|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Алрои, Давид]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=4.04.2011
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | [[Файл:Amadiya gate 1994.jpg|thumb|Ворота города Амадия]] | + | |
- | '''Алрои Давид''' (настоящее имя Менахем бен Шломо Ал-Руйи; Alroy, David; ивр.מנחם בן שלמה''' אלרואי или מנחם בן שלמה אלרוג'''; XII в.; родился в Амадии близ [[Мосул]]а в современном Иракском [[Курдистан]]е, убит, очевидно, там же), вождь мессианского движения в [[Курдистан]]е.
| + | |
- | | + | |
- | == Источники сведений ==
| + | |
- | Имеющиеся сведения об этом движении и его зачинателях противоречивы и тенденциозны. Оно началось, по-видимому, среди [[Горские Евреи|горских евреев]] северо-восточного Кавказа до 1121 г., хотя некоторые источники относят его начало ко второй половине XII в.
| + | |
- | | + | |
- | [[Биньямин из Туделы]] утверждает, что движения Алрои произошло за 10 лет до его поездки на Ближний Восток, т.е. около 1160 года.
| + | |
- | | + | |
- | Другой современник событий - арабский писатель Шмуэль бен Яхья ал-Магриби (умер в 1174 г.), перешедший в [[ислам]] еврей-медик, автор антиеврейского сочинения «Ифхам ал-яхуд» («Опровержение евреев»).
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на такую близость во времени, уже сведения [[Биньямин из Туделы|Биньямина из Туделы]] носят в значительной степени легендарный характер, и отличить достоверные сведения биографии Алрои от мифов не представляется возможным.
| + | |
- | | + | |
- | == Причины возникновения мессианского движения ==
| + | |
- | Имеющиеся сведения об этом движении и его зачинателях противоречивы и тенденциозны. Оно началось, по-видимому, среди горских евреев северо-восточного Кавказа до 1121 г., хотя некоторые источники относят его начало ко второй половине XII в.
| + | |
- | | + | |
- | В период между [[Крестовые походы|1-м и 2-м крестовыми походами]], когда распалась империя турок-сельджуков, на евреев Курдистана и прилегающих к нему областей обрушились несчастья и гонения, которые казались многим ударами судьбы, предвещающими пришествие [[Машиах]]а.
| + | |
- | | + | |
- | Всякое брожение среди евреев неизбежно принимало форму ожидания [[Машиах]]а, который освободит [[Иерусалим]] и восстановит Израильское царство. На этом фоне мессианское движение получило дальнейшее развитие.
| + | |
- | | + | |
- | == Начало восстания ==
| + | |
- | Одним из руководителей движения вначале был отец Алрои, Шломо, утверждавший, что является пророком [[Элияhу hа-нави|Элияhу]].
| + | |
- | | + | |
- | Молодой Алрои обладал большим личным обаянием, был красив и начитан. Он успешно закончил [[Иешива|йешиву]] в [[Багдад]]е во время правления [[эксиларх]]а Хасдая, был знаком с мусульманскими обычаями и еврейским мистицизмом и занимался магией.
| + | |
- | | + | |
- | По некоторым сведениям, в начале движения Алрои выступал союзником эмира [[Мосул]]а Имад эд-дину Зенги, когда тот воевал с крестоносцами. После его смерти обосновался в Амадии, правитель которой Сейф ад-Дин был привлечен его умом и ученостью и любил беседовать с Алрои.
| + | |
- | | + | |
- | Вожди движения провозгласили Алрои мессией, возвестив в послании «ко всем евреям, проживающим вблизи и вдали и во всех окружающих странах», что «пришло время, когда Всемогущий соберет весь народ свой Израиль изо всех стран мира в святой город Иерусалим».
| + | |
- |
| + | |
- | На этом этапе движение сравнительно легко было подавлено. Однако сам Алрои, по слухам спасшийся из тюрьмы с помощью магических заклинаний и окруженный ореолом чудотворца, продолжал свою мессианскую проповедь.
| + | |
- | | + | |
- | По легендарному рассказу [[Биньямин из Туделы|Биньямина из Туделы]], персидский (сельджукский) султан Муктафи, узнав о движении, пригласил Давида Алроя, спросив, он ли царь иудейский. Давид ответил, что он действительно царь, и султан сослал его в тюрьму в [[Табаристан]]е, сказав при этом, что если он - действительно Мессия, то найдёт способ освободиться.
| + | |
- | | + | |
- | Через 3 дня султан созвал совет для обсуждения еврейского восстания, на который неожиданно пришёл сам Алрои, освободившийся с помощью магии. Султан приказал слугам схватить его, но слуги отвечали, что слышат его голос, но никого не видят. Слуги стали преследовать его, но не смогли поймать. Алрои побежал к реке, снял мантию и переплыл реку, а охранники султана, взяв лодку, и даже стреляя в него, ничего не смогли поделать. Через десять дней он снова вернулся в Амадию.
| + | |
- | | + | |
- | Тогда султан написал указ, что истребит всех евреев, если Алрои не будет выдан, обратившись к еврейским лидерам. Руководители еврейской общины в [[Мосул]]е Заккой и Иосиф Барихан Алфалах пытались увещевать Алрои, но без успеха.
| + | |
- | | + | |
- | == Второй этап восстания ==
| + | |
- | Заручившись поддержкой мусульманских сектантов, он решил захватить Амадию, важный укрепленный пункт на пути из [[Хазарский каганат|Хазарского царства]] в государство [[Крестоносцы|крестоносцев]], и превратить этот город в центр мессианского движения.
| + | |
- | | + | |
- | Для этого он обратился с призывом к евреям [[Курдистан]]а, [[Иран]]а и [[Азербайджан]]а принять участие под его руководством в захвате Амадии, причем каждый должен был тайно принести с собой оружие. Многие откликнулись на его призыв и присоединились к нему.
| + | |
- | | + | |
- | Дальнейшие сведения об Алрои носят легендарный характер. Согласно легенде, правитель Амадии, Сейф ад-Дин, заплатил тестю Алрои 10 тысяч золотых монет, чтобы тот убил зятя во время сна. Алрои был убит, и восстание прекратилось.
| + | |
- | | + | |
- | Можно полагать, что попытка захвата города завершилась неудачей. Движение было разгромлено, а сам Алрои пал жертвой предательства или был казнен.
| + | |
- | | + | |
- | == Последствия восстания ==
| + | |
- | В Азербайджане в течение длительного времени после разгрома движения Алрои существовала еврейская секта «менахемитов» — последователей Алрои, продолжавших верить в его мессианское предназначение.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Память о Давиде Алрои ==
| + | |
- | Алрои до сих пор очень почитается курдскими евреями.
| + | |
- | | + | |
- | На западе Алрои стал широко известен благодаря историческому роману [[Дизраэли, Бенджамин|Бенджамина Дизраэли]] "Удивительная история об Алрое". Привычное для запада имя '''Алрой''' возникло благодаря транскрипции с арабского, которую избрал Дизраэли.
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * КЕЭ, том 1, кол. 94–95
| + | |
- | * [http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/002/2341.htm Алрои, Давид//ЭСБЕ]
| + | |
- | * [http://books.google.ru/books?id=PCalmtflYtEC&pg=PA278&dq=David+Alroy#v=onepage&q=David%20Alroy&f=false Jacob Rader Marcus, Marc Saperstein The Jew in the medieval world: a source book, 315-1791 p. 278]
| + | |
- | * [http://books.google.ru/books?id=PLyb3zV8OmgC&pg=PA81&dq=David+Alroy#v=onepage&q=David%20Alroy&f=false Harris Lenowitz The Jewish Messiahs: From the Galilee to Crown Heights. Heights 1998 p. 81-91]
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * Elkan Nathan Adler. Jewish travellers in the Middle Ages. Dover Books. N.Y. 1087. Benjamin of Tudela P. 50—52.
| + | |
- | | + | |
- | <!-- Примечания
| + | |
- | {{Примечания}} -->
| + | |
- | {{ElevenCopyRight|10167|Алрои Давид}}
| + | |
- | [[Категория:История еврейского народа]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев по периодам]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев по странам]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев в средневековье]]
| + | |
- | [[Категория:Евреи в Азии]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев Ирака]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев Курдистана]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев Ирана]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев Азербайджана]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |