Слуцк (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Gorozmey (Обсуждение | вклад) (→Литература) |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) (→Евреи Слуцка до конца ХVIII в.) |
||
Строка 15: | Строка 15: | ||
'''Слуцк''' - город в Белоруссии. | '''Слуцк''' - город в Белоруссии. | ||
- | == | + | == XVII - ХVIII вв. == |
Первые упоминания о евреях в Слуцке восходят к 1583 г. | Первые упоминания о евреях в Слуцке восходят к 1583 г. |
Версия 11:37, 30 апреля 2013
Регулярная статья | |
Слуцк - город в Белоруссии.
Содержание |
XVII - ХVIII вв.
Первые упоминания о евреях в Слуцке восходят к 1583 г.
В начале 17 в. в городе образовалась еврейская община; постановлением Литовского ва‘ада от 1623 г. она была отнесена к юрисдикции Брест-Литовского кагала.
В 1655 г., когда в Белоруссию вторглись русские войска, евреи Слуцка бежали в Вильно. После окончания войны община Слуцка была восстановлена; ее численность значительно увеличилась, во многом благодаря тому, что князья Радзивиллы, владевшие городом с начала 17 в., приглашали в него еврейских торговцев и ремесленников, предоставляя им, вопреки протестам православного духовенства, различные льготы.
Слуцк стал также одним из центров еврейской учености.
В 1665–66 гг. евреи города, в отличие от евреев подавляющего большинства восточноевропейских общин, решительно отказались признать Саббатая Цви мессией и не приняли его эмиссаров.
В 1691 г., учитывая численный рост общины Слуцка и то, что в ней было много знатоков Торы и Талмуда, Литовский ва‘ад признал ее главным кагалом одной из пяти мединот (областей), на которые делилась еврейская автономия в Литве; глава общины (рош медина) получил таким образом право решающего голоса при обсуждении вопросов, затрагивавших интересы всего литовского еврейства.
В 18 в. община Слуцка — одна из крупнейших и наиболее влиятельных в Белоруссии.
К 1766 г. численность еврейского населения города достигла 1577 человек. В 1761 г. в Слуцке состоялось последнее заседание Литовского ва‘ада перед его упразднением.
С середины 18 в. Слуцк — оплот митнагдим; согласно бытовавшей здесь легенде, основатель хасидизма рабби Исраэль бен Эли‘эзер Ба‘ал-Шем-Тов (Бешт), пытавшийся в 1739 г. проповедовать в Слуцке свое учение, был подвергнут телесному наказанию во дворе главной синагоги города «Калте шул».
В 1755 г. в православную церковь Слуцка были перенесены из местечка Заблудув (ныне в Польше) мощи «младенца Гавриила», которого евреи Белостока якобы умертвили в ритуальных целях в 1690 г. Документальные свидетельства об этом кровавом навете отсутствуют; в ходе обследований мощей Гавриила, проведенных в 1920–30-х гг., доказательства его насильственной смерти обнаружены не были. В конце 20 в. некоторые либерально настроенные деятели православной церкви (в частности, протоиерей А. Мень, 1934–90 гг.) выступили за деканонизацию Гавриила Заблудувского.
В ХIX в.
С 1793 г. Слуцк — в составе России.
В 19 в. численность еврейского населения города возрастала:
- в 1800 г. она составила 1584 человека (47 купцов и 1537 мещан, 71% всего населения),
- в 1847 г. — 5897 человек,
- в 1897 г. — 10 264 человека (71% всего населения).
Они занимались мелкой торговлей, различными ремеслами, садоводством и огородничеством (в городе и его окрестностях выращивались «слуцкие беры» — высокосортные груши, выведенные, по имеющимся данным, во второй половине 1880-х гг. еврейским селекционером-самоучкой Т. Механиком; 1855–1927).
Несмотря на то, что к началу 20 в. экономическое значение города значительно снизилось и уровень жизни большинства членов общины Слуцка был невысок, она содержала
- 18 синагог,
- школу талмуд-тора и
- несколько хедеров.
Кроме того, к 1910 г. в Слуцке функционировали
- два частных мужских еврейских училища, в одном из них (двухклассном) была женская смена.
