Узияhу (Озия)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
(консолидация)
Следующая правка →

Версия 07:58, 6 мая 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Дата создания: 10 декабря 2012

Узияhу (ивр. עֻזִּיָּהוּ‎), он же Узия (ивр. עֻזִּיָּה), он же Азария (ивр. עֲזַרְיָה), он же Азарьяhу (ивр. עֲזַרְיָהוּ) - десятый царь Иудеи (в 785–769 гг. до н. э. — формально соправитель, в 769–734 гг. до н. э. — царь). Когда его отец Амация (797–769 гг. до н. э.) был убит заговорщиками в Лахише[1], «весь народ Иудеи» выбрал 16-летнего Уззию своим царем.

Предшественник:
Амасия
Амация
Иудейский царь
КЕЭ             785 — 733 до н. э.

Jewish Encycl.  811 — 758 до н. э.
Эрлихман        767 — 740 до н. э.

Преемник:
Иоафам
Йотам

Биография

В ТаНаХе правление Узии представляется одним из периодов расцвета Иудейского царства. Узия был энергичным и последовательным правителем, достигшим успехов как во внутренней, так и во внешней политике. Царь продолжал политику отца, стремясь расширить и укрепить господство Иудеи над южными районами Эрец-Исраэль вплоть до Эйлатского залива. Узия восстановил власть над Эйлатом[2] и построил цепь укреплений в Аравае и Негеве для охраны путей из Иерусалима в Эйлат и защиты этих территорий скотоводов от посягательств кочевников[3]. Уззия принимал меры для развития засушливых районов на юге страны. На западе он вел успешные войны с филистимскими городами — Гатом, Явне и Ашдодом[4] — с целью установить контроль над «морским путем» (торговой артерией, связывавшей Египет с Месопотамией). Иудея при Уззии распространила свою власть на аммонитян. Внешнеполитические успехи Уззии были достигнуты благодаря усилению экономической и военной мощи Иудеи. Уззия укрепил Иерусалим[5], реорганизовал армию[6], увеличил ее численность и оснащенность[7]. Возможно, что Уззия отвоевал у Израильского царства территории к северу от Иерусалима, потерянные при Амации.

Согласно ассирийским анналам, Тиглатпаласар III нанес поражение Уззии в районе Хамата (Сирия) между 743 г. и 738 г. до н. э. Это поражение знаменует начало упадка мощи Иудеи, окончательно завершившегося с вторжением войск Арам-Даммесека и Самарии и осадой Иерусалима в период царствования внука Уззии, Ахаза (с 743 г. до н. э. — соправитель, в 733–727 гг. до н. э.— царь).

Последние дни Узии

Согласно II Хр.[8], Узия был поражен проказой за то, что вступил в Храм и попытался возжечь благовония на алтаре Бога Израиля вопреки предостережениям священников, что жертвоприношение — прерогатива священнослужителей. Иосиф Флавий[9] приводит предание о болезни Уззии более подробно. В один из праздников царь обрядился в жреческие одежды и, несмотря на возражения священников, собирался осуществить обряд жертвоприношения на золотом алтаре. Когда он готовился к этому, произошло землетрясение, потолок Храма треснул и луч солнца обжег лицо царя, поразив его проказой. Попытка принести жертву на храмовом алтаре, землетрясение в Иерусалиме (известное также из других источников) и болезнь царя, — по-видимому, исторические факты.

Надпись на арамейском языке, обнаруженная на Масличной горе на надгробии эпохи Второго Храма, гласит (перевод на русский с английского перевода, выполненного У. Олбрайтом): «Сюда были перенесены кости Узии, царя Иудеи, — не открывать!» Из этого следует, что останки Узии были перенесены из его первой могилы вопреки галахической традиции (см. Галаха), запрещавшей переносить могилы дома Давида. Поэтому исследователи заключают, что Узия был похоронен не в склепах дома Давида, а «на погребальном поле, которое принадлежало царям, ибо они сказали, что он — прокаженный»[10]. Поскольку в Библии неоднократно сообщается, что, подобно Уззии, цари Иудеи и Израиля осуществляли храмовый ритуал[11], попытка священников помешать Узии возжечь благовония на храмовом алтаре истолковывается исследователями как проявление борьбы между монархией и жречеством за прерогативу осуществлять храмовый ритуал.

Примечания

  1. II Ц. 14:19–22; 15:1–7; II Хр. 26
  2. II Ц. 14:23
  3. II Хр. 26:7
  4. II Хр. 26:6
  5. II Хр. 26:13
  6. II Хр. 26:11–12
  7. II Хр. 26:13
  8. II Хр. 26:16–21
  9. Древ. 9:223
  10. II Хр. 26:23
  11. I Сам. 13:9–10; II Сам. 6:14, 8:18; I Ц. 3:15 и др.
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Уззия в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация