м |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Берав, Яаков]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Берав''' (Бейрав) Яаков (Berab; 1474, близ Толедо, – 1541, Цфат), раввин, галахический авторитет (см. [[Галаха]]).
| + | |
- | === Толкование Торы ===
| + | |
- | После изгнания евреев из Испании (1492) Берав отправился в [[Марокко]]. В 18-летнем возрасте был назначен раввином Феса. После нескольких лет пребывания там Берав отправился в путешествие, во время которого побывал в Египте, Эрец-Исраэль (Иерусалим, Цфат) и Сирии (Халеб, Дамаск). Во время посещения Беравом городов, где жили евреи, вокруг раввина собирались толпы учеников, перед которыми он излагал свое толкование [[Тора|Торы]]. На всем протяжении своей деятельности Берав стремился к тому, чтобы вынесенные им решения по галахическим вопросам принимались как окончательные и непреложные.
| + | |
- | === Возрождение института смихи (рукоположения в раввины) ===
| + | |
- | | + | |
- | Когда Берав находился в Египте, у него возникла, под влиянием мессианских настроений, широко распространившихся в то время, идея возродить институт [[Смиха|смихи]] (рукоположение в раввины). Институт этот в то время не существовал, поскольку по еврейской традиции считалось, что прерогатива рукоположения восходит через цепь самухов (рукоположенных) к [[Моисей|Моисею]], но цепь эта прервалась, по различным версиям, в 4 в., 5 в. или 11 в. В своей попытке возродить смиху Берав опирался на [[Маймонид|Маймонида]], который полагал, что раввины Эрец-Исраэль могут назначить одного из своей среды первым самухом для того, чтобы он, в свою очередь, был компетентен возводить в сан раввина других лиц, которые составили бы [[Синедрион]] (Яд, Санх. 4:11).
| + | |
- | | + | |
- | В 1538 г. Бераву, который периодически жил в Цфате по крайней мере с 1524 г., удалось склонить на свою сторону живших в этом городе законоучителей, в том числе [[Каро, Иосеф Бен Эфраим|Иосефа Каро]], и 25 раввинов сделали его первым самухом, уполномочив возводить в раввинский сан других с целью создания Синедриона. Желая убедить всех, что он преследовал лишь интересы веры, Берав хотел рукоположить первым одного из основных своих противников, главного иерусалимского раввина [[Леви бен Яакова Ибн Хабиба]], но тот не только не согласился принять смиху от Берава, но выступил против решения раввинов Цфата, как противоречащего Галахе. Сопротивление Леви Ибн Хабиба задержало осуществление замыслов Берава. Дискуссия между раввинами Иерусалима и Цфата по вопросу о смихе длилась три месяца. Очевидно в результате доноса власти вынудили Берава покинуть страну. Ввиду того, что согласно Галахе, смиха не может быть дана вне Эрец-Исраэль, Берав, опасаясь, что ему не удастся вернуться, дал смиху четырем раввинам Цфата, в том числе Иосефу Каро. Леви Ибн Хабиб, считая это проявлением неуважения к его мнению, публично выступил против возрождения института смихи.
| + | |
- | | + | |
- | Поселившись в Дамаске, Берав продолжал дискутировать с Ибн Хабибом по поводу истинности его возражений. Сторону Ибн Хабиба принял другой крупный авторитет, живший в Египте, рабби [[Ибн Аби Зимра|Давид бен Шломо Ибн Аби Зимра]]. Идея воссоздания Синедриона, таким образом, завершилась неудачей. Более того, подвергнута была сомнению правомочность Берава как самуха. Тем не менее, получившие от Берава смиху рукополагали других, и преемственность рукоположения сохранялась в течение четырех поколений.
| + | |
- | === Комментарии к своду Маймонида «Мишне Тора» ===
| + | |
- | | + | |
- | Берав написал комментарий ко всем тем частям свода Маймонида «Мишне Тора», которые не рассмотрены в комментарии Видала Иом-Това из Толозы (Каталония) «Маггид мишне», а также комментарии к трактату Киддушин и респонсы. Многие из галахических решений Берава мы находим в трудах его современников, особенно у Иосефа Каро.
| + | |
- | === Внук Берава, Яаков бен Аврахам ===
| + | |
- | | + | |
- | Внук Берава, Яаков бен Аврахам (умер в 1599 г.), также был раввином и галахическим авторитетом. С 1563 г. его имя упоминается в документах рядом с именами других известных раввинов Цфата. К 1593 г. он стал самым выдающимся законоучителем этого города и рукополагал в раввины. Не сохранилось ни одного из его произведений, но многочисленные принадлежавшие ему респонсы содержатся в трудах ряда его современников.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|10528|БЕРАВ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Раввины Страны Израиля ]]
| + | |
- | [[Категория:Комментаторы ТаНаХа]]
| + | |
- | [[Категория:Авторы респонсов]]
| + | |