Животные - трактовка в еврейской традиции

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «Еврейские законы и обычаи» с помощью HotCat)
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Животные - трактовка в еврейской традиции]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Животные''' (בַּעַל חַיִּים, баалей хаим).
+
-
=== Культ животных ===
+
-
 
+
-
В отдельных библейских повествованиях можно усмотреть отголоски верований, согласно которым в досинайскую эпоху у израильских племен известные животные считались воплощением божества или носителями сверхъестественных свойств, например, [[Золотой Телец|золотой телец]], медный змей (Чис. 21:6–9). Однако попытки некоторых исследователей на этом основании, а также на основании установленного [[Библия|Библией]] деления животных на чистых (то есть употребляемых в пищу) и нечистых (Лев. 11; Втор. 14:4–19) и устойчивой символической связи определенных животных с некоторыми из [[Колена Израилевы|колен Израилевых]] (например, Иехуда — лев, Биньямин — волк и т. п.; см. Чис. Р. 2:6) реконструировать для иудаизма стадию тотемизма оказались несостоятельными.
+
-
 
+
-
В отличие от тотемических животных (запрет на употребление мяса или использование рабочей силы которых снимается в определенных обстоятельствах), использование нечистых животных в пищу для ритуальных целей категорически запрещено в Библии. Вместе с тем употребление мяса чистых животных, символизирующих колена Израиля, дозволяется при любых обстоятельствах. Запрещение [[Идолопоклонство|идолопоклонства]] устранило всякую возможность культа животных, и изготовление золотого тельца вошло в сознание еврейского народа как один из тягчайших грехов.
+
-
=== Животные - часть природного окружения человека ===
+
-
 
+
-
Книга Бытия свидетельствует об отношении к животным как к части природного окружения человека и устанавливает подчиненный человеку статус животного (1:28).
+
-
 
+
-
Библейское повествование и заповеди исходят из представления, что как человек, так и животные являются творением Бога, который проявляет милосердие к обоим и хранит обоих (Иона 4:11; Пс. 36:7). На животных распространяется обязательность субботнего отдыха (Исх. 20:10; Втор. 5:14); запрещено разорять птичье гнездо в присутствии матери птенцов (Втор. 22:6–7); запрещено «заграждать рот волу, когда он молотит» (Втор. 25:4) и т. п.
+
-
 
+
-
Согласно библейскому представлению, животные способны страдать и подлежат защите и милосердию со стороны человека (Исх. 23:5; Пр. 12:10). Отношение к животному как к живой душе находит выражение и в библейском законодательстве, согласно которому животное подлежит наказанию за убийство в той же мере, что и человек (Исх. 21:28–32).
+
-
=== Жертвоприношение ===
+
-
 
+
-
Принесение животного в жертву Богу также свидетельствует о значении животного в библейском мировоззрении. Первоначально употребление в пищу мяса животных было дозволено только при [[Жертвоприношение|жертвоприношении]], и лишь впоследствии был разрешен убой вне сакральных рамок (Втор. 12:20–21).
+
-
=== Отношение к животным в Талмуде ===
+
-
 
+
-
Основы библейского отношения к животным развиваются и углубляются в [[Талмуд|Талмуде]]. На причинение страданий животным налагается строжайший запрет, который законоучители наделяют авторитетностью постановлений ми-де-орайта (`исходящий из Торы`; Шаб. 128б; БМ. 32б).
+
-
 
+
-
Талмуд вводит в [[Галаха|Галаху]] понятие цаар баалей-хаим (буквально `[облегчение] страдания животных`), ставя его в ряд основных предписаний религиозного закона с целью предотвратить жестокое отношение к животным и утвердить обязательность заботы о них.
+
-
 
+
-
Человек не имеет права купить животное, не обеспечив заранее его пропитания (ТИ. Иев. 15); запрещено приступать к еде, пока не накормлены животные (Гит. 62а), о чем следует заботиться даже в субботу.
+
-
 
+
-
Правилам безболезненного убоя скота и птиц посвящены первые две главы талмудического трактата Хуллин, значительная часть Хилхот шхита свода [[Маймонид|Маймонида]] и целый раздел одной из книг [[Шулхан Арух|Шулхан аруха]] (Иоре деа).
+
-
 
+
-
Согласно [[Аггада|Аггаде]], [[Моисей]] и [[Давид]] были избраны Богом «пастырями Израиля» потому, что еще в бытность простыми пастухами они проявили милосердие по отношению к скоту (Исх. Р. 2).
+
-
=== Отношение к животным в средневековой еврейской литературе ===
+
-
 
+
-
Важность гуманного отношения к животным неоднократно подчеркивается и в средневековой еврейской литературе. Так, [[Саадия Гаон|Саадия Гаон]] причисляет милосердие к животным к «заслугам, которые не могут не быть вознаграждены в этом мире»; [[Иехуда Бен Шмуэль Хе-Хасид|Иехуда бен Шмуэль хе-Хасид]] неоднократно обсуждает вопрос о страданиях животных.
+
-
 
+
-
Статус животных в рамках Божественного провидения и проблема вознаграждения и наказания животным занимает видное место в средневековой еврейской философии.
+
-
 
+
-
О видах животных в Израиле см. [[Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Географический очерк. Фауна]].
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|11567|ЖИВОТНЫЕ}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Кашрут]]
+
-
[[Категория:Еврейские законы и обычаи]]
+

Текущая версия на 23:10, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Животные - трактовка в еврейской традиции
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация