Библиотеки (еврейский аспект)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Перенаправление на ej:Библиотеки (еврейский аспект))
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Библиотеки (еврейский аспект)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Библиотеки'''
+
-
 
+
-
[[Введение]] [[Общинные библиотеки и библиотеки общественных организаций]] [[Библиотеки раввинских семинарий]] [[Еврейские отделы в общих библиотеках]] [[Еврейские библиотеки в России и Советском Союзе]] [[Библиотеки и библиотечное дело в Израиле]]
+
-
 
+
-
[[Введение]]. В древности, по-видимому, книги хранились при храмах или царских дворцах. В [[Библия|Библии]] приведены названия некоторых книг ([[«Сефер hа-Яшар»|«Сефер hа-яшар»]], ИбН. 10:13, II Сам. 1:18; «Сефер милхамот Адонай» — «Книга войн Господних», Чис. 21:14; «Сефер диврей hа-ямим ле-малхей Исраэль» — «Хроника царей Израильских», I Ц. 14:19; «Сефер диврей hа-ямим ле-малхей Иехуда» — «Хроника Царей Иудейских», I Ц. 14:29), которые послужили источником повествования. В II [[Маккавеи|Маккавеев]] книге (2:13) рассказывается о библиотеке, основанной [[Нехемия|Нехемией]], которая содержала «книги о царях и пророках, писания Давида и царские послания об исполненных по обету жертвоприношениях». На рубеже новой эры библиотеку имела [[Кумранская Община|Кумранская община]].
+
-
 
+
-
В [[Талмуд|Талмуде]] содержатся высказывания о необходимости ухода за книгами, что свидетельствует о наличии общинных или частных книжных собраний. В период [[Гаон|гаонов]], как показывают материалы из Каирской [[Гениза|генизы]], существовали частные библиотеки. Личные собрания были у многих известных раввинистических авторитетов, причем в этических трактатах осуждались те, кто отказывался давать на прочтение книги из своих библиотек. В документах, связанных с изгнанием евреев из Испании, говорится о конфискации частных библиотек. В центрах изучения Торы создавались библиотеки при [[Синагога|синагогах]], [[Бет-Мидраш|бет-мидрашах]] и [[Иешива|иешивах]] (нередко пополнявшиеся из личных собраний). В 1240 г. в Париже сожгли публично 24 воза с Талмудом и другими еврейскими книгами. На территориях, охваченных религиозными войнами, в период средневековья общественные библиотеки нередко уничтожались завоевателями (так, воины [[Омар Ибн Ал-Хаттаб|Омара ибн ал-Хаттаба]] в 642 г. сожгли остатки Александрийской библиотеки); вероятно, немало еврейских книжных собраний погибло при этих обстоятельствах.
+
-
 
+
-
Для нового времени характерно появление сети публичных еврейских библиотек. Постепенно складывались разные их виды: библиотеки [[Община Еврейская|общин]], библиотеки различных обществ, организаций, библиотеки при [[Раввинские Семинарии|раввинских семинариях]], а также отделы [[Гебраистика|гебраистики]] и иудаистики в общих библиотеках — национальных, университетских, муниципальных и других.
+
-
 
+
-
[[Общинные библиотеки и библиотеки общественных организаций]]. Первая из современных еврейских общинных библиотек была основана в [[Мантуя|Мантуе]] в конце 18 в. В Германии библиотеки общин предназначались главным образом для молодежи и учителей. Такими библиотеками располагали общины ряда городов Европы: [[Берлин|Берлина]] (библиотека восстановлена после Второй мировой войны), [[Гамбург|Гамбурга]], [[Мюнхен|Мюнхена]], Бреслау (см. [[Вроцлав]]), [[Вена|Вены]], [[Прага|Праги]], [[Варшава|Варшавы]] и Вильны (см. [[Вильнюс]]). До сих пор существует подобная библиотека в Цюрихе; в ней есть сводный каталог книг по гебраистике и иудаистике, хранящихся в швейцарских библиотеках. Функционируют общинные библиотеки в [[Рим|Риме]], [[Монреаль|Монреале]] и Стокгольме. В США многие синагогальные библиотеки работают при школах и используются для образовательных целей.
+
-
 
+
-
Ряд еврейских общественных организаций располагает значительными книжными фондами ([[Американский Еврейский Комитет|Американский еврейский комитет]] в Нью-Йорке; [[Брандайза Университет|Брандайза университет]] и расположенное на его территории Американское еврейское историческое общество в Уолтеме, Массачусетс; Институт [[Бек, Лео|Л. Бека]] в Нью-Йорке; [[Альянс]] в Париже и Центр документации современного еврейства там же; [[Еврейский Исторический Институт|Еврейский исторический институт]] в Варшаве). Особое значение имеют библиотека и [[Архив|архив]] Института еврейских исследований [[Иво|ИВО]], основанного в 1925 г. в Вильно; со времени Второй мировой войны институт находится в Нью-Йорке (филиал библиотеки ИВО есть в Буэнос-Айресе). Этот Институт специализируется на изучении материалов на [[Идиш Язык|языке идиш]], истории евреев Восточной Европы и [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]]. В Американском еврейском архиве в Цинциннати прекрасно представлена американская еврейская пресса. К этой же категории библиотек относятся небольшие библиотеки и читальные залы сионистских, еврейских социалистических и других организаций.
+
-
 
+
-
[[Библиотеки раввинских семинарий]]. Во все исторические эпохи при иешивах существовали общинные библиотеки. В Италии первая библиотека при раввинской семинарии была основана в Падуе (сейчас находится в Риме). В Германии и Австрии самой большой была библиотека Еврейской теологической семинарии в Бреслау (см. [[Вроцлав]]), однако значительные собрания были также в ортодоксальной и реформистской семинариях в Берлине и в Венской семинарии. Есть библиотеки при Еврейском колледже в Лондоне, при Французской раввинской школе в Париже, при семинарии «Эц хаим» в [[Амстердам|Амстердаме]] и раввинской семинарии в [[Будапешт|Будапеште]], при [[Иешива-Университет|Иешиве-университете]] в Нью-Йорке (филиал Лос-Анджелес). Обширная библиотека [[Еврейская Теологическая Семинария|Еврейской теологической семинарии]] в Нью-Йорке включала собрания М. Штейншнейдера и Э. Н. Адлера, но часть библиотек была уничтожена пожаром в 1966 г. Большие библиотеки существуют также при двух американских отделениях [[Хибру Юнион Колледж — Джуиш Инститьют Оф Релиджн|Хибру юнион колледжа]] в Цинциннати и в Нью-Йорке. Значительные фонды удалось собрать еврейским педагогическим колледжам в [[Нью-Йорк|Нью-Йорке]], Бостоне, [[Чикаго]], [[Филадельфия|Филадельфии]] и других городах США.
+
-
 
+
-
[[Еврейские отделы в общих библиотеках]]. В древности в знаменитой библиотеке в [[Александрия|Александрии]] хранилась Септуагинта (см. [[Библия]]) и другие произведения иудео-эллинистической литературы. В средневековых монастырских, королевских и университетских библиотеках нередко были старинные рукописи на иврите, в частности, Библия. Вызванный [[Реформация|Реформацией]] интерес к гебраистике побудил таких христианских ученых, как [[Рейхлин, Иоханн|И. Рейхлин]], начать сбор еврейских рукописей и книг. В Италии наиболее значительными еврейскими собраниями обладали библиотеки Ватикана в Риме, а также библиотека Палатина в Парме, в которую вошла знаменитая коллекция деи Росси. Испанский король Филипп II, правивший в 1556–98 гг., фанатически приверженный католицизму и всемерно поддерживавший [[Инквизиция|инквизицию]], послал в Италию Бенито Ариас Монтано для приобретения еврейских рукописей (особенно написанных в Испании), которые хранились в библиотеке во дворце Эскориал (часть из них ныне находится в библиотеке Мадридского университета). В 18 в. король Дании также отправил посланцев на Восток для приобретения еврейских манускриптов, которые впоследствии хранились в королевской библиотеке (Копенгаген).
+
-
 
+
-
В 19 в. значительно расширились собрания по иудаике в Англии, когда библиотека Оксфордского университета (библиотека Бодли) пополнилась самым большим в Европе собранием Давида Оппенхейма, а библиотека Британского музея (ныне Британская библиотека) приобрела большую часть рукописей из коллекции Иосефа Алманзи. Университетский колледж в Лондоне приобрел библиотеку семьи Мокатта, восстановленную после того, как ее здание было разрушено во время Второй мировой войны. Библиотека Кембриджского университета славится сокровищами из Каирской генизы (коллекция Ч. Тэйлора — [[Шехтер, Шломо|Ш. Шехтера]], конец 19 в.). Во Франции значительные фонды сочинений по гебраистике и иудаистике сосредоточены в Национальной библиотеке в Париже и в Национальной и университетской библиотеке в Страсбуре. В Германии такого рода издания находятся главным образом в государственных библиотеках Берлина и Мюнхена и муниципально-университетской библиотеке [[Франкфурт-На-Майне|Франкфурта-на-Майне]]. Другие крупные европейские библиотеки — библиотека в Лейдене (Нидерланды); Амстердамская университетская библиотека и входящая в ее состав Библиотека Иудаика Симонсениана; Австрийская национальная библиотека в Вене; библиотека Венгерской Академии наук в Будапеште, пополненная коллекцией [[Кауфман, Давид|Д. Кауфмана]].
+
-
 
+
-
В США одно из крупнейших собраний научных трудов по иудаистике находится в Еврейском отделе Нью-йоркской публичной библиотеки. В 1-й половине 20 в. иммигранты широко пользовались Бостонской публичной библиотекой. В вашингтонской библиотеке Конгресса хорошо представлены и иудаистика, и гебраистика, причем последняя выделена в специальный отдел. В американских университетах (помимо Брандайза университета) основные собрания по еврейской тематике сосредоточены в Гарварде и Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.
+
-
 
+
-
Библиотечные работники, специализирующиеся на иудаистике (в том числе и библиотекари при синагогах), объединены в США в профессиональную ассоциацию, которая издает журнал «Иудаистика Лайбрерианшип».
+
-
 
+
-
О каталогах, которые публикуют библиотеки, см. [[Библиография]].
+
-
 
+
-
[[Еврейские библиотеки в России и Советском Союзе]]. Еврейские библиотеки появились в России позже, чем в Западной Европе. Одним из первых собирателей еврейских книг в России был Шломо Дубно (1738–1813), который покинул Россию и умер в Амстердаме. Некоторые из хранившихся у него рукописей были куплены известным маскилом (см. [[Хаскала]]) и коллекционером [[Финн|Ш. И. Финном]]. Значительное собрание рукописей имелось у еврейского просветителя и исследователя [[Караимы|караимов]] Симхи Пинскера (1801–64). Известным собирателем был И. М. Вязинский. Однако наибольшим размахом отличалась собирательская деятельность петербургского купца, мецената и общественного деятеля М. А. Л. Фридланда (1826–99), который составил огромную библиотеку, скупив книги у своих предшественников, а затем привел ее в порядок, поручив каталогизацию профессиональному библиографу Ш. Винеру (1860–1929). В 1892 г. собрание Фридланда, одно из самых крупных в Европе, было передано им в дар Азиатскому музею, и Винер начал публикацию каталога библиотеки Фридланда, оставшуюся незаконченной. Позднее это собрание стало частью фондов библиотеки Института востоковедения АН СССР (теперь АН России). Две коллекции рукописей, в том числе самаритянских (см. [[Самаритяне]]), приобрела у караимского собирателя [[Фиркович, Аврахам|А. Фирковича]] Императорская публичная библиотека Санкт-Петербурга (ныне — Российская национальная библиотека); содержащиеся в них рукописные материалы из Каирской генизы были пополнены коллекцией, переданной в дар библиотеке архимандритом Антонином (Капустиным), возглавлявшим русскую духовную миссию в Иерусалиме. В 19 в. – начале 20 в. библиотеки в обязательном порядке пополнялись также новыми изданиями на иврите по спискам, представлявшимся цензурой (например, библиотека Румянцевского музея в Москве; позднее — Библиотека имени В. Ленина, сейчас — Российская государственная библиотека).
+
-
 
+
-
Среди публичных еврейских библиотек одной из наиболее ценных была библиотека [[Страшун, Маттитьяху|М. Страшуна]] в Вильно, просуществовавшая до Катастрофы.
+
-
 
