Vshach (Обсуждение | вклад)м |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Авраам бен-Давид (РаАВаД) (раввин из Прованса)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=14/12/2010
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Авраам бен Давид (Раавад)''' провансальский раввин, известен своими комментариями к [[Вавилонский Талмуд|Вавилонскому Талмуду]], [[Мишне Тора|Мишне Тора ]] [[Маймонид|Маймонида]] и Сефер галахот рава [[Ицхак Альфаси|Альфаси]], каббалист . Отец [[Ицхак Слепой|Ицхака Слепого]]. Родился в Нарбонне, прибл. 1125 году, умер в Поскьере 27 ноября 1198 году.
| + | |
- | | + | |
- | == Учителя ==
| + | |
- | | + | |
- | Был зятем и учеником рабейну Авраама бен Ицхака, автора книги hа-Эшколь, учеником рава [[Мешулам из Люнила|Мешулама из Люнила]] и рава [[Моше бен Йосеф бен Меруан hа-Леви|Моше бен Йосефа бен Меруана hа-Леви]] (у него учился и раби Зерахья hа Леви (Бааль hа Маор).
| + | |
- | | + | |
- | Раавад учился в Нарбонне и Люниле, после завершения своей учебы стал одним из наиболее авторитетных равов Люниля, позднее переехал в Монпелье, потом в Ним, где прожил дольно долгий период. Раббейну Моше бен Йегуда (Темим Деим) пишет о раввинской школе в Ниме, находящейся в то время под руководством Раавада, как о важнейшем центре талмудической учености в Провансе.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Жизнь ==
| + | |
- | | + | |
- | Деятельность Раавада проходила в основном в Поскьере. Сегодня этот город называется Вовер. До сего дня в Вовере сохранилась улица, носящая имя Раавада. Трудно сказать с точностью, когда он переехал в Поскьер, известно, что около 1165 года [[Беньямин из Туделы (Раавад)|Беньямин из Туделы ]] посетил его там в начале своих странствий. Он пишет о богатстве и щедрости Раавада. Раавад не только построил и отремонтировал большое здание школы, он занимался материальным обеспечением бедных студентов.
| + | |
- | | + | |
- | == Ученики ==
| + | |
- | | + | |
- | Среди его учеников: [[Исаак hа-Коэн (Раавад)|Исаак hа-Коэн ]] из Нарбонны, первый комментатор Иерусалимского Талмуда, Авраам бен Натан из Люнеля, автор книги hа- Манhиг, Меир бен Исаак из Каркассона, автор "Сефер hа-Эзер» и Ашер бен Мешуллам из Люнеля, автор нескольких раввинистических трудов. Рабби Меир бен Ицхак, отец рава Натана бен Меира, учителя [[Рамбан|Рамбана]]. Также очевидно влияние Раавада на раба Йонатана из Люнеля.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Подход в галахе ==
| + | |
- |
| + | |
- | Обширные познания Раавада в Торе проявились наиболее ярким образом в его комментарии к Мишней Тора Рамбама. Благодаря этому труду он получил прозвище «критик» - «бааль асагот». Раавад пишет, что предпринял этот труд, чтобы не слишком опирались на Рамбама в вынесении галахических постановлений, кроме того, он опасался, что в результате опубликования Мишней Тора изучение талмуда будет заброшено.
| + | |
- | | + | |
- | Рамбам с большим уважением относился к Рааваду, в послании рабби [[Шмуэль ибн Тиббон|Шмуэлю ибн Тиббону]] он называет Раавада «великим равом из Поскьера». Считается, что Рамбам сказал о нем: «никогда я никем не был побежден, кроме автора одного труда».
| + | |
- | | + | |
- | Раавад критически относился к комментариям [[тосафот]]. В одном из своих посланий он замечает: «эти новые французы считают себя самими великими в мире».
| + | |
- | | + | |
- | В комментарии к кодексу р.Альфаси, он защищает р.Альфаси от критики [[Зрахья hа-Леви|Зрахьи hа-Леви ]](Бааль hа Маор)
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Познания в каббале ==
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Раби [[Виталь,Хаим|Хаим Виталь]] перечисляет Раавада в числе каббалистов. Доказывая, что Раавад был каббалистом, он приводит тот факт, что Раавад упоминает в своих книгах во многих местах определенные законы (например галахот Бейт hа-бехира, перек 6, галаха 14, галахот Мишкав у мошав, перек 7, галаха 7), о которых известно, что они - «тайна Господа боящимся его», то есть вещи, которые истолковывались каббалистами, как знания, полученные мистическим образом.
| + | |
- |
| + | |
- | [[Реканати]] пишет о Рааваде, (раздел Насо), что открывался ему Элиягу hа Нави, то же писал раб Хаим Виталь в своем ведении к книге Эц Хаим. Комментаторы Торы в поколении [[ришоним]] считали его человеком святым и божьим, также и он свидетельствует о себе, что дух святости являлся в его бейт мидраше(см. комментарий к Рамбаму, Лулав, глава 8, (5).
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Труды ==
| + | |
- | | + | |
- | Комментарий к Мишне Тора Рамбама
| + | |
- | | + | |
- | Комментарий к кодексу Альфаси
| + | |
- |
| + | |
- | Комментарий на замечания рава Зерахьи hа Леви (Баал hа Маор)
| + | |
- | | + | |
- | Комментарий на трактаты Бава Кама, Авода Зара, Киним
| + | |
- | | + | |
- | Каббалистический комментарий на книгу Йецира,(однако по мнению Аризаля и рава Хаима Виталя, Раавад – автор комментария к книге Йецира не тот Раавад, который составил комментарий к Мишней Тора).
| + | |
- | | + | |
- | Гилхот лулав
| + | |
- | | + | |
- | В сборниках Темим деим, Орот хаим, Шиббалей hа Лекет сохранились респонсы Раавада на сотни галахических вопросов и его галахические постановления. Они были собраны в отдельный сборник и изданы по редакцией рава Каппаха в 1964 году.
| + | |
- | | + | |
- | Сефер баалей hа нефеш – о законах семейной чистоты
| + | |
- | | + | |
- | Комментарий на Торат Коhаним (книгу Сифра)
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | | + | |
- | [http://www.daat.ac.il/encyclopedia/value.asp?id1=2050/ Cтатья в еврейской энциклопедии Даат о Рааваде]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [http://en.wikipedia.org/wiki/Abraham_ben_David/ Cтатья в англоязычной энциклопедии]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A8%D7%90%D7%91%22%D7%93/ Cтатья в ивритоязычной википедии]
| + | |