|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Йехезкель (Иезекиил), библейская книга]] |
- | | ТИП СТАТЬИ = 1
| + | |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ = 1
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- |
| + | |
- | [[Файл:Ezekiel.jpg|200px|right|thumb|Микеланджело. Пророк Иезекииль. Фрагмент фрески Сикстинской капеллы, Ватикан]]
| + | |
- | '''Книга пророка Йехезкеля''' (в русской традиции - '''Иезекиила''') ({{lang-he|יְחֶזְקֵאל}} - "Господь укрепит") — часть [[ТаНаХ]]а, третья книга «больших [[Пророки И Пророчество|пророков]]». Состоит из 48 глав.
| + | |
- | == Исторический фон ==
| + | |
- | Содержащиеся в книге Йехезкеля пророчества относятся ко времени между 593 и 571 гг. до н. э., то есть к периоду, когда после почти 10 лет покорности иудейский царь [[Цидкияhу]], надеясь на помощь Египта, восстал против вавилонского ига (588 г. до н. э.). Восстание закончилось страшным разгромом Иудеи и, после двухлетней осады, взятием Иерусалима в 586 г. до н. э. [[Навуходоносор II|[Навуходоносором]]; [[Храм]] был разрушен, и большинство населения страны угнано в Вавилонию.
| + | |
- | | + | |
- | В число пленных попала царская семья и князья; всё храброе войско; плотники и кузнецы. С тяжёлыми чувствами пленённые израильтяне завершили своё утомительное путешествие, оставив позади гористую местность с природными источниками вод и долинами и оказавшись на одной из необъятных равнин. Теперь они жили у реки Ховар, в самом сердце могущественной державы, в окружении народа, который имел чуждые им обычаи и поклонялся языческим божествам. Навуходоносор разрешил израильтянам владеть собственными домами, держать слуг и заниматься ремёслами и торговлей<ref>{{Библия|Иез|8:1}}; Иер. 29:5—7; Езд. 2:65</ref>.
| + | |
- | == Биография пророка Йехезкеля ==
| + | |
- | Сведения о личности пророка крайне скудны.
| + | |
- | | + | |
- | Йехезкель сын Бузи родился в [[Иудея|Иудее]] и был [[Коэны|коheном]]<ref>4 Цар. 24:11—17; {{Библия|Иез|1:1—3}}</ref>. Его жена умерла во время осады [[Иерусалим]]а войсками [[Навуходоносор II|Навуходоносора]]<ref>24:2, 18</ref> , а сам он первым караваном пленных в [[597 до н. э.|597 году до н. э.]] был уведён в [[Вавилония|Вавилонию]] и жил в посёлке [[Тель-Авив (Месопотамия)|Тель-Авив]] у реки [[Ховар]] близ [[Ниппур]]а, одного из религиозных центров Вавилонии.
| + | |
- | | + | |
- | В пятом году пленения [[Иоаким]]а, Йехезкель был призван Богом к пророческому служению: пророку были явлены от [[Бог]]а несколько видений, с которых в [[592 до н. э.|592 году до н. э.]] началось его пророческое служение. В это время Йехезкелю было около 30 лет. Дом пророка в Тель-Авиве, как и дома многих священников в плену, стал местом, где собирались изгнанные иудеи (именно из таких домов собраний в эпоху плена и родилась [[синагога]]). 22 года спустя, в 27-м году пленения, он всё так же оставался в служении, как мы читаем далее в книге (Иез. 1:1, 2; 29:17).
| + | |
- | | + | |
- | Время и обстоятельства смерти пророка неизвестны, по преданию, его гробница находится в центральном Ираке, в селении, расположенных в 32 км от городе [[Хилла]].
| + | |
- | | + | |
- | == Краткое содержание книги ==
| + | |
- | | + | |
- | === Структура книги ===
| + | |
- | Книга Иехезкель представляет собой изложение от первого лица видений пророка и обращенных к нему слов Бога. Тематически пророчества подразделяются на две основные части:
| + | |
- | # пророчества о наказании Израиля за нарушение [[Завет|Завета]] (главы 1–24) и | + | |
- | # пророчества о его будущем возрождении (главы 25–48). Первые восемь глав 2-й части содержат пророчества о наказании Богом народов, враждебных Израилю (главы 25–32).
