|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Кордоверо, Моше]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=2
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=1
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=30/12/2010
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Общие сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Кордове́ро''' Моше бен Яаков; акроним רַמַ'ק (Рамак — «Рабби Моше Кордоверо») 1522,? — 1570, Цфат), один из наиболее видных представителей цфатской школы долурианской каббалы.
| + | |
- | | + | |
- | Место рождения Кордоверо неизвестно; судя по фамилии, его семья происходила из Испании — из Кордовы; известно также, что значительное время семья прожила в Португалии.
| + | |
- | | + | |
- | К 20 годам получил хорошие познания в Талмуде и философии. В это время, как рассказывают, он услышал «голос с небес», который призвал его изучать каббалу у его шурина, рава [[Алькабец, Шломо|Шломо Алькабеца]]. Его учителем был также [[Каро, Йосеф|Йосеф Каро]], а одним из учеников — [[Лурия, Ицхак (Ари, Аризаль)|Ицхак Лурия]].
| + | |
- | | + | |
- | Кордоверо был даяном и главой ешивы в Цфате.
| + | |
- | | + | |
- | Ещё в молодости Кордоверо был известен как один из самых великих знатоков каббалы и пользовался высочайшим уважением среди современников, но его славу скоро затмил ближайший ученик — Ицхак Лурия, знаменитый Аризаль.
| + | |
- | | + | |
- | Кордоверо оказал огромное влияние на развитие каббалистической литературы этической направленности, прежде всего благодаря своему очень популярному трактату «Томер Двора» («Пальма Дворы»), в котором он попытался сделать учение о сфирот этической основой мысли и действия. Кордоверо подчеркивал: прежде чем приняться за изучение каббалы, необходимо изучить Танах, Мишну и Гемару.
| + | |
- | | + | |
- | Учение Кордоверо является единственной в истории каббалы попыткой ее демифологизации и подведения под нее философской базы.
| + | |
- | | + | |
- | == «Пардес Римоним» ==
| + | |
- | | + | |
- | За свою недолгую жизнь Кордоверо создал несколько монументальных трудов, в которых суммировал и систематизировал мистические учения предшественников. Первое его знаменитое произведение, «Пардес римоним» («Гранатовый сад») написано им в возрасте 27 лет, в 1549 (напечатано в Салоники в 1584), — попытка придать каббале характер рационалистической философской системы. Анализируя различные каббалистические течения, Кордоверо стремится создать всеобъемлющую теоретическую систему каббалы.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | В этой книге Эйн-Соф предстает как мысль, питающая всю вселенную. «До тех пор пока все, что существует, содержится в Его бытии, Он охватывает все сущее. Субстанция Его присутствует в Его сфирот, и Сам Он — во всем, и ничто — вне Его». Свет Эйн-Соф, протекая через сфирот, подобно потоку чистой воды, приобретает многообразные цвета и формы материального мира. «Он не меняет цвета вовсе, [не склоняясь] ни к суду, ни к состраданию, ни вправо, ни влево. Однако при прохождении [его] лучей сквозь [сфирот] — пёстрые цветные стёкла, — верх берёт то суд, то сострадание». Но отождествлять сфирот и Эйн-Соф нельзя. Кордоверо критиковал каббалистов, которые не проводили четкого разграничения между сфирот (Божественными атрибутами) и Божественной Сущностью. В «Пардес римоним» (врата 4) Кордоверо поддерживает рабби Менахема Реканати как сторонника строго инструментальной интерпретации сфирот («как орудий художника»). «Сефер Маген Давид» он считает источником онтологического определения сфирот в качестве Божественной сущности. «Пардес римоним» дает систематическое представление о каббалистической теологии, являясь авторитетным и любимым руководством среди знатоков каббалы во всем мире. Он не только великолепно построен, но также и содержит много ценнейших комментариев на пассажи из каббалистических книг (Зоhар и др.).
| + | |
- | | + | |
- | == Другие сочинения ==
| + | |
- | | + | |
- | Другое произведение Кордоверо, «Элима раббати» («Великий Элим», Львов, 1881), было написано десятью годами позже. В этой книге Кордоверо, отказавшись от полемического стиля своего первого труда, излагает более глубокую и зрелую теологическую систему.
| + | |
- | | + | |
- | Важнейшим трудом Кордоверо является также огромный (около 30 томов) обширный комментарий к Зоhару «Ор якар» («Драгоценный свет»), который был издан полностью только в последнее время (1960—2005 гг., Иерусалим), а также целый ряд менее крупных сочинений.
| + | |
- | | + | |
- | == Учение Моше Кордоверо ==
| + | |
- | | + | |
- | В своей концепции трансцендентной природы Бога Кордоверо следует сочинению «Тикуней Зоhар»: Бог есть Первопричина, Необходимое Бытие, существенно отличное от всякого другого бытия. Принимая средневековую философскую теорию, что атрибуты Бога следует понимать как отрицание отрицаний, Кордоверо, как и Маймонид, утверждает, что к трансцендентной природе Бога неприменимы никакие положительные определения.
| + | |
- | | + | |
- | Кордоверо считает, что нужно сначала изучить Танах, Мишну и Гемару прежде, чем приняться за изучение каббалы. В своих работах «Элима Раббати» и «Шиур Кома» он признает значимость философии, но стремится показать её бессилие в решении проблемы связующего звена между трансцендентной природой Бога и миром связи, которая в учении каббалы становится возможной посредством доступной человеческому постижению системы сфирот — эманации Эйн-Соф (`бесконечности`), являющихся действующим в мире аспектом Божества.
