м |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Овадия hа-Гер]] |
- | | ТИП СТАТЬИ = 1
| + | |
- | | АВТОР1 = Л.Гроервейдл
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =3.09.2011
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''Овадия hа-Гер''' , '''Овадия прозелит''' ('''עובדיה הגר'''; родился как '''Жан, сын Дрё''' около 1070 в Оппидо Лукано) был католическим священником, который перешёл в [[иудаизм]] в 1102 году.<ref>Norman Golb, Obadiah the Proselyte: Scribe of a Unique Twelfth-Century Hebrew Manuscript Containing Lombardic Neumes, in The Journal of Religion, vol. 45 no. 2 (Apr., 1965) p. 155</ref><ref>Голб Норманн. Значение древнееврейских рукописей для исторических исследований, в особенности, истории хазар. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, [[Москович, Вольф Абрамович|В. Московича]], А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6; стр. 486-492</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Сведения об Овадии ==
| + | |
- | Его биография частично известна из фрагментарных материалов, обнаруженных в [[Каирская гениза|Каирской генизе]]. [[Норман Голб]], обнаруживший материалы Овадии hа-Гера в [[Каирская гениза|Каирской генизе]], исследовал их и пришёл к выводу, что это был Жан, сын Дрё, норманнский аристократ из Южной Италии.
| + | |
- | | + | |
- | Он бежал оттуда в [[Халеб]], затем пошёл в [[Дамаск]] и путешествовал по всему Ближнему Востоку во время [[Крестовые походы|Крестового похода]]. Очевидно, его странствия закончились в [[Египет|Египте]].
| + | |
- | | + | |
- | Относительно отождествления Овадии hа-Гера с адресатом [[Респонсы|респонса]] Рамбама (см. [[Маймонид. Маймонид как галахист]]) имеются разные мнения.
| + | |
- | == Прозелитизм Овадии ==
| + | |
- | В молодости на Овадию hа-Гера оказал сильное впечатление переход в иудаизм архиепископа Андреаса из города Бари , прошедшего церемонию обращения в Константинополе (см. [[Стамбул]]) и поселившегося затем в [[Египет|Египте]]. История Андреаса получила широкую известность в Италии и Греции. Сам Овадия hа-Гер обратился в иудаизм (по-видимому, в 1102 г.) под влиянием сновидения вскоре после принятия священнического обета. Немалую роль в его решении сыграли изучение [[Библия|Библии]]<ref>[http://www.ucalgary.ca/~elsegal/Shokel/920617_Obadiah.html University of Calgary; Eliezer Segal's articles: Obadiah the Proselyte]</ref> и антиеврейские гонения в Европе, включая [[Погромы|погромы]] во время 1-го [[Крестовые Походы|крестового похода]] (1096–99).
| + | |
- | | + | |
- | Для [[Прозелиты|прозелитов]] было обычным выбрать имя "Овадия" из-за традиционной легенды, что пророк [[Овадия (пророк)|Овадия]] был [[Идумеи|идумеем]], принявшим [[иудаизм]].
| + | |
- | | + | |
- | Овадия hа-Гер поселился в Константинополе, где начал изучать [[иудаизм]] и где был ранен крестоносцем. Переселившись в [[Багдад]], жил при [[Синагога|синагоге]], изучал [[иврит]], [[Пятикнижие]] и книги [[Пророки Книги|Пророков]]. В 1113 г. переехал в [[Халеб]] (Алеппо). | + | |
- | | + | |
- | В 1121 г. он встретился в [[Баниас|Баниасе]] в Галилее с [[Лжемессия|лжемессией]] [[Караимы|караимом]] Шломо hа-Коhеном, пригласившим Овадию в [[Иерусалим]]. Однако Овадия hа-Гер отправился в Египет и поселился в Фостате (ныне [[Каир]]).
| + | |
- | == Наследие Овадии ==
| + | |
- | Главным источником сведений об Овадии hа-Гере служит его автобиография (так называемая «Мегиллат Овадия» — «Свиток Овадии»), написанная на библейском иврите.
