|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Мордехай]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ= 14 ноября 2011
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Мордехай''' (в русской традиции '''Мардохей''') (מָרְדְּכַי, также מָרְדֳּכַי Мордохай) - главный персонаж (наряду со своей племянницей и приемной дочерью [[Эстер]]-Эсфирью) [[Эстер (Эсфирь), библейская книга|свитка Эстер]].
| + | |
- | == История Мордехая ==
| + | |
- | [[Файл:Aert de Gelder 004.jpg|200px|right|thumb|Арент де Гельдер, "Мордехай и Эстер", 1685]]
| + | |
- | {{main|Эстер (Эсфирь), библейская книга}}
| + | |
- | Согласно свитку Эстер, Мордехай был правнуком Киша из [[Колена Израилевы|колена]] [[Биньямин]]а (2:5). Так как имя Киш встречается в [[Танах]]е (Библии) лишь однажды в качестве имени отца царя [[Шауль|Шаул]]я (Саул), также принадлежавшего к колену Биньямин, можно предположить, что Мордехай происходил из рода Шауля. Согласно свитку Эстер, Мордехай жил в [[Сузы|Сузах]] (Шушане), столице персидского царя Ахашвероша, то есть Ксеркса. Имя Мордехай — производное от имени вавилонского бога Мардука (вавилонские имена были нередки среди евреев этой страны, в том числе среди потомков [[Давид|Давида]] — см. [[Зрубавел]]).
| + | |
- | == Упоминание в Танахе ==
| + | |
- | [[Файл:Restout - Le Triomphe de Mardochée.JPG|250px|right|thumb|Jean II Restout, "Триумф Мордехая", 17 в.]]
| + | |
- | Когда Эстер была выбрана царем Ахашверошем для своего гарема, Мордехай велел ей не открывать царю своего происхождения (Эсф. 2:10). Так как Мордехай «сидел у ворот царских» (там же, 2:21), то есть был одним из придворных (ср. Дан. 2:49), он мог ежедневно справляться о благополучии Эстер (2:11). Узнав о готовящемся покушении на царя, он сообщил об этом царю через нее; заговорщики были казнены, а заслуга Мордехая занесена в царские анналы (Эсф. 2:21–23). Когда царь возвысил над всеми [[Хаман]]а (в русской традиции Аман), потомка царя [[Амалекитяне|амалекитян]] Агага (I Сам. 15:8–33), Мордехай отказался кланяться этому вельможе (Эсф. 3:1–5), видимо, помня о существующей между евреями и амалекитянами вечной вражде (Исх. 17:14–16; Втор. 25:17–19). Хаман решает отомстить не только Мордехаю, но и всем евреям персидской державы, убедив царя распорядиться об их истреблении в назначенный заранее день (Эсф. 3:6–15). Мордехай просит Эстер вступиться за свой народ: «Не думай, что ты одна спасешься в доме царском из всех иудеев. Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придут для иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете» (там же, 4:13–14). Тем временем царь, вспомнив об услуге, оказанной ему Мордехаем, приказал Хаману облечь Мордехая в царские одежды, вывезти его на царском коне на главную площадь и провозгласить о милости царя к нему (6:6–11).
| + | |
- | | + | |
- | В конце концов был издан новый указ, разрешающий евреям обороняться, Хаман казнен на виселице, которую соорудил для Мордехая, его имущество отдано Мордехаю, назначенному визирем, а враги евреев во всем персидском царстве преданы в их руки. В память об этих событиях Мордехай установил двухдневный праздник 14 и 15 [[Адар|адара]] (Эсф. 9:22) - [[Пурим]]. Во времена [[Хасмонеи|Хасмонеев]] 14 адара назывался «днем Мордехая» (II Мак. 15:36).
| + | |
- | == Упоминание в других еврейских источниках ==
| + | |
- | | + | |
- | В [[Аггада|Аггаде]] Мордехай выступает как [[Пророки И Пророчество||пророк]] и иногда идентифицируется с [[Мал’ахи]] (Мег. 12а). Извещенный пророком [[Илия|Илией]] об антиеврейском указе царя, Мордехай попросил трех мальчиков сказать ему последний выученный ими библейский стих; все процитировали разные стихи, однако в каждом из трех содержалось пророчество, что Израилю не следует опасаться обращенных против него козней (Мег. 16а).
| + | |
- | | + | |
- | Мордехай стал царем евреев (Эстер Р. 10:12) и чеканил монету, на одной стороне которой были изображены власяница и пепел, а на другой — золотой венец (Быт. Р. 39:11). Однако, снискав мирскую власть, Мордехай потерял духовную силу, потому что его политическая и административная деятельность не оставляла времени на изучение [[Тора|Торы]]; по этой причине он утратил свое первенство среди еврейских ученых, став седьмым среди них (Мег. 16б).
| + | |
- | | + | |
- | В определенной мере в Мордехае можно видеть прообраз [[Придворные Евреи|придворного еврея]] позднейших времен. Он верно служит царю, спасает его от заговорщиков, борется с личным врагом, но в то же время не забывает о помощи своему народу и выручает его в беде.
| + | |
- | == Упоминание в нееврейских источниках ==
| + | |
- | В клинописных табличках конца царствования Дария I или начала царствования Ксеркса упоминается чиновник по имени Мардука, которого некоторые исследователи идентифицируют с библейским Мордехаем. Существует также предположение, что место, занимаемое евреями в документах семьи Мурашу (эпоха правления наследников Ксеркса — Артаксеркса I и Дария II), в противоположность отсутствию всякого упоминания о них в более ранних документах, соответствует сообщению Библии, что Мордехай «искал и достиг добра народу своему» (10:3).
| + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | [[Пурим]]
| + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | {{ElevenCopyRight|12842|МОРДЕХАЙ}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Библейские персонажи]]
| + | |