+
-
Публичные еврейские библиотеки были в России немногочисленны, так как власти неохотно давали разрешение на их открытие, поэтому главным источником еврейских знаний были библиотеки при синагогах и еврейских организациях, а также частные библиотеки. Самая значительная из частных библиотек принадлежала барону Горацию Гинцбургу, перешедшая затем по наследству к его сыну Давиду (см. [[Гинцбург|Гинцбург, семья]]). В годы советской власти эта библиотека, которую Давид завещал [[Еврейская Национальная И Университетская Библиотека|Еврейской национальной и университетской библиотеке]] в Иерусалиме, была конфискована властями и передана Библиотеке имени В. Ленина; та же участь постигла и другие еврейские собрания, в том числе библиотеку [[Шнеерсон|семьи Шнеерсон]]. Среди библиотек, принадлежавших организациям, самой значительной была сеть библиотек [[Общество Для Распространения Просвещения Между Евреями В России|Общества для распространения просвещения между евреями в России]], главное собрание — в Санкт-Петербурге, а более скромные — в Одессе, Киеве и Риге. В 1880-е гг. начали открывать свои небольшие библиотеки еврейские организации социалистической ориентации. В этих библиотеках была, в основном, литература на идиш, иногда нелегальная, она предназначалась для широкого народного образования.
+
-
 
+
-
В начале советского периода были созданы академические библиотеки, такие как Еврейская академическая библиотека в Одессе (ликвидирована в конце 1920-х гг.) или библиотеки академических институтов в Киеве, Минске и Москве. Активной деятельностью в этой области был известен Иосиф Либерберг, директор Института еврейской (позднее — пролетарской еврейской) культуры Украинской АН в Киеве. Когда в 1929 г. были закрыты [[Еврейское Историко-Этнографическое Общество|Еврейское историко-этнографическое общество]] и Общество по распространению просвещения между евреями в России, большая часть библиотечных и архивных материалов по инициативе Либерберга была перевезена в Киев. В 1936 г., однако, Институт пролетарской еврейской культуры был превращен в небольшой «кабинет», в свою очередь ликвидированный в период антиеврейской кампании 1949 г. Часть этих материалов, плохо сохранившихся, недавно была обнаружена в складских помещениях.
+
-
 
+
-
В постсоветский период предпринимаются некоторые попытки компенсировать ущерб, нанесенный библиотекам в России за годы отсутствия доступа к еврейской книге. Создается новая сеть еврейских библиотек при поддержке зарубежных организаций.
+
-
 
+
-
В регионах бывшей Российской империи, не вошедших в Советский Союз, а также в [[Галиция|Галиции]], включенной в восстановленную после Первой мировой войны Польшу, где в 1920–40-х гг. действовала самостоятельная система еврейского образования (см. [[Тарбут]]), функционировали еврейские библиотеки как при учебных заведениях, так и общие.
+
-
 
+
-
[[Библиотеки и библиотечное дело в Израиле]]. Поселенцы конца 19 в. воспроизвели в Эрец-Исраэль несколько разных моделей библиотек, в том числе — модель традиционной еврейской библиотеки, характерной для [[Бет-Мидраш|бет-мидраша]]. В 1892 г. в Иерусалиме был основан «Мидраш Абраванель», библиотека которого, после включения в 1895 г. собрания [[Хазанович, Иосеф|И. Хазановича]] и переименования в «Мидраш Абраванель ве-гинзей Иосеф», стала ядром Еврейской национальной библиотеки (1920). С созданием в 1925 г. [[Еврейский Университет В Иерусалиме|Еврейского университета в Иерусалиме]] она вошла в его состав и получила название [[Еврейская Национальная И Университетская Библиотека|Еврейской национальной и университетской библиотеки]].
+
-
 
+
-
Новоприбывшие создали большое количество частных библиотек на разных языках (до 1930-х гг. это чаще всего были библиотеки русских книг, но были и книги на иврите и идиш, а также на немецком и других языках), выполнявших просветительские функции. В Тель-Авиве возникли общественные библиотеки книг на иврите Шаар-Цион и Бет [[Ахад-hа-Ам|Ахад-hа-Ам]], в Хайфе — библиотека районного совета Хадар-hа-Кармел — Бет [[Певзнер, Шмуэль Иосеф|Шмуэль Певзнер]] и профсоюзная библиотека имени [[Борохов, Бер|Б. Борохова]], в Иерусалиме — библиотека муниципалитета Бет hа-ам. Общественные библиотеки существовали во всех [[Киббуц|киббуцах]], во многих [[Мошав|мошавах]] и мошавот (см. [[Мошава|мошава]]). В школах также были созданы библиотеки, которые играли значительную роль в абсорбции новых репатриантов.
+
-
 
+
-
В 1930-е гг. алия из Германии способствовала дальнейшему распространению в [[Ишув|ишуве]] европейских моделей библиотек: научных библиотек для интеллектуальной элиты и так называемых народных библиотек для массового читателя, в которых книги стали выдаваться на дом. Репатрианты из Восточной Европы (до 1948 г.) привнесли традицию, которая рассматривала публичные библиотеки как средство распространения социалистической идеологии.
+
-
 
+
-
«Закон о внесении поправок в декрет о печати» (1953) обязал всех издателей в Израиле предоставлять в распоряжение Еврейской национальной и университетской библиотеки два экземпляра каждого издания в течение месяца после выхода в свет; кроме того, специальные издания предоставляются специализированным библиотекам. В 1956 г. К. Ворманн, директор (1947–68) Еврейской национальной и университетской библиотеки, основал при Еврейском университете Библиотечную школу, что положило начало подготовке профессиональных кадров библиотечных работников в Израиле (см. ниже). В 1961 г. в Министерстве образования и культуры был открыт отдел публичных библиотек, организатором и первым директором которого стал К. И. Голан. Благодаря его активной деятельности библиотеки появились во многих населенных пунктах Израиля.
+
-
 
+
-
Академические библиотеки. Семь официально признанных в академическом мире высших учебных заведений Израиля располагают полным комплексом библиотечных служб. Из университетских библиотек (не считая Еврейской национальной и университетской библиотеки) самая значительная — библиотека [[Тель-Авивский Университет|Тель-Авивского университета]], включающая [[Винера Библиотека|Винера библиотеку]] (переведена из Лондона) — один из самых значительных книжных фондов по вопросам [[Антисемитизм|антисемитизма]] и [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]] европейского еврейства. Постоянный рост фондов академических библиотек обеспечивается основанной в 1975 г. Университетской комиссией по грантам.
+
-
 
+
-
В конце 1960-х гг. правительство учредило Постоянную комиссию Национальной библиотеки и университетских библиотек — организацию, которая определяла политику библиотечного дела. Другая такая организация — Библиотечная подкомиссия Комиссии по грантам — была создана в 1976 г.; третья — Комиссия по разработке компьютеризированной информационной системы Алеф — образована в 1986 г. (в 1991 г. ее заменила Группа по использованию системы Алеф в Израиле). [[Технион]] обеспечивает поиск литературы для научных и исследовательских институтов и промышленных компаний. Еврейский университет издает Израильский общий список серийных изданий. Библиотека [[Хайфский Университет|Хайфского университета]] готовит на основе компьютерных данных ежегодный Указатель периодики на иврите (см. [[Библиография]]).
+
-
 
+
-
Публичные библиотеки. Научные обзоры показывают, что почти половина взрослого населения Израиля читает по крайней мере одну книгу в месяц, однако лишь 19% населения, включая детей, записаны в публичные библиотеки. На юге страны помощь публичным библиотекам оказывает [[Университет Имени Д|Университет имени Д. Бен-Гуриона в Негеве]], на севере — библиотека Хайфского университета. Юридическая основа деятельности публичных библиотек — Закон о библиотеках 1975 г.
+
-
 
+
-
К 1992 г. в 760 из 1160 населенных пунктов были библиотеки, находившиеся в ведении Министерства образования и культуры. В начале 1990-х гг. правительство финансировало лишь около 11% бюджета библиотек; с 1992 г. эта поддержка увеличилась, но она все еще ограничена.
+
-
 
+
-
Самые крупные из публичных библиотек — упомянутые выше центральные муниципальные библиотеки трех больших городов Израиля: библиотека Бет hа-ам в Иерусалиме, библиотека Бет Шмуэль Певзнер в Хайфе и библиотека Шаар-Цион в Тель-Авиве (после переезда в новое здание в 1977 г. и значительного расширения ее фондов и служб она стала называться Шаар-Цион — Бет Ариэлла). Среди библиотек, открытых для публичного посещения, следует отметить также библиотеку Мосад hа-рав Кук в Иерусалиме, специализирующуюся на религиозной литературе; библиотеку мемориального института [[Яд Ва-Шем|Яд ва-Шем]] и библиотеку киббуца [[Лохамей-hа-Геттаот|Лохамей-hа-Геттаот]], в которых содержится литература о Катастрофе и по связанным с ней темам; различные архивы, в том числе Сионистский архив в Иерусалиме с библиотекой широкого профиля; собрания юридической литературы в Министерстве юстиции и Верховном суде, открытые для частных лиц, и многие другие.
+
-
 
+
-
Центр публичных библиотек (основан в 1965 г.) обеспечивает централизованную службу каталога, комплектования и распределения книжных фондов, а также оказывает другие услуги публичным библиотекам.
+
-
 
+
-
Библиотеки киббуцов и мошавов. В конце 1980-х гг. на 284 тыс. жителей киббуцов и мошавов (около 6% всего населения Израиля) приходилось около шести миллионов библиотечных изданий — наибольшее количество на душу населения в Израиле.
+
-
 
+
-
Арабские публичные библиотеки. С конца 1970-х гг. отдел публичных библиотек Министерства образования начал оказывать помощь в организации и финансировании библиотек арабского сектора. Книги на арабском языке публиковались в Израиле, а также полулегально (см. [[Бойкот Арабский|Бойкот арабский]]) привозились из Иордании, Ливана, позднее — легально из Египта.
+
-
 
+
-
К 1991 г. из 64 арабских населенных пунктов 33 имели публичные библиотеки, которые пользовались финансовой поддержкой Министерства образования, и еще 11 обслуживались передвижными библиотеками, организованными Хайфской публичной библиотекой Бет Шмуэль Певзнер. Есть также библиотеки, финансируемые заграничными филантропическими организациями, предположительно связанными с палестинскими или мусульманскими политическими движениями.
+
-
 
+
-
Школьные библиотеки. К началу 1990-х гг. почти во всех начальных или средних школах в еврейском секторе учащимся предоставляли библиотечные услуги. В арабском секторе примерно одна из пяти начальных или средних школ не имеет никакой библиотечной службы. Школьные библиотеки, как правило, очень невелики.
+
-
 
+
-
Специализированные библиотеки. В Израиле функционируют около 400 специализированных библиотек, связанных с исследовательскими институтами (самая обширная из них — библиотека [[Научно-Исследовательский Институт Имени Х. Вейцмана|Научно-исследовательского института имени Х. Вейцмана]]), больницами, профессиональными ассоциациями, правительственными службами и промышленными предприятиями. Одно из крупнейших собраний по истории советских евреев — библиотека Центра исследований и документации восточноевропейского еврейства при Еврейском университете в Иерусалиме.
+
-
 
+
-
Деятельность специализированных библиотек координируется с 1966 г. Израильским обществом специализированных библиотек и информационных центров.
+
-
 
+
-
Другие библиотеки. Библиотека [[Кнесет|Кнесета]] предназначена для нужд членов израильского парламента. При синагогах, религиозных учебных заведениях, местных религиозных советах и судебных учреждениях раввината есть библиотеки, располагающие религиозной литературой. В монастырях, миссиях и церквях находятся хранилища с христианской литературой. Мусульманские религиозные библиотеки основаны и поддерживаются главным образом мусульманским религиозным центром — [[Вакф|Вакфом]]. В связи с массовой алией начала 1990-х гг. из СССР-СНГ расширились русские отделы библиотек при муниципальных клубах. Созданы также специализированные русские библиотеки; одна из крупнейших — библиотека Сионистского форума в Иерусалиме (с 1990 г.; создана по инициативе Клары Эльберт, родилась в 1953 г.).
+
-
 
+
-
Подготовка работников библиотек. В Библиотечной школе при Еврейском университете (см. выше) обучение построено по американской модели подготовки профессиональных библиотечных кадров. В 1972 г. в рамках факультета гуманитарных наук Хайфского университета был открыт курс подготовки специалистов с библиотечным образованием. Этот двухгодичный курс рассчитан на обучение не столько технической стороне, сколько принципам организации и общим целям библиотечного дела.
+
-
 
+
-
В 1973 г. [[Бар-Илан Университет|Бар-Илан университет]] открыл Школу библиотечного образования. С 1976 г. Семинар киббуцного движения Ораним, который готовит учителей, под эгидой Хайфского университета осуществляет также программу подготовки дипломированных библиотечных работников. В 1985 г. Хайфский университет ввел в программу курс библиотечного дела как часть общего курса по подготовке к получению университетского диплома (но не как курс, дающий право на получение диплома по этой специальности).
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|10623|БИБЛИОТЕКИ}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Наука о еврействе]]
+

Текущая версия на 22:22, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Библиотеки (еврейский аспект)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация