Шаргород ( еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Gorozmey (Обсуждение | вклад) |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Шаргород''' (на [[Идиш Язык|идиш]] Шаригрод) - город в Украине. | + | '''Шаргород''' (на [[Идиш Язык|идиш]] Шаригрод) - город в Украине. |
В 1588 г. король Сигизмунд III даровал Шаргороду статус [[Местечко|местечка]], жителям были даны различные привилегии. | В 1588 г. король Сигизмунд III даровал Шаргороду статус [[Местечко|местечка]], жителям были даны различные привилегии. |
Версия 15:53, 3 мая 2013
Источник: | ||||||||
|
Шаргород (на идиш Шаригрод) - город в Украине.
В 1588 г. король Сигизмунд III даровал Шаргороду статус местечка, жителям были даны различные привилегии.
Содержание |
Возникновение общины
Евреи стали селиться в Шаргороде в 1588–89 гг.; в 1589 г. в городе была построена синагога крепостного типа. Евреев обязали платить подати настоятелю костела.
Семнадцатый век
В первой половине 17 в. еврейская община Шаргорода была одной из крупнейших в Подолии.
По разным сведениям, в Шаргороде насчитывалось от 300 до 1000 еврейских домов. Раввинами Подолии были представители семейства Мах. Во время восстания казаков под предводительством Б. Хмельницкого, в конце июля 1648 г. Шаргород был захвачен отрядами повстанцев М. Кривоноса, и еврейская община города была уничтожена.
В период турецкого господства в Подолии (1672–99) в Шаргород переселились евреи из Турции.
С 1699 г. Шаргород в составе Польши.
Восемнадцатый век
В 18 в. еврейское население Шаргорода резко увеличилось.
В 1734 г. город пострадал от погрома, устроенного гайдамаками.
Раввинами Шаргорода в первой половине 18 в. были рабби Моше Элханан Хальперин, рабби Нафтали Херц Каhан, рабби Авраhам бен Меир (умер в 1744 г.).
Шаргород стал одним из центров распространения хасидизма в Подолии. Яаков Иосеф бен Цви hа-Коhен Кац из Полонного, ученик Бешта (см. Исраэль бен Элиэзер Баал-Шем-Тов), был раввином Шаргорода.
В 1748 г. его изгнали из Шаргорода за пропаганду хасидизма. Хасидскими раввинами были Яаков бен Авраhам и Давид Цви (тесть рабби Натана Штернхарца из Немирова, 1780–1845).
В Шаргороде, как и во всей Подолии, были очень распространены мистическо-мессианские настроения.
В городе жили последователи Саббатая Цви и франкисты (см. Я. Франк), ученики Бешта, рабби Давид из Шаргорода, рабби Залман из Шаргорода (умер в 1782 г.).
С 1793 г. Шаргород — местечко Подольской губернии в составе России.
Девятнадцатый век
В 1847 г. в Шаргороде проживало 3670 евреев, в 1897 г. — 3989. Основными занятиями евреев были ремесла и торговля. Так, в 1820–30 гг. в Шаргороде жили три купца разных гильдий, все трое — евреи.
В конце 19 в. – начале 20 в. евреям принадлежали все торговые заведения Шаргорода, лесные склады, типография, гостиницы.
В 1799 г. было открыто новое еврейское кладбище. С введением в 1827 г. «натуральной воинской повинности для евреев» (см. Военная служба.) на кагал была возложена ответственность за своевременную поставку рекрутов.
Кагал Шаргорода сдавал в солдаты в основном детей бедных родителей, часто вне очереди.
В 1834 г. злоупотребления кагала по сдаче внеочередных рекрутов были раскрыты.
Во второй половине 19 в. большинство еврейского населения Шаргорода были последователями Ружинско-Садагорской династии (см. Ружинский цаддик, Хасидизм).
Раввином Шаргорода был Ханох Крупник, дед израильского писателя Б. Кару. В конце 1880-х гг. в городе было шесть синагог, в начале 20 в. — девять.
Двадцатый век
В начале 1910 г. в Шаргороде функционировали частное еврейское училище для мальчиков и смешанное еврейское училище.
Евреи Шаргорода пострадали в годы революции и гражданской войны (1917–20). Так, летом 1919 г. подчинявшиеся Директории во главе с С. Петлюрой вооруженные отряды устроили в Шаргороде еврейский погром, во время которого было убито около 100 человек.
В 1923 г. в Шаргороде проживало 1918 евреев, в 1926 г. — 2697 евреев (61% от общей численности населения), в 1939 г. — 1664 еврея (74% населения).
С середины 1920-х гг. в Шаргороде функционировала семилетняя еврейская школа, был создан еврейский колхоз «Красный пахарь». В 1930-е гг. в городе были закрыты все синагоги.
Немецко-румынская оккупация
В июле 1941 г. немецко-румынские войска заняли Шаргород; город был включен в состав Транснистрии, находившейся под контролем румынских властей.
В городе было устроено гетто, население которого в декабре 1941 г. составляло около семи тысяч человек. Большинство обитателей гетто составляли депортированные румынским правительством евреи из Бессарабии, Буковины и Румынии.
Созданный в гетто еврейский комитет под руководством М. Тайча делал все возможное для спасения евреев.
В гетто смогли укрыться многие евреи, бежавшие из других мест, в том числе из районов, оккупированных немцами.
В гетто были пекарни, столовая для бедных, аптека, больница, детский дом, ремесленный и потребительский кооперативы.
Зимой 1941–42 гг. от инфекционных заболеваний, в основном от тифа, в гетто умерли около 1400 человек.
Благодаря самоотверженной работе медицинского персонала зимой 1942–43 гг. смертность от инфекционных заболеваний почти прекратилась (умерли всего четыре человека).
В Шаргороде оккупационные власти не проводили акций по уничтожению еврейского населения; евреев использовали на дорожных работах.
Шаргород был местом на оккупированных территориях Советского Союза, в котором уцелело большинство еврейского населения.
Вторая половина двадцатого века
В конце 1940-х гг. в Шаргороде проживало более тысячи евреев; в частном доме собирался миньян, был свой шохет.
В начале 1990 г. в Шаргороде было образовано Общество еврейской культуры, в 1994 г. зарегистрирована еврейская община.
По данным Еврейского агентства, в 1993 г. в Шаргороде насчитывалось около 700 евреев.