Узияhу (Озия)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(консолидация) |
м (→Последние дни Узии: оформление) |
||
Строка 29: | Строка 29: | ||
Согласно II Хр.<ref>II Хр. 26:16–21</ref>, Узия был поражен [[Проказа|проказой]] за то, что вступил в [[Храм]] и попытался возжечь благовония на алтаре Бога Израиля вопреки предостережениям [[Кохен|священников]], что [[жертвоприношение]] — прерогатива священнослужителей. [[Иосиф Флавий]]<ref>Древ. 9:223</ref> приводит предание о болезни Уззии более подробно. В один из праздников царь обрядился в жреческие одежды и, несмотря на возражения священников, собирался осуществить обряд [[Жертвоприношение|жертвоприношения]] на золотом алтаре. Когда он готовился к этому, произошло землетрясение, потолок Храма треснул и луч солнца обжег лицо царя, поразив его проказой. Попытка принести жертву на храмовом алтаре, землетрясение в Иерусалиме (известное также из других источников) и болезнь царя, — по-видимому, исторические факты. | Согласно II Хр.<ref>II Хр. 26:16–21</ref>, Узия был поражен [[Проказа|проказой]] за то, что вступил в [[Храм]] и попытался возжечь благовония на алтаре Бога Израиля вопреки предостережениям [[Кохен|священников]], что [[жертвоприношение]] — прерогатива священнослужителей. [[Иосиф Флавий]]<ref>Древ. 9:223</ref> приводит предание о болезни Уззии более подробно. В один из праздников царь обрядился в жреческие одежды и, несмотря на возражения священников, собирался осуществить обряд [[Жертвоприношение|жертвоприношения]] на золотом алтаре. Когда он готовился к этому, произошло землетрясение, потолок Храма треснул и луч солнца обжег лицо царя, поразив его проказой. Попытка принести жертву на храмовом алтаре, землетрясение в Иерусалиме (известное также из других источников) и болезнь царя, — по-видимому, исторические факты. | ||
- | Надпись на арамейском языке, обнаруженная на [[Масличная Гора|Масличной горе]] на [[Надгробие|надгробии]] эпохи [[Второго Храма]], гласит | + | Надпись на арамейском языке, обнаруженная на [[Масличная Гора|Масличной горе]] на [[Надгробие|надгробии]] эпохи [[Второго Храма]], гласит: «Сюда были перенесены кости Узии, царя Иудеи, — не открывать!»<ref>перевод на русский с английского перевода, выполненного [[Олбрайт, Уильям Фоксуэлл|У. Олбрайтом]]</ref>. Из этого следует, что останки Узии были перенесены из его первой могилы вопреки галахической традиции (см. [[Галаха]]), запрещавшей переносить могилы дома [[Давид|Давида]]. Поэтому исследователи заключают, что Узия был похоронен не в склепах дома Давида, а «на погребальном поле, которое принадлежало царям, ибо они сказали, что он — прокаженный»<ref>II Хр. 26:23</ref>. Поскольку в [[Библия|Библии]] неоднократно сообщается, что, подобно Уззии, цари Иудеи и Израиля осуществляли храмовый ритуал<ref>I Сам. 13:9–10; II Сам. 6:14, 8:18; I Ц. 3:15 и др.</ref>, попытка священников помешать Узии возжечь благовония на храмовом алтаре истолковывается исследователями как проявление борьбы между монархией и жречеством за прерогативу осуществлять храмовый ритуал. |
+ | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
<references/> | <references/> |
Версия 07:59, 6 мая 2013
Источник: | ||||||||||
|
Узияhу (ивр. עֻזִּיָּהוּ), он же Узия (ивр. עֻזִּיָּה), он же Азария (ивр. עֲזַרְיָה), он же Азарьяhу (ивр. עֲזַרְיָהוּ) - десятый царь Иудеи (в 785–769 гг. до н. э. — формально соправитель, в 769–734 гг. до н. э. — царь). Когда его отец Амация (797–769 гг. до н. э.) был убит заговорщиками в Лахише[1], «весь народ Иудеи» выбрал 16-летнего Уззию своим царем.
Предшественник: Амасия Амация |
Иудейский царь КЕЭ 785 — 733 до н. э. Jewish Encycl. 811 — 758 до н. э. |
Преемник: Иоафам Йотам |
Биография
В ТаНаХе правление Узии представляется одним из периодов расцвета Иудейского царства. Узия был энергичным и последовательным правителем, достигшим успехов как во внутренней, так и во внешней политике. Царь продолжал политику отца, стремясь расширить и укрепить господство Иудеи над южными районами Эрец-Исраэль вплоть до Эйлатского залива. Узия восстановил власть над Эйлатом[2] и построил цепь укреплений в Аравае и Негеве для охраны путей из Иерусалима в Эйлат и защиты этих территорий скотоводов от посягательств кочевников[3]. Уззия принимал меры для развития засушливых районов на юге страны. На западе он вел успешные войны с филистимскими городами — Гатом, Явне и Ашдодом[4] — с целью установить контроль над «морским путем» (торговой артерией, связывавшей Египет с Месопотамией). Иудея при Уззии распространила свою власть на аммонитян. Внешнеполитические успехи Уззии были достигнуты благодаря усилению экономической и военной мощи Иудеи. Уззия укрепил Иерусалим[5], реорганизовал армию[6], увеличил ее численность и оснащенность[7]. Возможно, что Уззия отвоевал у Израильского царства территории к северу от Иерусалима, потерянные при Амации.
Согласно ассирийским анналам, Тиглатпаласар III нанес поражение Уззии в районе Хамата (Сирия) между 743 г. и 738 г. до н. э. Это поражение знаменует начало упадка мощи Иудеи, окончательно завершившегося с вторжением войск Арам-Даммесека и Самарии и осадой Иерусалима в период царствования внука Уззии, Ахаза (с 743 г. до н. э. — соправитель, в 733–727 гг. до н. э.— царь).
Последние дни Узии
Согласно II Хр.[8], Узия был поражен проказой за то, что вступил в Храм и попытался возжечь благовония на алтаре Бога Израиля вопреки предостережениям священников, что жертвоприношение — прерогатива священнослужителей. Иосиф Флавий[9] приводит предание о болезни Уззии более подробно. В один из праздников царь обрядился в жреческие одежды и, несмотря на возражения священников, собирался осуществить обряд жертвоприношения на золотом алтаре. Когда он готовился к этому, произошло землетрясение, потолок Храма треснул и луч солнца обжег лицо царя, поразив его проказой. Попытка принести жертву на храмовом алтаре, землетрясение в Иерусалиме (известное также из других источников) и болезнь царя, — по-видимому, исторические факты.
Надпись на арамейском языке, обнаруженная на Масличной горе на надгробии эпохи Второго Храма, гласит: «Сюда были перенесены кости Узии, царя Иудеи, — не открывать!»[10]. Из этого следует, что останки Узии были перенесены из его первой могилы вопреки галахической традиции (см. Галаха), запрещавшей переносить могилы дома Давида. Поэтому исследователи заключают, что Узия был похоронен не в склепах дома Давида, а «на погребальном поле, которое принадлежало царям, ибо они сказали, что он — прокаженный»[11]. Поскольку в Библии неоднократно сообщается, что, подобно Уззии, цари Иудеи и Израиля осуществляли храмовый ритуал[12], попытка священников помешать Узии возжечь благовония на храмовом алтаре истолковывается исследователями как проявление борьбы между монархией и жречеством за прерогативу осуществлять храмовый ритуал.
Примечания
- ↑ II Ц. 14:19–22; 15:1–7; II Хр. 26
- ↑ II Ц. 14:23
- ↑ II Хр. 26:7
- ↑ II Хр. 26:6
- ↑ II Хр. 26:13
- ↑ II Хр. 26:11–12
- ↑ II Хр. 26:13
- ↑ II Хр. 26:16–21
- ↑ Древ. 9:223
- ↑ перевод на русский с английского перевода, выполненного У. Олбрайтом
- ↑ II Хр. 26:23
- ↑ I Сам. 13:9–10; II Сам. 6:14, 8:18; I Ц. 3:15 и др.
|
||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
|