| + | |
- | | + | |
- | Одной из основных проблем, стоявших перед Кордоверо, являлась диалектика единства и множества: перехода от скрытого Бога — Эйн-Соф (понятие, тождественное трансцендентной, неизменяемой, простой первопричине в средневековой философии) к сфирот — сложному, хотя и Божественному множеству. Чтобы объяснить этот переход, Кордоверо вводит в свою теорию три световые сущности (цахцахот), потенциально пребывающие в Эйн-Соф. Вечное существование этих промежуточных сущностей обеспечивает логически непротиворечивый переход от единства к множеству.
| + | |
- | | + | |
- | Кордоверо полемизирует как с теми каббалистами, которые рассматривают систему сфирот лишь в качестве келим (`сосудов` или `инструментов`), с помощью которых трансцендентная сущность Бога управляет мирозданием, так и с теми, которые расценивают сфирот лишь как ацмут (гипостазированная Божественная сущность).
| + | |
- | | + | |
- | По мнению Кордоверо, сфирот являются одновременно и тем и другим, то есть сосудами, наполненными динамической Божественной сущностью, которая обеспечивает их существование подобно тому, как душа обеспечивает существование тела, а также инструментами трансцендентной сущности Бога, с помощью которых Он действует в мире.
| + | |
- | | + | |
- | Однако прямая связь между трансцендентной природой Бога и системой постижимых эманаций неприемлема для Кордоверо, воспитанного на перипатетической концепции Божественной первопричины, и поэтому он обращается к понятию цахцахот (`сияние`), которое он представляет в образе вечных световых сущностей, осуществляющих связь между Эйн-Соф и Кетер («Венец»), первой в порядке сфирот, непостижимой для человека.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно Кордоверо, эманация является волевым процессом. Воля участвует в каждом Божественном акте: действующий Бог — это Бог в соединении с Его волей. Вопрос о соотношении между Богом и Его волей Кордоверо рассматривает диалектически: воля есть эманация, исходящая от Бога в виде последовательного ряда конкретных воль, асимптотически приближающихся к Божественной субстанции. Процесс эманации сфирот также описывается Кордоверо как процесс диалектический: чтобы обнаружить Себя, Бог должен Себя скрыть.
| + | |
- | | + | |
- | Это сокрытие собственно является одновременно проявлением, то есть система сфирот как бы закрывает собой эйн-соф, являясь вместе с тем единственным возможным проявлением Бога. Процесс эманации является результатом постоянной динамики внутренних аспектов сфирот, которые, в свою очередь, находятся в эманационной связи. Мир эманаций создается и существует благодаря двойному световому процессу нисходящей эманации — ор яшар (`прямой свет`) и ее восходящего отражения — ор хозер (`отраженный свет`).
| + | |
- | | + | |
- | Переход из мира эманаций в низшие миры непрерывен, и между всеми мирами существует причинно-следственная связь. Таким образом, проблема «творения из ничего» существует только в отношении перехода от Божественного небытия (аин) к первичному бытию, то есть к высшим аспектам сфиры Кетер. Несмотря на стремление Кордоверо сгладить этот переход, в частности введением понятия цахцахот, его учение отражает теистическую позицию, так как первая сфира находится вне Божественной субстанции. Вместе с тем Кордоверо неоднократно повторяет, что эта динамическая субстанция имманентна всем мирам, существующим лишь благодаря Его постоянному присутствию.
| + | |
- | | + | |
- | Наряду с теизмом для доктрины Кордоверо характерны два других свойства: стремление к демифологизации каббалы и выраженный монизм, ярким примером которого является отношение Кордоверо к вопросам добра и зла. По мнению Кордоверо, в мире существует только добро, в то время как зло, не являясь онтологической сущностью, представляет собой лишь отсутствие добра. Эти два последних аспекта каббалы Кордоверо отличают ее от [[Лурианская каббала|лурианской каббалы]].
| + | |
- | | + | |
- | == Влияние на развитие каббалы ==
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на важное место, принадлежавшее в истории каббалы учению Кордоверо, оно не получило распространения — частично в силу своего абстрактного характера, но главным образом — из-за появления и расцвета [[Лурианская каббала|лурианской каббалы]], вытеснившей все до того времени существовавшие каббалистические системы. Огромное влияние этого учения на последующие поколения, несомненно, связано с трагедией, постигшей испанское еврейство. Изгнание евреев из Испании было воспринято современниками как космическая катастрофа, предвещавшая конец мира. Последующие поколения жили в ожидании огромных перемен, которые будут одновременно переменами в судьбе еврейского народа.
| + | |
- | | + | |
- | Кордоверо никогда не утверждал, что он философ. Но на фоне лурианского символизма и мифологических образов, он неизбежно воспринимался как исключительно здравомыслящий и рациональный каббалистический автор. Его подход был в основном философским. Но большинство каббалистов видело в нём учителя великого медитативного благочестия, а не теоретической философской спекуляции. Во время похорон Кордоверо [[Лурия, Ицхак (Ари, Аризаль)|Аризаль]] видел столб огня, а [[Каро, Йосеф|Йосеф Каро]] воскликнул: «Здесь находится Ковчег Торы».
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/article/12190 Кордоверо Моше бен Я‘аков]
| + | |
- |
| + | |
- | * [http://community.livejournal.com/ru_judaizm/1036717.html Драшот бе-иньяней малахим (Эссе на темы ангелов)]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Каббалисты и исследователи каббалы]]
| + | |
- | [[Категория:Ахроним]]
| + | |