- | Детство провел в Варшаве, где учился живописи у Г. Альтмана. В юности на формирование художника повлияло общение с другом семьи [[Башевис-Зингер, Ицхак|И. Башевисом-Зингером]], а также искусство немецкого экспрессионизма. В 1937 г. Бергнер эмигрировал в Австралию и поселился в Мельбурне. Зарабатывая на жизнь физическим трудом, он одновременно посещал Художественную школу при Национальной галерее провинции Виктория; с 1939 г. участвовал в выставках. В 1941–46 гг. Бергнер служил в австралийском корпусе британской армии, затем продолжил учебу в той же школе. В 1948–49 гг. художник побывал в Париже, Канаде, Нью-Йорке. В 1950 г. Бергнер переехал в Израиль и поселился в Цфате, а с 1957 г. живет в Тель-Авиве. В 1956 г. выставлялся в израильском павильоне на Бьеннале в Венеции.
| + | |
- | В произведениях раннего периода Бергнер с явным сочувствием изображает жизнь низших слоев населения («Бродячие ловцы крыс», около 1939 г.; «Отец и сыновья», Национальная галерея Виктории, Мельбурн, около 1943 г.); тяжелое положение аборигенов («Аборигены», там же, 1946), утрируя их безобразие, униженность и нищету. Стремясь привлечь внимание к бедам угнетенных, Бергнер организовал группу художников — «социальных реалистов». К этому же периоду относятся картины, посвященные теме [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]]: «Еврейское местечко в огне» (Национальная галерея Виктории, Мельбурн, около 1942 г.), «Стена гетто» (там же, 1943). Произведения молодого Бергнера написаны темпераментно и пастозно в экспрессионистской манере. Трагические сюжеты диктуют темную, безрадостную цветовую гамму. Чаще всего это ночные или пасмурные дневные сцены; господствуют черные, серые и коричневые цвета.
| + | |
- | Знакомство с современной французской живописью и приезд в Израиль привели к резкому перелому в искусстве Бергнера: у него появляются изящные, почти монохромные, с «колючим» рисунком картины («Карнавал», частное собрание, Рамат-Ган, 1956), беспредметные произведения («Французский король», 1962). К середине 1960-х гг. Бергнер приходит к своеобразному сюрреализму. Пользуясь приемами отчуждения, символами, сопоставлениями по принципу абсурда, он создает свой мир «навыворот», в котором живут активной жизнью вещи — мятые, дырявые, ломаные («Тревога», собрание художника, 1969; «Хорошо меблированная пустыня», 1968; «Суета сует», частное собрание, Тель-Авив, 1969), в то время как люди застыли, черты их лиц схематичны, позы условны («Четыре женщины», частное собрание, Нью-Йорк, 1964; «Чаепитие», собрание художника, 1964; «Поедатели бабочек», частное собрание, Сент-Луис, 1965). Бергнер пытается придать картинам этого типа актуальное звучание: вещи символизируют «багаж», с которым еврейские переселенцы прибывали в Эрец-Исраэль, бабочки — идеалы сионистов, а птицы — вражеские силы, препятствовавшие деятельности [[Халуцим|халуцим]]. В 1975 г. Бергнер создал серию картин по мотивам произведений [[Кафка, Франц|Ф. Кафки]] («Процесс», «Замок»), которые экспонировались в 1976 г. в галерее Арди (Париж). Это экспрессионистские по стилю работы, их отличает более светлая, чем прежде, палитра. Когда в 1970–80-е гг. Бергнер вернулся к халуцианской тематике («Идеалисты», «Герой» — обе 1978), в его произведениях почти исчезла сюрреалистическая иносказательность. Но и здесь, при экспрессивности движений, образы выявлены нечетко и лица как бы стерты («Земля», «Хора» —обе 1978).
| + | |