| + | |
- | | + | |
- | В Каирской [[Гениза|генизе]] обнаружены фрагменты сочинений, приписываемых Овадии hа-Геру, — хроника (сохранилось семь листов рукописи), молитвенник (один лист), литургические стихотворения (один лист); наибольший интерес представляет нотная запись нескольких синагогальных мелодий (три листа) — древнейшая из дошедших до нас<ref>Голб Норманн. Значение древнееврейских рукописей для исторических исследований, в особенности, истории хазар. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, [[Москович, Вольф Абрамович|В. Московича]], А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6; стр. 486-492</ref>
| + | |
- | <ref>Norman Golb,Obadiah the Proselyte: Scribe of a Unique Twelfth-Century Hebrew Manuscript Containing Lombardic Neumes, in The Journal of Religion, vol. 45 no. 2 (Apr., 1965) pp.153-56.</ref> Существует дискуссия на тему, еврейского или нееврейского происхождения эта использованная григорианская мелодия.<ref>См. Norman Golb, The Music of Obadiah the Proselyte and his Conversion (Музыка Овадии-прозелита и его обращение), Journal of Jewish Studies, 18, 1-4 (1967) стр. 43-63, где он обсуждает различные теории и предлагает свою собственную.</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Записи сделаны в так называемой грегорианской нотации, причём нотные знаки зеркально отражены, чтобы писать справа налево.
| + | |
- | | + | |
- | В его заметках в частности, рассказывается об архиепископе г. Бари (в 1062–78 гг.) Андреасе, <blockquote>
| + | |
- | «в чье сердце Бог вложил любовь к [[Тора|Торе]] [[Моше|Моисея]]. Он оставил свою землю и пост архиепископа... и совершил обрезание. Беды и несчастия обрушились на него... потому что необрезанные хотели убить его, но Бог спас его от них... [люди], видя его поступки и действуя по его примеру, также вступали в завет с Богом живым...
| + | |
- | Он (Андреас) прибыл в [[Египет]] и жил там до самой смерти...»
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | == Источники и сылки ==
| + | |
- | * [http://en.wikipedia.org/wiki/Obadiah_the_Proselyte_(priest) Статья "Obadiah the Proselyte (priest)" из английского раздела Википедии]
| + | |
- | * Голб Норманн. Значение древнееврейских рукописей для исторических исследований, в особенности, истории хазар. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, [[Москович, Вольф Абрамович|В. Московича]], А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6; стр. 486-492
| + | |
- | * Norman Golb, Obadiah the Proselyte: Scribe of a Unique Twelfth-Century Hebrew Manuscript Containing Lombardic Neumes, in The Journal of Religion, vol. 45 no. 2 (Apr., 1965) p. 155
| + | |
- | * Norman Golb, The Music of Obadiah the Proselyte and his Conversion, Journal of Jewish Studies, 18, 1-4 (1967) pp. 43-63
| + | |
- | * N. Golb, "Megillat Ovadiah Ha-Ger," in: S. Morag and N. Stillman, eds., Studies in Genizah and Sepharadi Heritage, Jerusalem, 1981.
| + | |
- | * [http://magazine.uchicago.edu/0408/research/music.shtml University of Chicago magazine]
| + | |
- | * [http://www.ucalgary.ca/~elsegal/Shokel/920617_Obadiah.html University of Calgary; Eliezer Segal's articles: Obadiah the Proselyte]
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{Reflist}}
| + | |
- | {{ElevenCopyRight|13043|ОВАДИЯ hа-ГЕР}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Category:Гиюр, прозелиты в иудаизме]]
| + | |
- | [[Category:История еврейского народа]]
| + | |
- | [[Category:История евреев в средневековье]]
| + | |
- | [[Category:Евреи в Европе]]
| + | |
- | [[Category:Евреи в Африке]]
| + | |