Раввины
Духовные руководители общины —
- рав И. Пеймер (главный раввин Слуцка в 1829–64 гг.),
- рав И. Б. Соловейчик (главный раввин Слуцка в 1865–74;) и другие — оставались твердыми противниками хасидизма.
В 1897 г. рав И. З. Мельцер (1870–1954) основал в Слуцке «литовскую» иешиву «Эц хаим» , первоначально как филиал Слободской иешивы. Йешива вскоре приобрела широкую известность.
Среди ее воспитанников были, в частности, поэт Э. Э. Лисицкий и рав Э. Шах.
В ХХ в.
На рубеже 19–20 вв. в Слуцке широко распространялись идеи сионизма, в пропаганде которых важную роль играл кружок Боней Цион, входивший во всемирную Сионистской организацию. В начале 20 в. в городе возникли секции По‘алей Цион и Бунда, в 1913 г. — группа Це‘ирей Цион. В 1905–1906 гг. действовал отряд самообороны. Вскоре после установления в городе советской власти (1919) еврейские политические организации были распущены; подпольные сионистские группы (среди которых выделялся внепартийный молодежный кружок Кадима) продолжали действовать до середины 1920-х гг., когда органы госбезопасности разгромили их. Одновременно осуществлялась постепенная ликвидация еврейских религиозных и общинных учреждений. Синагоги были закрыты; в здании «Калте шул» с середины 1920-х гг. размещалась пекарня. В 1920 г. власти конфисковали здание иешивы «Эц хаим»; вскоре после этого она закрылась. Зимой 1923 г. раввин Мельцер со своими учениками (в том числе Э. Шахом) были вынуждены бежать в Польшу. Некоторые из них погибли при нелегальном переходе границы, другие были схвачены польской контрразведкой и брошены в тюрьму по обвинению в шпионаже; лишь немногим удалось впоследствии добраться до Эрец-Исраэль.
В 1920–30-х гг., по мере выезда евреев в крупные города (Москву, Ленинград /см. Санкт-Петербург/, Минск и другие), численность еврейского населения Слуцка постепенно сокращалась; в 1926 г. она составила 8358 человек (53,3% всего населения).
Холокост и послевоенное время
5 июля 1941 г. Слуцк заняли германские войска. Нескольким сотням евреев удалось к этому времени эвакуироваться из города; из-за отсутствия транспорта многие уходили пешком. 27 октября 1941 г. вошедший в Слуцк батальон военной полиции, наполовину состоявший из литовцев, устроил избиение евреев, в ходе которого погибли около 500 человек. Эта акция, осуществлявшаяся с крайней жестокостью, вызвала протест даже со стороны главы местной оккупационной администрации — гебитскомиссара Слуцка. В январе 1942 г. гитлеровцы согнали всех евреев Слуцка и окрестных местечек в два гетто, одно (вмещавшее около тысячи человек) — за городом, другое (около пяти тысяч человек) — в центре города. Первое из этих гетто было уничтожено в мае, второе — в ноябре 1942 г.; в обеих акциях активно участвовали литовцы. 25 евреев сумели бежать из гетто и присоединиться к партизанам.
По данным переписей населения, в 1959 г. в Слуцке жили 1275 евреев, в 1970 г. — 1009, в 1979 г. — 777, в 1989 г. — 606. В послевоенные годы синагоги в городе не было; до начала 1980-х гг. на частной квартире собирался миньян; те, кто входили в него, ухаживали за еврейским кладбищем.
Многочисленные документы и воспоминания о еврейской общине Слуцка собраны в «Пинкас Слуцк» (см. Пинкас), изданном в 1962 г. в Соединенных Штатах Америки (на иврите, идиш и английском языке).
Известные уроженцы - евреи
- писатели И. Д. Беркович, Я. Кахан и другие,
- маскил Ц. Х. Даинов (1837–77), которого называли «проповедником из Слуцка»,
- оратор и публицист Ц. Х. Маслянский (1856–1943),
- историк и философ Я. Н. Симхони (1884–1926),
- Косберг, Семен Ариевич (1903—1965) — советский конструктор авиационных и космических двигателей, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.
- Неймарк, Израиль Исаевич (1915—1998) — учёный-хирург, доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки РСФСР.
Ссылки
Статья «Слуцк» в Электронной еврейской энциклопедии