евреи в Европе]]
| + | |
- | [[Категория:Театр]]
| + | |