| + | |
- | [[Файл:Prorok Ieh (Vrub).jpg|250px|right|thumb|Врубель, Видение пророка Иезекииля, 1906]]
| + | |
- | Вся история Израиля представляется Йехезкелю непрерывным нарушением Завета: Израиль допустил в свое сердце идолов (14:3), поступив тем самым хуже язычников, которые не заключали завета и потому не нарушают его своим идолопоклонством (5:6). Бог посылает пророка к «мятежному дому» Израиля, чтобы оповестить его о Своем гневе; пророк видит свиток, на котором написано: «''Плач, и стон, и горе''» (2:10). Несчастья, обрушившиеся на Израиль и ожидающие его в будущем, являются наказанием за порочность и беззаконие народа, и гнев Бога будет беспощаден (7:3–4). Суд над Израилем будет совершен посредством тех народов, богам которых служит Израиль (16:37–41). Йехезкель пророчествует о падении Иерусалима: «''Как дерево виноградной лозы... Я отдал огню на съедение, так отдам ему жителей Иерусалима... и узнаете, что Я — Господь, когда обращу против них лице Мое''» (15:5–6).
| + | |
- | | + | |
- | Йехезкель настаивает на безусловной справедливости отношения Бога к своему народу (18:25–29). Пословица «''отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина''» (18:2) — ложна: сын не понесет вины отца, кающийся не погибнет (18:20–21), ибо Божий суд справедлив и основан на оценке действий человека. Покаяние принесет спасение: беззаконник, раскаявшийся в своих грехах и обратившийся к соблюдению данных Богом законов, будет жив, а отступивший от Закона праведник погибнет. Бог будет судить каждого «по путям его», а потому Он устами пророка призывает Израиль покаяться в грехах, чтобы «нечестие не было вам преткновением» (18:30).
| + | |
- | | + | |
- | Однако справедливость не является единственной основой, на которой зиждется отношение Бога к Израилю; в равной степени это отношение основывается на заинтересованности Бога в сохранении и возрождении Израиля: «Так говорит Господь Бог: «хотя Я удалил их к народам, и хотя Я рассеял их по землям, но Я буду для них некоторым святилищем в тех землях, куда пошли они... Я соберу вас из народов, и возвращу вас... и дам вам землю Израиля» (11:16–17). Отношение Бога к Израилю носит особый характер, и его наказание не имеет целью уничтожение народа. Более того, Бог покарает народы, насмехающиеся над Израилем в его падении: Йехезкель пророчит о гибели [[Аммон]]а, [[Моав]]а, [[Эдом]]а и [[Филистимляне|Филистии]] (глава 25), [[Тир|Тира]] (26–28), [[Сидон]]а (28). Сокрушен будет и фараон и вся его земля за то, что не оказали действенной помощи восставшей против Вавилонии Иудее (главы 29–32): «потому что они дому Израилеву были подпорою тростниковою» (29:6).
| + | |
- | | + | |
- | Грядущее восстановление Израиля в его земле не может быть, однако, обусловлено раскаянием Израиля, ибо он слишком далек от того, чтобы раскаяться (20:31–32). Новый исход, предвещаемый Йехезкелем, обусловлен не поведением Израиля, а волей Бога, его особым отношением к Израилю (20:34–37). Пророчество о грядущем восстановлении принимает у Йехезкеля форму видения сухих костей, покрывающихся плотью и воскресающих к жизни (37:1–10); устами пророка Бог обращается к Своему народу: «... вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших в землю Израилеву» (37:12).
| + | |
- | | + | |
- | Если раскаяние не может стать причиной исхода, исход будет причиной раскаяния и обновления Израиля: после того, как Бог восстановит Свой народ в его земле и вновь введет его «в узы Завета», Израиль будет послушен своему Богу; не сам Израиль сделает себе новое сердце, но Бог возьмет «каменное сердце» Израиля и заменит его сердцем из плоти, чтобы Израиль был послушен Ему и Его заповедям (11:19–20). Израиль будет носителем вечного благословения, которое станет свидетельством силы Бога перед другими народами.
| + | |
- | | + | |
- | Пророчество о будущем восстановлении Израиля включает в себя детальное описание новых границ страны и наделов колен, устройства Храма и храмовой службы (глава 40:48). У Йехезкеля отсутствуют эсхатологические идеи о грядущем единстве всего человечества перед лицом Бога, характерные для [[Исайя|Исайи]] и [[Иеремия|Иеремии]]: он последовательно придерживается традиционной точки зрения, согласно которой, хотя Бог правит всеми народами, Его особая милость распространяется только на Израиль.
