|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Коробочный сбор (внутриобщинный налог)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Коробочный сбор''' (на идиш טאַקסע, таксе), внутриобщинный налог, главным образом на кашерное (см. [[Кашрут]]) мясо.
| + | |
- | === История налога ===
| + | |
- | | + | |
- | По некоторым данным такой налог взимался в общинах Кастилии 12 в. Среди [[Сефарды|сефардов]] он известен под названием габела, а у евреев [[Марокко]] 20 в. как хакдиш. Коробочный сбор введен польско-литовскими [[Кагал|кагалами]] в 17 в.
| + | |
- | === Налог в Польше ===
| + | |
- | | + | |
- | Обнищание еврейских общин после трагических событий в [[Польша|Польше]] в 1648–67 гг. расшатало существовавшую с 16 в. систему сбора налогов кагальным руководством методом прямого обложения доходов и имущества (см. [[Налоги]]).
| + | |
- | | + | |
- | Осуществленное [[Ваад Четырёх Земель|Ваадом четырех земель]] перенесение доли налога бедных общин на наиболее состоятельные, привлечение польских офицеров, которые присваивали львиную долю собранных сумм, к взысканию раты (квартальная уплата подати) с членов общины, рост долгов и недоимок как ваада, так и кагалов, привели к необходимости введения коробочного сбора, чтобы повсеместно упорядочить финансовую жизнь общин.
| + | |
- | | + | |
- | Это вполне устраивало подскарбия (королевский казначей) и общины; последние к тому же видели в коробочном сборе возможность распоряжаться оставшимися свободными деньгами для покрытия своих расходов и облегчения фискальной зависимости от Ваада четырех земель.
| + | |
- | | + | |
- | Из суммы коробочного сбора платили также жалованье раввинам и др. религиозным должностным лицам, содержали общинные образовательные и благотворительные учреждения.
| + | |
- | | + | |
- | Одним из важных факторов установления в 1-й четверти 19 в. сотрудничества между хасидами (см. [[Хасидизм]]) и [[Митнагдим|митнагдим]], в том числе и кагальной верхушкой, было стремление последней не допустить уменьшения доходов коробочного сбора, который не вносили хасиды, соблюдавшие свои правила [[Убой Ритуальный|убоя ритуального]].
| + | |
- | == Налог в Российской империи ==
| + | |
- | | + | |
- | С конца 18 в. в Российской империи главным назначением коробочного сбора стало погашение старых кагальных долгов. Однако постепенно (вначале по инициативе некоторых кагалов) русская администрация посредством ряда указов, законов и положений (1809, 1823, 1826, 1829, 1835, 1839, 1844) превратила коробочный сбор главным образом в источник непосредственной уплаты государственных повинностей.
| + | |
- | === Обложение нагогом ===
| + | |
- | | + | |
- | Коробочным сбором облагались в большинстве общин ритуальный убой скота и птицы и продажа кашерного мяса, но в некоторых городах и [[Местечко|местечках]] сбор взимался также с субботних и праздничных свечей, [[Этрог|этрогов]], соли, крупы, рыбы, смолы, дров, сена, бань, а также (сверх государственных поборов) с доходов от сдаваемых внаем домов, лавок, содержания бильярдных, с денежного наследства и т. д.
| + | |
- | | + | |
- | Требование закона об обращении коробочного сбора исключительно на уплату долгов и податей и на нужды исполнения обрядов вероисповедания (разрешено с 1829 г.) повсюду нарушалось общинами, расходовавшими суммы на содержание духовных лиц, синагог и на др. нужды.
| + | |
- | === Право взимания сбора ===
| + | |
- |
| + | |
- | Право взимания коробочного сбора отдавалось с публичных торгов обычно на четырехлетний период в откуп евреям, вносившим установленные суммы в городские думы, магистраты, суды, а иногда и непосредственно в уездные казначейства, где хранились также ежегодные остатки от коробочного сбора (с 1835 г.).
| + | |
- | === Положение о коробочном сборе ===
| + | |
- | | + | |
- | При обсуждении правительством в 1830-х гг. вопроса о коробочном сборе одесский общественный деятель Б. Штерн (1798–1853), признавая этот сбор крайне обременительным для еврейских масс, тем не менее высказался за его сохранение, указывая, что, являясь не прямым, а косвенным налогом, он избавляет евреев от суровых мер принуждения, зачастую применяемых при взыскании податей.
| + | |
- | | + | |
- | Положение о коробочном сборе 1839 г. установило сбор только с кашерного мяса, исключив «сборы... с предметов ветхозаветного верослужения...», то есть свечей и этрогов, но сделало коробочный сбор обязательным для всех еврейских общин в [[Черта Оседлости|черте оседлости]].
| + | |
- | | + | |
- | Исключение составляло лишь Царство Польское, где с 1809 г. (Герцогство Варшавское) по 1862 г. существовал специальный казенный сбор с евреев, так называемый кашерный сбор (в австрийской Восточной Галиции с 1784 г., а в Западной с 1797 г., однако только для уплаты кагальных долгов), непосредственно поступавший в казну.
| + | |
- | === Изменения в положении о коробочном сборе ===
| + | |
- | | + | |
- | С упразднением кагалов в 1844 г. вышло новое положение о коробочном сборе (действовало до 1917 г.), согласно которому коробочный сбор «принадлежит обществам» и в первую очередь должен употребляться на уплату правительственных налогов (до 1863 г. подушной подати) и долгов общин, а затем на содержание еврейских школ, устройство еврейских сельскохозяйственных поселений и на благотворительные цели.
| + | |
- | | + | |
- | Размеры коробочного сбора и методы его взимания устанавливали городские власти, которые консультировались с руководством еврейских общин. Городская администрация принимала также меры (в том числе полицейские) для борьбы с нелегальным убоем скота и птицы как с формой уклонения от уплаты коробочного сбора. От этого сбора были освобождены нижние воинские чины (служившие и отставные) и выпускники высших учебных заведений.
