м |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Крит (еврейская община)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Крит''' (на иврите כְּרֵתִים, Кретим), остров в восточной части Средиземного моря, принадлежит [[Греция|Греции]].
| + | |
- | === Первые упоминания ===
| + | |
- | | + | |
- | [[Библия]] указывает на тесную связь между Критом и [[Филистимляне|филистимлянами]] (Иех. 25:16; Цфан. 2:5), но также называет их пришельцами с острова [[Кафтор]] (Иер. 47:4; Ам. 9:7).
| + | |
- | | + | |
- | Исследователи библейской топонимики усматривают в этом доказательство идентичности или географической близости Крита и Кафтора.
| + | |
- | | + | |
- | Кандия — гораздо более позднее название острова — встречается уже в [[Талмуд|Талмуде]] (Иома 10а); в средневековой [[Раввинистическая Литература|раввинистической литературе]] оно полностью вытеснило библейское.
| + | |
- | | + | |
- | На существование значительной еврейской общины на Крите во 2 в. до н. э., возможно, указывает сообщение в Первой книге Маккавеев (15:23; см. [[Маккавеев Книги|Маккавеев книги]]), что циркуляр римского консула Люция о возобновлении дружественного договора между Римом и [[Шимон Хасмоней|Шимоном Хасмонеем]] был в 142 г. до н. э. направлен и в критский город Гортина.
| + | |
- | === Первый век ===
| + | |
- | [[Филон Александрийский]] в 1 в. н. э. называет Крит в числе стран со значительным еврейским населением (Делегация к Гаю, 281).
| + | |
- | | + | |
- | Из семьи еврейских нотаблей Крита происходила последняя (четвертая) жена [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]] (Жизнь, 427). О критских евреях, живших в [[Иерусалим|Иерусалиме]], говорится в Новом завете (Деян. 2:11).
| + | |
- | === Четвертый век ===
| + | |
- | Мало что известно о положении еврейской общины под властью [[Византия|Византии]] (с 395 г. н. э.).
| + | |
- | === Пятый - начало тринадцаттого века ===
| + | |
- | | + | |
- | Сохранились сведения, что в начале 5 в. евреи Крита были по приказу императора Феодосия II изгнаны с острова, а объявившийся там около 448 г. лжемессия выдавал себя за [[Моисей|Моисея]] и обещал вернувшимся к тому времени изгнанникам «привести их в Иудею без кораблей»
| + | |
- | Мало что известно о положении еврейской общины под властью арабов (с 823 г.), византийцев (с 961 г.) и крестоносцев, завоевавших остров в 1204 г. и, видимо, в том же году передавших его [[Венеция|Венеции]].
| + | |
- | === Тринадцатый - первая половина семнадцатого века ===
| + | |
- | | + | |
- | В период венецианского владычества (до 1669 г.) еврейская община Крита достигла значительного экономического и культурного расцвета и стала прибежищем многих евреев из различных стран Европы и Ближнего Востока.
| + | |
- | | + | |
- | Кроме итальянских евреев, селившихся на Крите после 1204 г., там осели беженцы из [[Германия|Германии]], [[Греция|Греции]] и арабоязычных стран Средиземноморья, а после [[Изгнания|изгнания]] евреев из Испании (1492) появилось большое число переселенцев с Иберийского полуострова.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейское население Крита, численность которого никогда не превышала 1,2 тыс. человек, в основном было сосредоточено в трех главных портовых городах острова: Кандии, Кании и Ретимноне (ныне, соответственно, Ираклион, Ханья и Ретимни).
| + | |
- | ==== Духовная жизнь общины ====
| + | |
- |
| + | |
- | На развитие духовной и культурной жизни общины Кандии, самой значительной на Крите и вплоть до нового времени славившейся ученостью своих раввинов, оказали большое влияние такие выдающиеся талмудисты, ученые и мыслители, как Шмария бен Элияху Икрити (1275–1355), Михаэль бен Шабтай Балбо (родился в 1411 г. – умер не ранее 1484 г.), Элияху бен Моше Абба и Иосеф Шломо Дельмедиго (см. [[Дельмедиго|Дельмедиго, семья]]), Элияху бен Элиэзер Философ (15 в.), Элияху бен Элкана Капсали (1483–1555) и другие.
| + | |
- | ==== Положение евреев ====
| + | |
- | | + | |
- | Под властью венецианцев евреи Крита занимали промежуточное положение между закрепощенным коренным греческим населением и феодальной знатью, но за исключением немногих богатых коммерсантов, пользовавшихся статусом граждан Венецианской республики, официально числились крепостными. Отношение нееврейского населения к евреям было, как правило, крайне недружелюбным.
| + | |
- | | + | |
- | Хотя власти притесняли их, ограничивали в правах, облагали непосильными налогами и обязывали ссужать правительство деньгами, в частности, на нужды войн Венеции с Турцией, экономическое положение еврейских общин в целом было устойчивым.
| + | |
- | | + | |
- | Большинство евреев занималось разного рода ремеслами, но им были доступны также профессии врача и адвоката.
| + | |
- | | + | |
- | С 1350 г. евреи были обязаны селиться в [[Кварталы Еврейские|еврейских кварталах]], носить [[Отличительный Знак|отличительный знак]] на одежде и помечать им свои дома.
| + | |
- | | + | |
- | В 1416 г. приобретение земли евреями было ограничено и в 1423 г. полностью запрещено. Запрет заниматься посредничеством был объявлен в 1433 г.
| + | |
- | | + | |
- | В 1449–50 гг. евреев Крита обвинили в распятии зарезанного на [[Песах]] агнца (обвинение, связанное с истоками [[Кровавый Навет|кровавого навета]]), а в 1452 г. — в [[Гостии Осквернение|гостии осквернении]].
| + | |
- | | + | |
- | Постыдным бременем для еврейской общины было назначение из ее среды городского палача.
| + | |
- | | + | |
- | Свод постановлений критской общины («Такканот Кандия»), сложившихся на протяжении 13–16 вв., свидетельствует как о борьбе ее руководства с опасностью религиозного и морального упадка, так и о ее прочной внутренней структуре, исправно действующих учреждениях в рамках предоставленного ей самоуправления (в частности, в области культа) и активной экономической, общественной и духовной жизни критского еврейства. Объединение местных общин возглавлял избираемый еврейскими нотаблями кондостабло, представлявший его перед властями; ему помогали вести дела хашбаним (`казначеи`) и советники.
| + | |
- | | + | |
- | [[Мешуллам Из Вольтерры|Мешуллам из Вольтерры]], посетивший Крит в 1481 г., застал на острове шестьсот еврейских семей и четыре синагоги (одна сохранилась доныне в Ираклионе).
| + | |
- | | + | |
- | Община [[Романиоты|романиотов]] (самая древняя на острове) долгое время представляла собой элиту критского еврейства.
| + | |
- | | + | |
- | Усилившиеся в 16 в. антиеврейские выступления христианского населения Крита и притеснение евреев правительством острова не прекратились и после их сурового порицания Константинопольским патриархом (1568).
| + | |
- | | + | |
- | Фанатичный религиозный правитель Крита Дж. Фоскарини (правил в 1574–77 гг.) принял строгие меры к изоляции евреев, отказавшихся перейти в христианство, и обложил еврейскую общину тяжелыми налогами.
| + | |
- | | + | |
- | В 1583 г., во время войны с Турцией, греки Кандии, возбужденные слухами о том, что евреи укрывают турок, напали на еврейский квартал, и лишь вмешательство венецианского войска предотвратило резню.
| + | |
- | | + | |
- | Годовщина этого события (18 [[Таммуз|таммуза]]) отмечалась евреями Крита как Пурим Кандия (см. [[Пурим. Пурим местный]]).
| + | |
- | | + | |
- | Вместе с тем экономическое положение еврейского населения Крита оставалось удовлетворительным. В их руках была сосредоточена торговля сахаром, воском, кожей, индиго, вином и т. п.; некоторые евреи занимались ростовщичеством (см. [[Ссуда Денежная|Ссуда денежная]]) и банковским делом.
| + | |
- | === Вторая половина семнадцатого - девятнадцатый век ===
| + | |
- | | + | |
- | В период турецкого владычества (1669–1898) наступил упадок еврейской общины Крита; оторванность от западноевропейских центров привела к ее материальному и культурному обнищанию.
| + | |
- | | + | |
- | Благожелательное отношение турецких властей к еврейскому населению острова и лояльность последнего к Турции усиливала неприязнь греческого населения к евреям, и участившиеся в 19 в. антитурецкие восстания часто сопровождались еврейскими погромами.
| + | |
- | | + | |
- | Тем не менее, в борьбе за объединение Крита с Грецией принимал участие [[Барух, Иосеф Марку|И. М. Барух]], пропагандировавший идею создания еврейской армии, с помощью которой он надеялся отвоевать у Турции Палестину для еврейского народа.
| + | |
- | | + | |
- | После поражения Греции в греко-турецкой войне 1897 г. многие евреи покинули Крит. Оставшиеся зарабатывали на жизнь мелким ремесленничеством и [[Коробейничество|коробейничеством]]. Когда в 1898 г.
| + | |
- | | + | |
- | Турция предоставила Криту административную автономию, еврейское население Крита состояло из 225 семей (около 1150 человек), которые жили в городах Ханья (двести семей), Ираклион (двадцать семей) и Ретимни (пять семей).
| + | |
- | | + | |
- | === Двадцатый век ===
| + | |
- | | + | |
- | В 1913 г. Крит вошел в состав Греции.
| + | |
- | | + | |
- | В канун Второй мировой войны на Крите жило около 400 евреев. После вторжения немецких войск (апрель 1941 г.) в Грецию многие евреи бежали оттуда на Крит.
| + | |
- | ==== Немецкая оккупация ====
| + | |
- | | + | |
- | Крит был оккупирован немцами в мае–июне 1941 г.
| + | |
- | | + | |
- | В июне 1944 г. евреев Крита (около 270 человек, главным образом из города Ханья) перевезли в Ираклион, вместе с 400 греческими заложниками погрузили на судно и утопили в открытом море.
| + | |
- | | + | |
- | Из евреев Крита лишь семь человек пережили [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофу]].
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|12240|КРИТ}}
| + | |
- | | + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Регионы и страны]]
| + | |
- | [[Категория:Евреи в Европе]]
| + | |