| + | |
- | == Библейская критика ==
| + | |
- | | + | |
- | Авторство книги, носящей имя Йехезкеля, и её принадлежность к [[Библейский канон|библейскому канону]] никогда не оспаривались. Книга вошла в канон во дни [[Эзра_(Ездра),_библейская_книга|Эзры]]. Достоверность книги подтверждается также поразительным сходством символических образов, содержащихся в книге Иезекииля и в [[Плач Иеремии|книгах Иереми́и]] (Иез. 24:2—12 — Иер. 1:13—15; Иез. 23:1—49 — Иер. 3:6—11; Иез. 18:2—4 — Иер. 31:29, 30).
| + | |
- | | + | |
- | Критическое исследование книги Йехезкель обнаруживает наличие редакторской обработки текста, однако вопрос в том, принадлежит ли эта обработка самому Йехезкелю или относится к более позднему времени, остается спорным. Книга Йехезкель выдержана в едином стилистическом ключе и отличается усложненной драматической образностью, оказавшей значительное влияние на еврейскую литературу. Йехезкель впервые широко вводит в пророческую литературу видения, и жанр пророчества-видения, характерный для позднейшей [[Апокалиптическая Литература|апокалиптической литературы]], восходит именно к нему. Пророчества Йехезкеля обнаруживают беспримерную для древней литературы душевную напряженность и исключительное творческое воображение. Характерное для Йехезкеля мировоззрение жреца, проникнутого сознанием первостепенной важности храмового культа, обнаруживается также и в беспощадных обличениях несомненно преувеличиваемой пророком приверженности евреев к языческим культам. Гротескные образы и причудливые метафоры в пророчествах Йехезкеля во многом навеяны воспоминаниями о свершении культа в Иерусалимском храме, а также впечатлениями от монументальной храмовой скульптуры Вавилона.
| + | |
- | | + | |
- | Пророчества Йехезкеля показывают его прекрасное знание священнической литературы, однако описание устройства будущего Храма не соответствует разрушенному Храму, а детали обновленного культа расходятся со священническим кодексом Пятикнижия. Схематический раздел земли Израиля между племенами у Йехезкеля также не соответствует библейским источникам и исторически сложившемуся расселению.
| + | |
- | == Значение книги Йехезкеля ==
| + | |
- | Йехезкель был первым пророком [[Диаспора|диаспоры]] и духовным вождем иудейских изгнанников в Вавилонии. Возведя в степень цельной доктрины спорадические высказывания Библии о личной ответственности человека за свои поступки<ref>Втор. 24:16; II Ц. 14:6; Иер. 31:29–30</ref>, Йехезкель внес важный вклад в развитие иудаизма. В целом доктрина Йехезкеля о заинтересованности Бога в Израиле и о грядущем его восстановлении в собственной земле должна была укрепить в изгнанниках волю противостоять ассимиляции и надежду на национальное будущее и таким образом подготовить их к возвращению из вавилонского плена, которое и началось в 538 г. до н. э. Аллегорические картины и символические образы видений Йехезкеля оказали огромное влияние на всю позднейшую еврейскую мистику. Видение [[Меркава (Каббала)|«Божественной колесницы»]] (1:4–28) послужило одной из основ [[Каббала|каббалистической]] литературы.
| + | |
- | === Влияние на мировую культуру ===
| + | |
- | * В культовом фильме Квентина Тарантино "Криминальное чтиво" один из персонажей дважды цитирует стих из книги пророка Йехезкиля, который впрочем никакого отношения к этой книге не имеет.
| + | |
- | * В 2002 году в Москве была создана музыкальная группа "Иезекииль 25:17"
| + | |
- | == Сноски ==
| + | |
- | <references/>
| + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * [http://www.bible-center.ru/book/iezekiil Толкование на книгу пророка Иезекииля]
| + | |
- | * [http://toldot.ru/tora/library/neviim/yechezkel/ Книга пророка Иезекииля (Йехезкела)] из [[ТаНаХ]]а
| + | |
- | * [http://toraonline.ru/neviim/yechezkel.htm Книга пророка Йехезкеля]
| + | |
- | * [http://www.mechon-mamre.org/i/t/t1201.htm Книга пророка Йехезкеля ('''иврит''')]
| + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | [[Гог И Магог]]
| + | |
- | {{ElevenCopyRight|11710|ИЕХЕЗКЕЛЬ}}
| + | |
- | {{Книги ТаНаХа}}
| + | |
- | {{Библейские пророки|Письменные}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Книги ТаНаХа]]
| + | |
- | [[Категория:Книги по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Библейские персонажи]]
| + | |