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на декларированную в 1839 г. отмену сбора с предметов культа, правительство в 1844 г. ввело для содержания [[Казённые Еврейские Училища|казённых еврейских училищ]] особый свечной сбор (с «шабашковых», то есть субботних и праздничных свечей), который до 1839 г. входил в состав коробочного сбора. (В [[Галиция|Галиции]] в 1797–1848 гг. свечной сбор взимался австрийскими властями с евреев вместо налога за веротерпимость.)
| + | |
- | | + | |
- | В Российской империи суммы свечного сбора поступали в ведение министерства народного просвещения и взимались не только со свечей, но также с ламп и светильников, «без различия сжигаемого в них материала». От сбора освобождались земледельцы, нижние воинские чины, бедные мещане и [[Крымчаки|крымчаки]] из Карасу-Базара. Свечной сбор был посемейным, и брать его на откуп евреи избегали из-за трудности его взимания, да и сам налог был крайне непопулярен из-за антипатии еврейских масс к казенным училищам.
| + | |
- | | + | |
- | Ввиду этого в 1851 г. была установлена сумма свечного сбора (230 тыс. рублей), которая распределялась между еврейскими общинами в прямой пропорции с откупной суммой коробочного сбора.
| + | |
- | | + | |
- | В 1855 г. по ходатайству еврейской общины [[Одесса|Одессы]] свечной сбор для нее был упразднен и вместо него увеличена сумма коробочного сбора.
| + | |
- | | + | |
- | С этого времени свечной сбор повсеместно фактически выплачивался из коробочного сбора. Как его пережиток в некоторых небольших общинах Восточной Европы жена раввина имела монополию на продажу субботних свечей по повышенной цене, что служило жалованьем раввину.
| + | |
- | | + | |
- | В [[Киев|Киеве]] в 1857–1917 гг. в размерах коробочного сбора взимался «акцизный сбор с кашерных предметов» (сначала целиком в пользу города, а затем частью и на еврейские нужды). В 1891 г. свободные остатки с этого акциза Александр III разрешил использовать на увеличение городской полиции для борьбы с наплывом в Киев евреев, не имевших права жительства.
| + | |
- | | + | |
- | Система откупа коробочного сбора поощряла эксплуатацию еврейской бедноты, коррупцию и произвол откупщиков (баалей таксе), повышавших ради личной выгоды цену на кашерное мясо.
| + | |
- | === Критика коробочного сбора ===
| + | |
- | | + | |
- | Деятели [[Хаскала|Хаскалы]] (например, [[Менделе Мохер Сфарим]] комедия «Ди таксе», 1869) и некоторые религиозные круги подвергали суровой критике не только злоупотребления откупщиков, но и сам коробочный сбор за его несправедливость (налог на необходимость выполнять религиозные предписания), а также за то, что вся тяжесть его ложилась на плечи бедных слоев еврейского населения.
| + | |
- | | + | |
- | Освобождение интеллигентов-евреев от коробочного сбора и то, что с конца 19 в. многие евреи (особенно на юге России) не соблюдали кашрут, только усилило бремя, ложившееся на верующие еврейские массы.
| + | |
- | | + | |
- | Несправедливостью было и то, что остатки коробочного сбора, поступавшие в государственный банк и предназначавшиеся по смыслу сбора и по закону на еврейские нужды, использовались на дела, не имеющие к этому никакого отношения (строительство малодоступных для евреев гимназий, содержание полиции и пожарных команд, мощение улиц и благоустройство дорог, на санитарные цели и т. п.), о чем неоднократно заявляли еврейские общественные деятели (например, [[Фридман, Нафтали|Н. Фридман]] в 3-й [[Дума Государственная|Государственной думе]]).
| + | |
- | | + | |
- | Таким образом евреи, разделявшие бремя общего налогообложения, выплачивали особый еврейский налог, составлявший, например, на январь 1887 г. три миллиона рублей по черте оседлости (исключая Польшу).
| + | |
- | | + | |
- | На Ковенском совещании еврейских общественных деятелей (1909) [[Слиозберг, Генрих Борисович|Г. Слиозберг]] квалифицировал коробочный сбор как «штраф за исполнение религиозных предписаний» и призвал к замене его обязательным прогрессивным подоходным налогом в пользу общин, что поддержали все делегаты.
| + | |
- | | + | |
- | Целесообразность коробочного сбора обсуждалась и Особым съездом при раввинской комиссии (Петербург, 1910), где возобладало мнение сохранить его, так как его упразднение лишило бы бюджеты еврейских общин финансовой основы.
| + | |
- | | + | |
- | В 1910-х гг. несколько общин стали осуществлять коробочный сбор без посредничества откупщиков. В Вильне, например, коробочный сбор был поручен специальной комиссии, и доходы передавались еврейским городским благотворительным учреждениям.
| + | |
- | | + | |
- | В годы Первой мировой войны, когда цены на мясо сильно возросли и были введены ограничения на его потребление (обязательные постные дни), доходы от коробочного сбора резко упали и многие общины потерпели финансовый крах.
| + | |
- | | + | |
- | В большинстве общин в то время коробочный сбор был заменен прогрессивным налогообложением, которое исчислялось на основании ренты, квартирной платы и т. п.
| + | |
- | === Отмена коробочного сбора ===
| + | |
- | После Февральской революции 1917 г. вместе со всем специальным законодательством о евреях был отменен и коробочный сбор.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|12196|КОРОБОЧНЫЙ СБОР}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:История евреев России/Украины]]
| + | |