|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Добрушка, Моше]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Добрушка, Моше''' (Dobruška, Moses; 1753, Брюнн, Австрия, ныне Брно, Чехия, – 1794, Париж), ученый-филолог, автор раввинистического сочинения, деятель Великой французской революции.
| + | |
- | === Биографические сведения ===
| + | |
- | | + | |
- | Родился в состоятельной религиозной семье. С ранней юности Добрушка готовился к карьере раввина, изучая [[Талмуд]] и [[Раввинистическая Литература|раввинистическую литературу]]. Вместе с тем Добрушка изучал и светские науки, увлекался поэзией, восточными языками. Он также свободно владел немецким, французским, английским и итальянским языками. В начале 1770-х гг. Добрушка сблизился с франкистами, а так как его мать Шендл (1735–91) была двоюродной сестрой [[Франк Яаков|Я. Франка]], то некоторые из сектантов считали Добрушку его потенциальным преемником.
| + | |
- | === Комментарий к этическому трактату ===
| + | |
- | | + | |
- | В 1773–74 гг. Добрушка опубликовал комментарий к этическому трактату [[Иедая Бен Аврахам|Иедаи бен Аврахама (hа-Пнини) Бедерси]] «Сефер бхинат олам» («Книга критического познания мира») под названием «Сефер шаашуа» («Книга забавы»). Сочинение получило одобрение видных раввинов Центральной и Восточной Европы.
| + | |
- | == Добрушка - филолог ==
| + | |
- | === Изучение средневековой германской поэзии ===
| + | |
- | | + | |
- | В этот период Добрушка стал отходить от теологических религиозных занятий, посвятив себя преимущественно изучению средневековой германской поэзии и средневековому немецкому языку. Добрушка писал стихи, драмы и научные статьи на немецком языке и приобрел репутацию выдающегося филолога, однако еврейское происхождение делало для него невозможной академическую карьеру.
| + | |
- | === Исследования, посвященные еврейской тематике ===
| + | |
- | | + | |
- | Некоторые его исследования посвящены еврейской тематике: «О поэзии древних евреев» (1774), «Пастушье стихотворение на древнееврейском языке» (1774), «Древнееврейский поэтический перевод золотых речений Пифагора» (Прага, 1775), «Воинские песнопения Давида» (Вена, 1789).
| + | |
- | | + | |
- | == Переход в католичество ==
| + | |
- | | + | |
- | Вскоре после смерти отца (Шломо, 1715–74) Добрушка принял католичество и, получив в 1778 г. дворянский титул, стал бароном Францем Томасом фон Шенфельдом.
| + | |
- | | + | |
- | В 1782 г. он переехал в Вену и стал заниматься банковским делом, а также поставками для австрийской армии.
| + | |
- | | + | |
- | Добрушка был одним из основателей в Вене масонской ложи — ордена Рыцарей и братьев Иоанна Евангелиста из Азии в Европе (так называемые Азиатские братья, см. [[Масоны]]), в члены которой допускались также и некрещеные евреи.
| + | |
- | == Деятель Великой французской революции ==
| + | |
- | === Активное участие в событиях революции ===
| + | |
- | | + | |
- | В начале 1792 г. Добрушка, который вскоре стал именоваться Юний Брут Фрей, вместе с братом Эманюэлем (до крещения Давид, 1765–94) и сестрой Леопольдиной (1776–?) отправились во Францию, где братья под фамилией Фрей приняли активное участие в событиях революции. В Париже они вступили в революционное общество друзей Конституции, а Эманюэль публиковал статьи в органе якобинцев «Журналь де ля монтань». Братья были связаны с так называемыми правыми якобинцами (дантонистами), а сестру Леопольдину выдали в октябре 1793 г. замуж за одного из лидеров этой группы — члена Конвента, бывшего монаhа-капуцина Ф. Шабо.
| + | |
- | === Арест и казнь ===
| + | |
- | | + | |
- | В марте 1794 г., во время якобинского террора, братья Фрей вместе с другими дантонистами были арестованы. Революционный трибунал обвинил их в том, что они состоят на службе у австрийского правительства и что, дав сестре в приданое 200 тыс. ливров, они пытались «разрушить республиканское правительство посредством продажности». 5 апреля 1794 г. братья Фрей вместе с Ж. Ж. Дантоном, Ф. Шабо и другими были казнены. Необычной жизни Добрушки посвятил исследование [[Шолем, Гершом|Г. Шолем]].
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11449|ДОБРУШКА Моше}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:История евреев в новое время]]
| + | |