Итро (Иофор)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) |
м (оформление) |
||
Строка 13: | Строка 13: | ||
}} | }} | ||
- | {{также|Святилище Итро (Наби Шуэйб) | + | {{также|Святилище Итро (Наби Шуэйб)|Итро (недельный раздел)}} |
- | + | ||
- | + | ||
+ | '''Йитро''' ({{lang-he|יִתְרוֹ}}, в русс. трад. ''Иофор'') — [[священник]] и князь [[мидьян]]ского племени на [[Синай]]ском полуострове, тесть [[Моше]] (Моисея), женившегося на его дочери [[Циппора|Ципоре]] (Сепфоре). | ||
== В ТаНаХе == | == В ТаНаХе == |
Версия 13:13, 29 апреля 2013
Источник: | ||||||||
|
Йитро (ивр. יִתְרוֹ, в русс. трад. Иофор) — священник и князь мидьянского племени на Синайском полуострове, тесть Моше (Моисея), женившегося на его дочери Ципоре (Сепфоре).
В ТаНаХе
В Пятикнижии Итро зовётся также Рагуил (Исх. 2:16, 18). В 18 стихе 2 главы Исхода священник назван Рагуилом, в 1 же стихе 3 главы и в последующих главах он упоминается как Итро.
Согласно библейскому повествованию, Моисей, спасаясь от гнева фараона, бежит в Мидьян, где у колодца заступается за обижаемых пастухами дочерей «жреца Мидьяна». Благодарный отец радушно принимает Моисея в своем доме и отдает ему в жены одну из своих семи дочерей, Циппору (Исх. 2:16–21). Когда Бог, явившийся Моисею в неопалимой купине, повелевает ему возвратиться в Египет, чтобы вывести оттуда израильтян в Землю обетованную, Итро не удерживает зятя (Исх. 3:1–10; 4:18). В 18 главе Исхода описывается, как Итро пришел к Моисею к горе Синай, где тот судил народ (евреев), и посоветовал ему поставить людей «способных, боящихся Бога» тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками над народом, чтобы они судили народ по простым делам, а в сложных делах обрщались к Моисею. Таким образом, Итро помогает Моисею решить вопрос судопроизводства, после чего удаляется в свою страну. (Исх. 18:1-27)
Различия в источниках
Некоторые исследователи считают, что различия в источниках, легших в основу канонического текста Библии, являются причиной того, что тесть Моисея именуется в книге Исход также Реуэлем (2:18) и Иетером (4:18), в книге Числа (10:29) — не то Реуэлем, не то Ховавом, а в книге Судей (4:11) — Ховавом. Другие, предлагая ряд исправлений в указанных текстах, полагают, что Реуэль — это отец Итро, а Ховав — либо шурин Моисея, либо зять. То, что Итро назван мидьянитом в книгах Исход и Числа, но кенитом в книге Судей (1:16; 4:11), и что его роль в реорганизации судебной системы израильтян, подробно описанная в книге Исход, не отмечена в пересказе этого события во Второзаконии (1:9–17), также объясняется по-разному различными учеными.
Другие религии
Комментаторы Корана отождествляют с тестем Моисея исламского пророка Шуайба, упоминаемого Мухаммадом в качестве жителя Мидьяна. Житийная литература ислама подробно описывает пребывание Моисея в доме тестя, его женитьбу на Циппоре и т. п.
Друзы, высоко почитающие память Шуайба, считают его одним из ранних воплощений космического худуд — эманации света Создателя, — относящимся ко времени Моисея. Согласно друзской традиции, его могила находится на склоне теля Карней-Хиттим (около Тверии); она служит местом ежегодного паломничества друзов 23–25 апреля.
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.